Дети всегда smart

Студия детского развития Хавы Гадиевой расширяет свою сеть

В Сунже открылся филиал Студии детского развития Хавы Гадиевой. Это уже четвертый по счету проект талантливого педагога и энтузиаста образовательной отрасли нашей республики. Свой первый центр Хава Руслановна, в 2016 году представлявшая Ингушетию на Всероссийском конкурсе «Учитель года», открыла год назад в Карабулаке.

С тех пор аналогичных студий уже появилось четыре. Две функционируют в Карабулаке, одна в сельском поселении Троицкое, и еще одна сейчас появилась в Сунже. Центры работают под эгидой известного образовательного бренда «Smarty Kids», что в переводе означает «умные детки». Хава рассказала нашей газете о миссии своей студии и ее перспективах.

— Наш первый центр появился в начале истекшего сейчас уже учебного года, в октябре. И время показало, что услуги, которые предлагает наш центр, крайне востребованы среди родительского сообщества нашей республики. Объяснение я этому нахожу следующее: образовательная модель, которую предлагает ребенку современная школа, себя изжила. Мы имеем дело с другими детьми, чем это было 50 или 100 лет назад, когда сформировались нынешние ее стандарты. Современные дети неусидчивые, невнимательные, у них клиповое мышление. Им нужна геймификация, им нужна сильная система мотивации. И это именно то, что мы предлагаем своим воспитанникам. Поэтому дети приходят в центры с удовольствием, несмотря на то, что занятия у нас по времени длятся не меньше часа. А иногда и по два часа. Порой без перерыва. Но они этого времени не чувствуют и уходить не спешат, несмотря на то, что это не 40 минут, как у них в школе.

Базовой дисциплиной учебной программы центров «Smarty Kids» является так называемая ментальная арифметика — умение складывать в уме многозначные числа.

Дети, владеющие ментальной арифметикой, кажутся окружающим вундеркиндами — ведь они с лёгкостью в уме жонглируют многозначными числами: складывают, вычитают, делят, умножают буквально за секунды. Именно поэтому их приглашают на телешоу, ими хвалятся перед знакомыми. Но не стоит думать, что ментальная арифметика нужна только для удовлетворения родительских амбиций. Ведь, как утверждают преподаватели таких школ, быстрый счёт в уме — лишь «побочный эффект» обучения. Цель методики куда обширнее. И пригодиться она может не только технарям, но и гуманитариям.

Ментальная арифметика, по мнению разработчика метода, позволяет активизировать оба полушария головного мозга, при этом формируя устойчивые связи между ними. Считается, что это помогает мозгу развиваться более гармонично. Как известно, левое полушарие отвечает у нас за логику, а правое — за образное мышление. Соответственно, методика, при которой сначала задействуются обе руки (а значит, оба полушария мозга), а потом ещё и воображение, развивает не только логику и способность к математическим вычислениям, но и умение мыслить творчески, нетривиально.

Развивая синхронно оба полушария мозга, ребёнок становится более внимательным и уверенным в себе, легче запоминает любой материал, что пригодится ему в учёбе по всем предметам. Да и в жизни тоже.

— Мы следим за успехами наших воспитанников в школе. Для нас это показатель успешности наших усилий. И результаты нас радуют. Родители тоже довольны. Возникают ситуации, когда мы уже говорим папам и мамам, что вот уже все, ребенок усвоил курс, больше ему эти занятия не нужны. И тем не менее они хотят, чтобы мы и дальше вели их малыша, стремясь закрепить результат, боясь упустить завоеванные позиции, — говорит Хава Гадиева.

Кроме занятий по ментальной арифметике, в своих центрах Хава Гадиева предлагает своим воспитанникам изучить основы английского, арабского и ингушского языков. Упоминание родного языка, как части учебной программы студии, вызвало неподдельный интерес.

— Это был запрос со стороны родителей малышей. У всех вызывает озабоченность, что дети все меньше говорят на родном языке. Не скрою, что меня такая заинтересованность со стороны родительского сообщества тоже очень воодушевила. Это говорит о высоком уровне самосознания наших земляков. Я твердо убеждена, что язык — это основа мировоззрения нации, в нем код нашей ментальности, нашего уникального национального характера. Что касается методики преподавания языка, с учетом особенностей современных детей, о которых я говорила выше, мы находимся в творческом поиске. Ведь наша задача увлечь детей родной речью, чтобы ее изучение и овладение ею приносило детишкам удовольствие, — делиться Хава Руслановна.

Энтузиазм Хавы Гадиевой в отношении данной темы вдохновляет и радует. То, о чем она говорит, звучит обнадеживающе на фоне пессимистических прогнозов о том, что если сделать изучение родного языка добровольным, как предлагают в Думе, многие родители откажутся от него. Но мы видим обратную картину. Люди готовы платить деньги, чтобы их ребенок знал наьна мотт.

На презентации сунженского филиала Студии детского развития Хавы Гадиевой я встретил победителя конкурса «Ученик года — 2017» Рамазана Куркиева. Познакомились мы, занимаясь судейством этого же конкурса, но уже финала текущего 2018 года. Нас обоих региональный Минобрнауки включил в члены его жюри.

На добровольных началах он вел в студии кружок «Путешественник». Вел, потому что он в этом году уже стал выпускником и вскоре уезжает в столицу продолжить «грызть гранит науки». Вместе с юными воспитанниками карабулакского центра «Smarty Kids» в каждое свое занятие он отправлялся в интерактивный вояж по странам и континентам, изучая вместе со своими маленькими попутчиками их культуру и традиции. Как «опытный и признанный» ученик, он может судить о том, насколько эффективны методики, применяемые в данном образовательном проекте.

— Это очень новаторские идеи, — считает Рамазан. — И они работают. Я могу подтвердить это, опираясь как на собственные наблюдения, как начинающего педагога, так и на прогресс своей племянницы, которая посещает занятия ментальной арифметики. Дети учатся и играют или наоборот, играют и учатся.

То, чем сейчас занимается Хава Гадиева, в большей степени отвечает ее нынешним представлениям о задачах педагогики и ее технологиях. Пересмотреть их ее побудило участие в том самом конкурсе «Учитель года». В финале конкурса, проходившем в том году в Самаре, финалистов активно знакомили с последними достижениями науки учить и не бояться быть новаторами.

— Участие в конкурсе оказалось очень полезным опытом, переломным моментом в моей педагогической карьере. Всегда считала своим главным педагогическим приоритетом научить учащихся самостоятельно доставать знания. За последние годы очень изменились цели и задачи образования. Реализация национального проекта «Образование» в очередной раз подчеркнула важность, прежде всего, социализации личности. Поэтому я считаю, что главное — помочь ребенку стать успешным человеком. Не сформировать личность, а создать условия для реализации его способностей; не диктовать проторенный путь познания, а помочь научиться самостоятельно решать практические задачи; не наказать в случае неудачи, а помочь преодолеть ее, вовремя протянув руку. Дети всегда smart. Им просто нужно помочь раскрыться. В рамках студии достичь этой цели мне проще, — говорит учитель.