Но любовь на первом месте

Российская общественность отмечает День работников дошкольных учреждений

Дошкольный возраст — крайне ответственный и важный период в жизни ребенка. В этом возрасте формируется личность маленького человечка, и закладываются основы его здоровья.

Ни для кого не секрет, что благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка зависит от мудрости воспитателя, его терпения, внимания к внутреннему мировоззрению малыша. С помощью своих воспитателей дошкольники познают секреты окружающего мира, учатся любить и беречь свою Родину. Поэтому очень важно, чтобы рядом с малышом в стенах дошкольного учреждения находился ответственный воспитатель, и чтобы в этой сфере стремились работать люди, для которых воспитание детей не пустой звук, а истинное призвание.

Именно так считает и наша сегодняшняя собеседница Галина Умарова, которая заведует новым детским садом «Счастливое детство», построенном в сельском поселении Барсуки в этом году. Галина Ильинична, как руководитель, имеющий за спиной тридцатилетний стаж работы с детьми дошкольного возраста, уверена, что детские сады являются первой ступенькой в становлении личности малыша.

— Для того, чтобы воспитывать, надо самому быть воспитанным и обладать умением закладывать в ребенке базовые понятия об окружающем мире, прививать навыки к труду, усидчивость, концентрацию внимания и мышление, — говорит Галина Ильинична. — Поэтому лично я считаю, что дошкольный педагог должен быть разносторонне развитым человеком, и он без устали должен стремиться к самосовершенствованию. От него требуются высокие моральные качества, выдержка, благосклонное отношение к детям, а также доброжелательность и готовность помогать окружающим.

По утверждениям Галина Ильиничны получается, что воспитатель — творческая профессия. Она обязывает находить уникальные подходы в обучении, способствовать пониманию изучаемого материала. Другими словами, дошкольное образование — это базис, своеобразный фундамент, от прочности которого зависит дальнейшее успешное развитие ребенка, и в этой профессии не должно быть места для случайных людей.

Профессия воспитателя во все времена пользовалась большим спросом, однако к ней предъявляются высокие требования. Человек, работающий с дошколятами, должен быть добрым, внимательным, терпеливым, выдержанным, умным и находчивым, чтобы отвечать на любые вопросы. Он должен уметь рисовать, делать поделки, петь, танцевать и, что немаловажно, быть хорошим психологом. Стало быть, и чествовать воспитателей на должном уровне просто необходимо.

Впервые с такой инициативой в начале 2000-х выступили наши коллеги — журналисты ведущих средств массовой информации, которые провели опрос среди населения краев и областей России, в ходе которого выяснилось, что профессия педагога-воспитателя в детских садах действительно очень важна. Далее корреспонденты изданий «Детский сад со всех сторон», «Дошкольное образование» и «Обруч» обратились к народу с просьбой обратить внимание на детские сады. Журналисты отмечали, что педагогов дошкольного образования должны почитать не меньше школьных учителей. В общем, этот проект получил колоссальную поддержку широкой общественности, и идею эту поддержали все респонденты, а Президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий указ. Таким образом, появился День работников ДОУ, который на протяжении пятнадцати лет ежегодно отмечается 27 сентября. Именно в этот день в 1863 году в Санкт-Петербурге был открыт первый детский сад.

Вообще, надо отметить, что в нашей стране дошкольное образование развивалось медленно. Изначально дворяне считали, что и сами справляются с детьми. А у бедных попросту не было денег водить малышей в специальные учреждения. И только после революции 1917 года детские сады вошли в массы. Государство начало финансировать отрасль, и детей начали принимать в сады от трех до пяти лет. Здесь был организован дневной уход и присмотр за детьми, а впоследствии начали преподавать шитье, развивать речь и общую моторику.

— Должна отметить, что среди нас и сегодня встречаются такие люди, которые думают, что, кроме ухода и присмотра за детьми, в садах больше ничего не делается, но это глубокое заблуждение, — говорит Галина Ильинична. — Детские сады сегодня по всем параметрам ушли далеко вперед. Достаточно понаблюдать за первоклашками, которые посещали сад, и сравнить их с теми, кто в детский садик не ходил, и становится понятно, какую сильную подготовительную базу может дать ребенку дошкольное образовательное учреждение. Наши воспитанники бывают особенными, они отличаются от своих сверстников по успеваемости, усидчивости, интеллекту и общему развитию. Вот вам и ответ на вопрос «Что может дать детский сад ребенку?»

Несмотря на то, что этот материал посвящен профессиональному празднику работников дошкольных образовательных учреждений, несколько слов хотелось бы сказать о самом здании детского садика «Счастливое детство», которое с самого начала стройки привлекло к себе внимания людей. По словам специалистов в области архитектуры и строительства, здание это построено по новейшему типовому проекту, состоит из двух этажей и имеет роскошный вид.

— Пользуясь случаем, не могу не поблагодарить наших застройщиков под руководством Тухана и Тархана Зязиковых, которые давно уже зарекомендовали себя как самые надежные деятели в строительной отрасли, — говорит Галина Ильинична. — Они подарили нашим детишкам дом со всеми удобствами, оборудовали его за свой счёт, и за это мы выражаем им искреннюю благодарность.

Как говорит Галина Умарова, создавая проект, строители опирались на такие принципы, как правильность и удобство расположения различных функциональных зон на территории детского сада, не обошли они стороной и такую важную деталь, как внешняя красота. Как мы знаем, первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида здания, благоустройства двора. Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанник не только получает положительные эмоции, но и сам учится оберегать красоту, создавать её своими руками.

А желание создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства для нахождения детей, в данном конкретном случае стало основным стимулирующим звеном между заказчиком и подрядной организацией.

При входе в здание особое внимание посетителей привлекают настенные рисунки и большие панорамные панно, написанные кистью местных художников из династии Даурбековых, которые переняли у своего предка, одного из первых профессиональных художников среди ингушей Гази-Магомеда Албастовича Даурбекова, богатое творческое наследие и сегодня щедро делятся с нами своим искусством.

Светлые комнаты с высокими потолками, где планировка предусматривает отдельные друг от друга входы и выходы, создают комфортное пребывание в саду не только детям, но и взрослым, и надо сказать, что здесь всё рассчитано так, чтобы воспитанники этого учреждения могли чувствовать себя самыми счастливыми детьми на свете. Глядя на всю эту красоту, невольно думаешь, что и название этому саду дали под стать — «Счастливое детство».

— Когда наш новый сад готовился к сдаче в эксплуатацию, предыдущий министр образования Юсуп Костоев озвучил такие данные, что с вводом этого нового объекта в строй проблема с дошкольными учреждениями в селе Барсуки будет решена, — говорит заведующая, — но, как оказалось, это не соответствует действительности. Дело в том, что желающих оформить своих детей в наш сад ещё очень много, и на сегодняшний день у нас в очереди стоят 397 детей вместо 220 положенных по норме. Что будем делать с излишним количеством душ, пока не могу сказать, но мы поставили об этом в известность нового Главу Ингушетии Махмуд-Али Калиматова, который недавно посетил нас и ознакомился с обстановкой на месте.

По словам Галины Умаровой, они сумеют, конечно, увеличить мощность эксплуатации садика за счет уплотнения, как везде это и практикуется в последнее время из-за нехватки детских садов в населенных пунктах, но это будет очень сильной нагрузкой для воспитателей. Кроме этого и сами дети от этого будут получать меньше комфорта, ведь во время строительства каждому ребенку отводится определенная площадь по СанПину.

Если говорить об оснащении нового дошкольного учреждения, то надо сказать, что оно соответствует последним требованиям. Здесь имеется центральное отопление, вода, газ, канализация, сантехническое оборудование, пищеблок. Кухня, прачечная и медицинский кабинет обеспечены всеми необходимыми наборами оборудования. «Счастливое детство» располагает спортивным и музыкальным залом, методическими кабинетами, комнатами краеведения.

Пройдясь по этажам садика, можно убедиться в том, что для организации воспитательного и образовательного процесса здесь имеются все необходимые помещения, в спальнях и игровых комнатах установлена красивая детская мебель, соответствующая росту, возрасту и требованиям государственного стандарта. Имеется здесь также театральный уголок, оформленный в музыкальном зале, для драматизации сказок детьми и другие технические средства обучения для просмотра различных тематических диафильмов.

— В нашем саду созданы условия для развития экологической культуры, имеются плакаты, игры, альбомы на экологическую тему, — говорит методист садика Амина Хашагульгова, проработавшая с детьми более тридцати лет. — Весь необходимый методический материал у нас имеется, в том числе и условия для развития представлений о человеке в истории и культуре. В этой части мы обеспечили свой садик интересной литературой, у нас есть энциклопедии, легенды, сказки, а также различные приложение к журналам для детей. Есть у нас также литература для знакомства детей с историей, культурой, трудом, бытом разных народов. А ещё мы вместе с детьми, как только начнем работать, создадим уголок краеведения — своеобразный музей об истории ингушского народа.

Амина Суламбековна рассказала, что организация деятельности детского садика будет вестись по годовому плану работы, где будет предусмотрена работа с персоналом, детьми и родителями, а также работа по преемственности со школой. Образовательный процесс в этом дошкольном учреждении планируют проводить в форме интегрированных занятий, учитывающих интерес и любопытство детей, группами, подгруппами детей и индивидуально.

По словам методиста нового садика, в «Счастливом детстве» созданы условия для взаимодействия разных возрастов: совместные игры, прогулки, занятия, праздники. Таким образом, будет обеспечиваться баланс между занимательным делом и регламентированной деятельностью и свободным временем детей между разными видами активности детей (умственной и физической). Также для предупреждения утомляемости детей будут использованы физкультминутки.

Как нам удалось узнать, для физической активности детей в группах садика оборудованы физкультурные уголки, в которых имеется оборудование для проведения подвижных игр, упражнений в разных видах движений, используемые в самостоятельной деятельности, также в ДОУ созданы условия для формирования у детей познавательных способностей. В достаточном количестве имеется здесь демонстрационный и раздаточный материал по всем разделам математики, причем оборудование сосредоточено как в методическом кабинете, так и в группах, где имеются игры для знакомства с правилами дорожного движения. Для развития у детей элементарных естественнонаучных представлений имеются такие предметы, как глобус, карты, магниты, луна, сосуды для воды, песок для простейшего экспериментирования.

— Необходимо отметить, что в каждой группе нашего сада созданы условия для игровой деятельности разных видов: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных («магазин игрушек», «больница», «парикмахерская», «библиотека», «школа») и так далее, — говорит Амина Суламбековна. — Также в спальных комнатах у нас оборудованы уголки уединения для индивидуальных игр и отдыха детей. Весь игровой материал расположен в доступном месте. Дети могут по желанию играть в коллективные или индивидуальные игры.

Рассказала нам Амина Суламбековна и о том, что они будут вести календари природы, роль и значение которых в познавательном развитии детей огромны.

— Это будет еженедельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы, — говорит Хашагульгова. — Работа с календарем в разных возрастных группах детского сада, которая включает в себя фиксацию роста и развития растений в календаре, будет занимательным моментом для детей. Ведь они с большим интересом занимаются зимней подкормкой птиц, а для нас является задачей объяснить детям природоохранное значение.

Как рассказали работники садика, в новом учреждении все желающие заниматься конструированием могут себе это позволить, для этого здесь имеются наборы мелкого настольного строителя и собран материал для художественного конструирования. Другими словами, здесь созданы все условия для коллективной, самостоятельной и индивидуальной деятельности.

Известно, что с введением комплексно-тематического планирования в образовательный процесс с дошкольниками педагоги и специалисты активно осваивают метод проектов. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования — потеря живости, притягательности процесса познания. Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования — один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение.

— В современной дошкольной педагогике используются интегрированные методы обучения, — говорит методист садика. — Особое место занимает интеграция разделов программы, то есть их взаимопроникновение друг в друга, что способствует развитию творческих способностей детей и их коммуникативных навыков. Такую интеграцию и представляет собой проектный метод.

Таким образом, получается, что основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Как известно, все, что находится на территории садика, должно быть безопасно для детей. Проект детского сада «Счастливое детство» предусмотрен так, что хозяйственные постройки и хозяйственная площадка, на которую приезжают машины с продуктами или мусоровозы, находится на достаточном расстоянии от групповых участков. На каждом участке находится веранда, предназначенная для того, чтобы дети в знойную жару не находились во время прогулки на солнцепеке. Веранда играет и организующую роль, она обозначает место, поблизости от которого должны находиться малыши. На веранде находится скамейка, поместиться на ней должны все дети. Летом, как обычно, занятия проводятся на улице и нужно, чтобы в них участвовать могли все.

— Что касается территории сада, то вы сами видите, в каком убранстве он находится, — говорит заведующая. — Помимо физкультурного оборудования, стоящего на спортивной площадке, есть у нас тут качели и небольшие карусели. И все это прочно установлено и исправно работает.

По словам Галины Умаровой, зелени на прилегающем участке садика следует уделять большее внимание. Она не только украшает территорию. Летом дети не должны все время находиться под солнцем, в то же время они не могут постоянно сидеть на веранде, поэтому тени от зеленых насаждений должно быть достаточно.

По её словам, особое внимание следует уделить цветникам, саду и огороду, в котором будут расти растения, способные цвести с весны до поздней осени. Они должны быть неприхотливыми, чтобы за ними могли ухаживать и дети. Что касается огорода, то там у каждой группы должна быть своя грядка, на которой выращиваются растения, предусмотренные программой воспитания в детском саду.

— Сейчас очень трудно кого-то чем-то удивить, — говорит Галина Ильинична, — но мы постараемся это сделать. Я сейчас говорю об одном новшестве, которое я хочу внедрить в программу обучения наших детей. И касается это нововведение учебного пособия на ингушском языке под названием «Абат», по которому дети в нашем саду будут изучать не только русский алфавит, но и ингушские буквы.

Следует отметить, что такое внедрение было разработано Умаровой ещё в то время, когда она работала в селе Экажево заместителем заведующей детского садика, и сделала она это, учитывая то, что проблема изучения ингушского языка в школах республики стоит очень остро. Надо отдать должное: первый эксперимент выдержал все испытания, и дети научились не только правильно писать ингушские буквы, но и произносить их, как следует.

— Необходимо учитывать и то, что в детских садах Ингушетии существует национальный региональный компонент, — поясняет Галина Ильинична. — О чем это говорит? Это говорит о том, что воспитатели дошкольного учреждения должны вести параллельные приемы для развития как русской, так и ингушской речи. Иными словами, если воспитатель рассказывает детям что-то на русском языке, он должен тут же перевести это на ингушский язык и довести до каждого ребенка суть и смысл рассказанного.

Также на ингушском языке нашим детям необходимо учить названия птиц, растений, диких зверей и т. д. Такой подход я практиковала и в других местах, и он имел такой успех, что очень часто родители детей приходили к нам и говорили, что даже они не знают столько слов на ингушском языке, сколько знают их дети. К примеру, могу с уверенностью сказать, что не все взрослые среди нас сегодня смогут на ингушском языке назвать дни недели, а наши дети смогут. Одним словом, знакомство с абатом в детском саду — это потребность времени, это наш ингушский менталитет, который обязывает нас не забывать свои корни и свой родной язык. Поэтому в своем саду во всех четырех возрастных группах мы будем проводить мероприятия не только на русском, но и на ингушском языке, и изучать не только современные ингушские слова, но и устаревшие. Также в средних и старших группах мы введем шахматы и другие настольные игры, условия и порядки которых мы постараемся перевести на ингушский язык.

Ни для кого не секрет, что одна из главных задач детского сада — это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. А здоровье детей как раз-таки и невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действиям инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами: белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями.

— Как мы знаем, фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве, — говорит Галина Ильинична. — Поэтому правильная организация рациона имеет большое значение, особенно в период дошкольного детства. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания, а это, согласитесь, немаловажный момент в жизни человека.

Следует отметить, что немаловажным является и обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающей соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

В этой связи заведующая садиком отметила, что роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого комплекса причин, одной из которых является нарушение структуры питания и снижение его качества как в семье, так и в организованных детских коллективах.

— Поэтому я считаю, что основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов, — отметила она. — Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов можно обеспечить детей всеми необходимыми пищевыми веществами. Уже доказано, что предоставление ребенку горячего питания в течение дня оказывает активное влияние на улучшение учебно-воспитательного процесса и повышение степени его развития.

В завершение нашей встречи заведующая Барсукинским детским садом № 2 Галина Умарова выразила надежду, что в скором времени все бумажные дела и проверки на «прочность» в данном учреждении будут закончены, и они успешно приступят к исполнению своих обязанностей в условленное время.

— Для начала работы у нас всё готово, и мы с нетерпением ждем своих деток, — сказала она.

Также Галина Ильинична отметила, что они намерены использовать дополнительные возможности (благотворительную помощь) для обновления оборудования в дальнейшем, вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей, выявить среди родителей деловых партнеров.

— Мы не будем против помощи извне, — отметила она, — потому как детский сад — это место, где живут и развиваются наши дети, и создавать для них комфортные условия и уют — долг каждого взрослого. Другими словами, задача педагогов — сформировать у подопечных важнейшие нравственные качества, подготовить их к психологической адаптации в обществе, обеспечить умственное, физическое и эстетическое воспитание маленького гражданина страны, сохранить его здоровье.

Что касается педагогического состава, то нас заверили в том, что штат работников садика «Счастливое детство» укомплектован полностью, и все они имеют среднее специальное и высшее учебное образование. Среди работников есть и такие, которые имели высшее образование, но не педагогическое, поэтому они прошли переподготовку по дошкольному образованию. Большинство работников с длительным стажем работы. Образовательный уровень педагогов соответствует квалификационным требованиям.

— Наши воспитатели являются настоящими профи в своем деле, — говорит Галина Ильинична, — но для меня самое главное, чтобы они любили детей и чтобы они не оставались равнодушными к ним, чтобы каждый ребенок чувствовал, что его здесь ждут и ему здесь рады.

День воспитателя — очень важный и нужный праздник. Редакция газеты «Ингушетия» поздравляет с праздником всех работников дошкольных учреждений, отдающих ежедневно тепло своих сердец детям. Мы уверены, что ваша доброта и педагогическое мастерство превратят каждый день для воспитанников в детском саду в день радости и счастья.