Ничего нового

Сетикет — правила сетевого этикета

Такого обилия информационных каналов доселе ещё не было. Оно и ладно. Главное не заблудиться в дебрях глобализации и не потерять самого себя.

Да, именно самого себя. Сегодня многие живут виртуальной жизнью, общаясь, встречаясь на страницах социальных сетей. Только вот в отличие от реальности, это общение носит ещё до конца многими непонятый, ещё до конца многими не осмысленный, какой-то массовый и в то же время межличностный характер. Это мы наблюдаем ежеминутно на просторах интернета. Всё это происходит из-за несоблюдения элементарного правила общения, этикета, или, если выразиться языком виртуального мира, — сетикета.

Сетикет — сетевой этикет, это система правил общения, поведения во всемирной сети. Придуман сетикет для того, чтобы пользователям было комфортно и легко общаться между собой. В принципе ничего нового не придумано, велосипед изобретать не надо. Просто надо всегда и во всём придерживаться золотого правила нравственности: «Поступай в отношениях с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».

Некоторые думают, что с приходом компьютерных технологий и сетевого общения можно забыть о нормах этичного поведения только потому, что перед собой они видят не глаза собеседника, а монитор компьютера или смартфона. Ведь в реальном мире абсолютная свобода поведения не допускается. Здесь есть некий сдерживающий фактор, отработанный веками, хотя бы боязнь осуждения окружающих, боязнь, что вам могут дать ответ в жёсткой форме «с глазу на глаз».

А в сети другие параметры. Можно спрятаться за вымышленным именем, ником, или просто за закрытыми дверями, за дальностью расстояний, мол, «меня не достать». Можно выступать порой, прикрываясь высокими идеалами, патриотизмом, позволяя себе оскорблять, унижать других, не разделяющих с ним мнение, ориентируясь на «лайки» себе подобных.

Одним словом, человек невоспитанный, безнравственный может сказать что угодно, а потом трусливо заблокировать неугодных, клеветать, зная заведомо, что другой просто не ответит, получать удовольствие и самоутверждаться. Но это не освобождает его от моральной ответственности. И нельзя забывать, что люди придумали правила этикета задолго до появления компьютеров, и никто эти правила не отменял.

Каждому пользователю соцсетей нужно помнить, что по ту сторону экрана находится живой человек, и общаться с ним необходимо так же, как с людьми в реальном обществе. Если есть проблемы с этикетом, следует подумать, стоит ли вообще что-либо писать или общаться в виртуальном мире.

Нормы поведения не усложняют жизнь, а облегчают, помогают адекватно представить свою персону и мнение, вести беседу в форме вежливого диалога, уважать чужое понимание темы и поддерживать здоровый «микроклимат» в общении. Высказывания должны быть без провокаций и ненависти, иначе вы спровоцируете себя как личность и потеряете уважение, прежде всего к себе.

Не ведитесь на лайки и лжекомплименты, если вы сами понимаете, что поступаете аморально. Следует помнить, что каждое слово в сети фиксируется и никуда не исчезает, оно может существенно подпортить настроение, а порой и жизнь другому человеку, но вы от этого не станете счастливее.

Люди, которые занимаются подобными делами, вряд ли думают об этикете. Циничные, грубые, провокационные сообщения вбрасываются для того, чтобы насолить кому-то, рассорить или разрушить кого-либо или что-либо. Но этим самым они разрушают самого себя, получая минутное удовольствие от собственной значимости.

Воспитанный человек (эздий саг), будь он мужчина или женщина, любую тему будет обсуждать вежливо, попытается понять собеседника и хотя бы спокойно донести свою позицию.

Эмоциональные реплики, переходящие определенную грань, оскорбления конкретной личности — на это способны лишь люди с низким айкью, как сказали бы англичане, или эздий воац саг — сказали бы ингуши, каким бы образованием и каким бы патриотизмом они ни прикрывались.

Но коль речь в статье пошла о сетикете, приведём здесь ещё пару неписаных правил, которыми руководствуются личности, не чуждающиеся понятий нравственности. Помните, что в сети многие не знают друг друга, не знают, как выглядит собеседник, оценка личности происходит по изложенным текстам, потому следует писать грамотно, не пустословить, сообщения должны быть важными и весомыми, факты — только проверенными.

Но, учитывая, что сеть переполнена сообщениями разных по уровню образования, интеллекта, возраста и ощущениям мира людей, следует быть терпимыми и прощать глупые вопросы, длинные ответы или полное отсутствие логики в суждениях. Отвечать нужно только с целью помочь, а не осудить.

Если вы общаетесь, помните, что неэтично шутить, а тем более оскорблять по поводу национальности и религиозных убеждений. Не стоит также включать Caps Lock, что приравнивается к крику, желанию донести таким образом своё суждение. Надо просто помнить, что при общении в интернете необходимо руководствоваться здравым смыслом. Сетевая этика несложна, поскольку она ничем не отличается от культуры поведения в повседневной жизни. Достаточно лишь соблюдать элементарные законы вежливости и неважно, где происходит коммуникация — в сети или реальном взаимодействии. В виртуальном пространстве ценится умение внимательно «выслушать» собеседника, уважение другой стороны, юмор, отсутствие в речи грубых словечек и хамства. Свое мнение необходимо отстаивать в корректной форме, уверенно, но не опускаясь до личных оскорблений.

Ниже для общего сведения мы приведём новые термины из сетикетного понятийного аппарата.

Флеймы — замечания, не несущие особой смысловой нагрузки и использующиеся, дабы спровоцировать ответную реакцию. Данный термин в сетевых коммуникациях подразумевает оскорбления оппонентов, дискриминацию, унижение личности. Сообщение подобного рода часто запрещены правилами. Помимо того, политика большинства порталов настоятельно рекомендует оставлять без ответа реплики такого рода, дабы не разжигать конфронтацию еще больше.

Обычно в любых сообществах, группах и на форумах существуют люди, следящие за порядком, именуемые модераторами. Именно на них возложена роль так называемых «санитаров» мест общения. Они следят за соблюдением внутренних норм поведения. Модераторы обладают правом редактировать, либо вовсе удалять реплики, противоречащие правилам сообщества, ограничивать права пользователей, нарушающих установленный порядок данного портала и даже удалять их страницы.

Флуды — так называют фразы, не несущие смысла, реплики не по теме. Зачастую, флудеры любят просто присылать всяческие смайлики либо однообразные предложения всем подряд, просто так или с целью досадить кому-то.

Бампы — сообщения для поднятия темы в форумах, а также имиджбордах, где они будут сортироваться по дате последней записи.

Спам — это сообщения, приходящие от организаций или неизвестных людей. Зачастую это рассылка электронных писем, включающих рекламу.

Офтоп — это сетевое сообщение, которое выходит за рамки установленной темы общения. Офтопик относится к нарушению сетевого этикета, размывающее объявленное ограничение темы общения. Это в свою очередь затрудняет пользователям поиск информации, превращая форум в информационную свалку.

Хотлинкинг — относится к процессу встраивания и отображения на веб-странице любого объекта (музыка, картинка, видео или другие файлы), расположенные на другом сервере.

Оверквотинг — это бессмысленное избыточное цитирование сообщения.