Год театра

«Поспешное замужество» — на сцене сельского Дома культуры

Огромная часть сельского населения нашей республики отрезана от театральной жизни. Однако надо отметить положительную динамику — в Ингушетии стали появляться дома культуры, отвечающие самым современным требованиям. Только в этом году открыто уже два и в прошлом году было построено и введено в эксплуатацию восемь новых домов культуры! Было бы куда, а за «живым искусством» люди в дома культуры будут ходить всегда.

15 февраля Ингушский государственный драматический театр имени Идриса Базоркина в новом Доме культуры сельского поселения Кантышево, представил на суд зрителей спектакль — комедию «Сихденна маьрел» («Поспешное замужество») по одноименной пьесе Эсет Сусуркиевой в постановке режиссера Мурата Галаева. Пьеса злободневна — в ней поднимаются темы взаимоотношений в семье, коррупции в обществе.

В спектакле, который проходил при аншлаге в ДК Кантышево, были задействованы полюбившиеся зрителям артисты национального театра Ингушетии: народный артист республики Адам Бузуртанов, заслуженные артисты Ераги Костоев и Зарета Гандалоева, актриса Диана Мержуева и др.

Особое внимание в этой статье хочу уделить автору данного спектакля, актрисе Ингушского государственного драматического театра имени Базоркина, студии театра и кино «Барт», поэту и драматургу, народной артистке Республики Ингушетия, соавтору проекта и художественному руководителю творческого объединения «Зокх», Эсет Хажбикаровне Сусуркиевой. Думаю, что читателям будет небезынтересна ее творческая судьба.

Ею сыграны такие роли: Каси («Здравствуй, Пятимат!», Э. Сусуркиева), Старуха («Народ бессмертен», В. Хамхоев), Доули («Из тьмы веков», И. Базоркин), Ануш («Ханума», А. Цагарели), Гостья («Божья гостья», А. Ведзижев), Фаржет («Бунт невесток», С. Ахмад), Муминат («Асхаб Бендер», С. Чахкиев), Старуха («Чудо праздник», Э. Сусуркиева), Служанка («Кровавая свадьба», Г. Лорка).

Бесспорно, женщина — это гений красоты. Ей не нужно быть конкретной и определенной, ей достаточно быть чистой и прекрасной. Многие и многие Марьямы, Лизы, Анжелы, Макки, Заремы, Розы так и поступили, сияли подобно идеалу, непорочному, недосягаемому и мечтательному. Эсет Хажбикаровна — по другую сторону баррикад, она не заняла пассивно-выжидательную позицию, а подвигла себя к желанной цели и в силу своего таланта стала народной актрисой Республики Ингушетия.

Добившись заслуженного успеха у зрителей, Эсет Сусуркиева добилась значительных успехов и в драматургии. Ее пьесы отвечают вкусам большинства нашего населения. Она тяготеет к идеальному, романтизм в ее спектаклях занимает довольно большую долю. Это и прошлое, и молодость, о которой мы довольно часто тоскуем, и живем между прошлым и будущим в психологически зажатом «тесном ущелье». Море нового искусства накрыло волной весь романтизм двадцатого века, и современные пьесы — более определенные, рациональные, технологичные, можно сказать, расчетливее — с достаточной силой вытесняют классический романтизм. Этим и отличаются пьесы Эсет Сусуркиевой, что они как отдушина для зрителя, как бы дающие ему мыслить исключительно персонажами и образами главных героев пьесы, живыми явлениями самой нашей жизни и быта, как бы почувствовать себя романтиком, хотя бы на два часа. Огромные зачатки для злободневного освещения нашей духовной жизни были заложены Сусуркиевой в программе «Зокх», где и актеры играли превосходно, и драматургия была превосходной.

Театр, со злободневными театральными постановками, имеет яркую возможность встать вровень с нашей эпохой и выразить ее дух полно и чисто — без чужеродных примесей. Показать правдоподобную картину жизни (с подробностями быта, психологии, пейзажа, портрета и т. д.). Нужно прямо сказать, ни современным ингушским драматургам, ни писателям не удалось пока создать «нашего современника» — положительного героя, наделив его при этом менталитетом горца (эздел, гулкх и т. д.). Пока наш «герой» растворяется в мире соблазнов и безудержного желания получения прибыли, не прикладывая ни физических, ни духовных сверхусилий. Остается надеяться на инерцию прошлого века, а пока наша драматургия топчется на одном месте — между недостаточным реализмом и недостаточным классицизмом. Мы вступили в полосу ироничного театра, изображая жизнь такой, какой нам хочется ее видеть и какой она должна стать по нашему мнению. Но это, к сожалению далеко не так. «Романтизма мало», как говорил герой рассказа Зощенко.

Вечные театральные принципы, благодаря которым Мурад Галаев — народный артист Республики Ингушетия, режиссёр Ингушского драматического театра имени Базоркина, смог осуществить задуманное и представить жителям села Кантышево пьесу, в которой звучал колоритный ингушский язык, тонкий и острый юмор.

Это уже не первый опыт выездных спектаклей национального театра в сельские районы Ингушетии. Уверен, что данная гастроль театра еще раз продемонстрирует нашему населению очередную яркую вспышку «культурной революции», которая на наших глазах происходит в нашей республике.

Ладимир Боков,

руководитель Центра изучения литературно-культурного наследия народов Северного Кавказа имени первого народного писателя ЧИАССР Ахмета Бокова