Герои России

Суламбек Осканов — образец офицерской чести и высокого духа

Испокон веков люди в военной форме пользовались заслуженным уважением и восхищением среди ингушей. Казалось бы, так и должно было быть всегда, но в суете быстротекущей жизни мы крайне редко говорим сегодня о таких духовных качествах людей, как честь, достоинство, благородство, которыми, как и их достойные предки, не в меньшей степени обладают наши современники.

Одним из таких людей, несомненно, является генерал-майор авиации Суламбек Осканов, ценой своей жизни предотвративший падение самолета во время выполнении боевого задания на поселок Хворостянка Липецкой области.

В трудный период, когда общество пребывало в растерянности, а государство — в послеперестроечном хаосе, Суламбек Осканов продемонстрировал людям образец офицерской чести и высокого морального духа. У новой России тогда ещё не было высшей награды, и именно подвиг Осканова побудил правительство вновь образованного государства учредить звание Героя Российской Федерации.

Указом Президента России от 11 апреля 1992 за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, генерал-майору авиации С. С. Осканову было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Эта смерть всколыхнула всю страну. О мужестве и героизме ингушского генерала Осканова говорили в каждом уголке России, и вся страна единодушно признала его национальным героем.

Как разворачивались эти трагические события, приведшие к гибели такого виртуозного летчика, эксперты государственной комиссии впоследствии до секунды восстановили по показаниям «чёрного ящика».

7 февраля 1992 года генерал Суламбек Осканов вылетел на новейшем самолёте МиГ-29. Это был очередной учебный вылет, каких за время службы летчик высшего пилотажа выполнял более десяти тысяч раз. По стечению трагических обстоятельств, у лучшего на тот момент самолёта в мире вдруг отказало навигационное оборудование, в результате чего в условиях плохой видимости пилотом была потеряна пространственная ориентировка. Ночью, в сложных метеоусловиях, военный летчик сумел всё же вывести самолет из облаков и сориентироваться на местности, но только тогда он в точности обнаружил, что находится над жилым кварталом. Несомненно, он был летчиком высшего класса и однажды посадил боевую машину на «брюхо», когда у самолета отказало шасси. И сейчас, когда Суламбек увидел внизу огни домов, он ясно понял, что посадить самолет он не сможет и чем чревато падение самолета на поселок.

По правилам полетов, Осканов должен был катапультироваться, тем более что времени до столкновения с землей у него оставалось ещё две с половиной минуты. Но под его многотонной махиной с полными баками горючего лежал огромный населенный пункт... Отважный пилот мгновенно рассчитал все «за» и «против», и эти последние минуты он использовал для того, чтобы как можно дальше увести самолёт от жилых домов и зданий.

Две с половиной минуты — это много или мало? Суламбеку Сусаркуловичу Осканову этого времени оказалось достаточно, чтобы обессмертить свое имя и прославить свой народ.

Родился Суламбек в селе Плиево во время войны, 8 января 1943 года, в многодетной крестьянской семье. У него было девять братьев и сестёр. Как и многие в то тяжелое военное время, семья Оскановых не позволяла себе излишеств, и Суламбек рано научился понимать, что действительно необходимо для достойной жизни, а без чего можно и обойтись. После получения аттестата зрелости, он поступил в ремесленное училище в Грозном, где жил его старший брат. Учеба в училище перестала быть для юноши увлекательной, когда впервые увидел летное поле и взлетающие самолеты. Спустя некоторое время Суламбек записался в местный аэроклуб и с тех пор не представлял своего будущего вне авиации.

Молодой человек сразу поставил перед собой цель — стать военным лётчиком, поэтому он очень упорно тренировался и учился хорошо. Как рассказывали его однокурсники, со стороны казалось, что закалённый организм Суламбека не знает усталости.

В 19-летнем возрасте Суламбек Осканов становится курсантом Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков, которое к этому времени уже считалось легендарным учебным заведением. Среди его преподавателей был лётчик, который первым в истории научился выводить самолёт из штопора. Звали его Константин Арцеулов. Эту кузницу военных летчиков Суламбек Осканов окончил с отличием. Более того, как лучшему выпускнику училища, ему предложили остаться работать инструктором, на что он ответил согласием. Через три года после этого Осканова назначают заместителем командира учебной авиационной эскадрильи.

Это были годы, когда единственным смыслом жизни Суламбека была авиация. Но когда у молодого человека появилась семья, он очень бережно относился к своим домашним и оберегал их покой, как только мог. По высказываниям его родных и друзей, Суламбек был образцовым мужем и отцом. Но не зря же говорят, что за спиной любого великого мужчины стоит великая женщина. И жена Суламбека, Раиса, на своем личном примере доказала, что это именно так. Она полностью посвятила себя мужу и беспредельно была с ним счастлива. В их доме всегда царили мир, тишина и покой. Пока Суламбек занимался своими военными задачами, Раиса обеспечивала ему прочный тыл. Может быть, поэтому Суламбек Сусаркулович всегда излучал спокойствие и открытую улыбку, которые так гармонично сочетались на мужественном лице героя. Более того, он был очень коммуникабельным человеком, внимательным и чутким собеседником. Он был настоящим интеллигентом, умевшим поставить себя на место окружающих и проникнуться их проблемами.

Из воспоминания кандидата исторических наук, автора книги «Миг генерала Осканова» Висангирея Танкиева:

«С Суламбеком мы познакомились в 1970 году в Москве, в стенах Военно-политической академии. Он учился на факультете военно-воздушных сил, а я — на военно-педагогическом. После знакомства мы договорились поселиться вместе в одной комнате гостиницы, где жили слушатели академии. Там мы и прожили вместе почти три года.

С первых же дней я понял, что Суламбек очень серьезно относится к учебе. Да и вообще он ко всем вещам относился очень серьезно. Для него не существовало пустяковых дел и отношений.

Я не могу сказать, что учеба в академии давалась легко, но Суламбек достигал больших успехов. Именно в академии он получил фундаментальные знания в области военного дела и прошел серьезную профессиональную подготовку, чем снискал к себе большое уважение педагогов и офицеров — слушателей академии.

Много внимания Суламбек уделял изучению кавказской истории. Заслышав, что у кого-то из наших земляков в Москве есть редкая книга об ингушах, он тут же оставлял все свои дела и устремлялся к нему, чтобы попросить на несколько дней эту книгу. А прочитав ее, мы долго делились впечатлениями о прочитанном, об ингушской истории, культуре, быте, верованиях. Часто такие наши беседы затягивались до глубокой ночи.

Суламбек был человеком прекрасной души. В повседневном общении строго следовал ингушскому этикету. Был подчеркнуто вежлив с женщинами, умел правильно вести себя со старшими. Даже будучи в звании генерала, он всегда пропускал меня вперед, уступая место лишь потому, что я был немного старше его.

Суламбек очень любил общаться и никогда не упускал возможности поговорить с земляками. Он искренне радовался тому, что многие ингушские ребята и девушки учатся в высших учебных заведениях, в том числе и в вузах Москвы. Мы часто бывали с ним в гостях у студентов Московского государственного университета имени Ломоносова, Московского высшего технического училища имени Баумана, Пищевого института, других вузов столицы.

Суламбек был человеком душевной щедрости и редкого обаяния. За все годы нашего знакомства не помню ни одного случая, чтобы он отказал мне или кому-либо в просьбе о помощи. Подкупала в нем и особая основательность. К любому, даже незначительному выступлению, докладу, встрече он готовился самым тщательным образом. Составлял тезисы своей речи, несколько раз перечитывал написанное. Поэтому его выступления, в том числе и когда он уже был генералом, отличались лаконизмом, четкостью, стройностью. Александр Руцкой, который во время службы Суламбека в Группе войск в Германии был у него заместителем, вспоминал позже, что именно эта его черта ему и запомнилась больше всего.

Честно говоря, я, в хорошем смысле этого слова, завидовал усидчивости и целеустремленности Суламбека. И в моей памяти он остался чрезвычайно скромным и даже немного застенчивым человеком. Согласитесь, это такая хорошая черта характера, которая сегодня встречается крайне редко

Суламбек любил шутки, розыгрыши, юмор. Самые интересные записывал в блокнот. Когда однажды у нас слишком долго гостила одна компания, после их ухода он сказал: «Гости нам нужны как воздух, но плохо, когда этот воздух застаивается». Позже я не раз слышал от него эту фразу, подчеркивая тем самым, что надо знать меру и соблюдать приличия.

Он не курил и не злоупотреблял алкоголем. Много внимания уделял физкультуре и авиаспорту. Почти не болел. Все это позволило ему добиться блестящих успехов в профессиональной подготовке.

Он имел много наград и дипломов, но особенно гордился тем, что является мастером спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах. Ему было присвоено высокое звание «Заслуженный летчик СССР». Был удостоен многих других наград, хотя он сам был крайне сдержан в оценке результатов своего труда.

Но самое главное, это то, что слово «честь» для Суламбека имело особый смысл. Всю свою яркую, но, к глубокому сожалению, короткую жизнь он высоко нес честь ингуша, честь офицера, честь генерала.

Не могу не отметить еще одну черту Суламбека — это внимательное отношение к людям. Открыткой, телеграммой или телефонным звонком он постоянно поддерживал отношения с друзьями и близкими ему людьми, которых у него было очень много.

Возраставший из года в год авторитет Суламбека обеспечивался, конечно же, ежедневным целеустремленным, подвижническим трудом, беззаветной преданностью любимому делу — авиации. Никогда не забуду оценку, которую дал Суламбеку Главнокомандующий Военно-воздушных сил России (в прошлом СССР) генерал-полковник Петр Дейнекин. «Таких летчиков, как Суламбек Осканов, можно сосчитать на пальцах одной руки», — сказал он. А такая похвала из уст знаменитого военного дорогого стоит!

Как известно, сам уклад воинской службы заставляет военных людей быть аккуратными, чистоплотными, опрятно одеваться, быть пунктуальными. Суламбек на все «сто» соответствовал этому порядку и выглядел безукоризненно, а его внешний вид всегда был образцовым.

Как мы все хорошо помним, в начале 90-х в городе Назрани беспрестанно шли митинги, собрания. Каждая группировка, течение, лидеры общественных организаций пытались установить свое господство. Обстановка была накалена до предела. Среди населения не было четкого понимания перспектив развития народа. В центре внимания дискуссий были два главных вопроса: проблема Пригородного района и будущее народа.

Мы с Суламбеком тогда специально приехали на родину и несколько раз выступали на митингах, собраниях, встречались с рядом лидеров общественных организаций в Назрани, Малгобеке, а также станице Орджоникидзевской и других населенных пунктах. Во всех своих выступлениях мы призывали население республики соблюдать выдержку, не дать втянуть себя в провокацию, оставить политические распри, интриги ради единства и будущего нашего парода. Но почти на каждой встрече нам задавали один и тот же вопрос: «Вы на чьей стороне?» Имелось в виду, какую политическую организацию мы поддерживаем. Мы поняли, что идет открытая борьба за власть, причем иногда противоборствующие стороны, не стесняясь, пускали в ход клевету.

В меру своих сил, знаний и опыта мы с Суламбеком пытались призвать народ к общественному согласию, подняться над политическими амбициями. Но через несколько дней Суламбек вынужден был уехать. Дела по службе не позволяли ему задерживаться на родине надолго. Перед отъездом Суламбек выразил надежду, что скоро все нормализуется. Тогда ни он, ни я не могли предположить, что эта наша встреча станет последней, и что до роковой для Суламбека минуты осталось совсем мало времени. Но на всё воля Божья!

Что касается вопроса о том, почему Суламбек не катапультировался (этот вопрос чаще всего задают мне земляки, когда заходит разговор о Суламбеке), я могу лишь предположить, что до последней секунды он надеялся, что ему удастся справиться с самолетом, который в результате поломки потерял управление.

Я был на месте падения самолета. Самолёт Суламбека рухнул в поле у деревни Казельки. Это произошло в пятнадцати-двадцати метрах от крайнего дома села. Там сегодня стоит небольшой обелиск генералу Осканову, презревшему малодушие, страх, обессмертившему свое имя.

Убежден, пройдут годы, десятилетия, вырастут новые поколения ингушей, но во все времена в памяти народа Суламбек Осканов останется образцом мужества, чести и достоинства«.

Суламбек Осканов и в быту, и на службе вёл себя так, что любому человеку, с которым хотя бы раз сталкивала его судьба, хотелось с ним дружить и сотрудничать. Каждый попадал под его обаяние, потому что чувствовал в нём искреннего, доброжелательного и порядочного человека. Он умел воодушевлять людей и заряжать их собственным энтузиазмом. Эти качества Осканова в сочетании с его великолепным уровнем профессиональной подготовки делали его незаменимым руководителем. Поэтому повышения по службе следовали одно за другим, а командование по достоинству оценивало успехи офицера.

Несмотря на высокую должность начальника Липецкого центра боевой подготовки ВВС Минобороны России, Суламбек Осканов использовал любую возможность для поддержания и совершенствования своего летного мастерства, участвовал во многих летных экспериментах по расширению боевых возможностей военных самолетов. Имел общий налет 3371 час.

К тому же Суламбек Сусаркулович был дальновидным стратегом. Он тщательно подбирал себе команду единомышленников и долго «выращивал» тех людей, которым он мог доверять. Но даже и без всякой стратегии, даже случайному встречному он оказывал столько внимания, сколько было возможно в каждом конкретном случае. Просто потому, что он был так воспитан, и потому, что испытывать неподдельный, бескорыстный интерес к окружающим было в его характере.

Авиация всегда была элитным родом войск. А Суламбек Осканов руководил центром подготовки элиты военной авиации. Его личный авторитет был чрезвычайно высок не в последнюю очередь потому, что он сам летал лучше любого другого инструктора. Коллеги-пилоты ему верили, потому что в своём деле он был специалистом высочайшего уровня. Он обучал курсантов своим личным примером, чтобы сделать из них лётчиков-асов.

Во многих городах и станицах России именем первого Героя России Суламбека Осканова названы улицы, школы, высшие учебные заведения и стадионы. Имя героя присвоено также открытому акционерному обществу «Аэропорт «Магас». На призы имени Суламбека Осканова на территории РФ проводятся турниры по боксу, в его честь установлены памятники, созданы музеи.

Из воспоминаний учредителя и директора музея имени С. Осканова, поэта и педагога с 50-летним стажем работы Малики Гордановой, которая многие годы по крупицам собирала экспонаты, касающиеся жизни и военной профессии генерала:

"Почти каждый год со дня гибели нашего легендарного земляка Суламбека Осканова к нам в Ингушетию, на родину отважного героя, приезжают делегации из Липецкой области, в небе над которой и произошла эта страшная авария, унесшая жизнь такого замечательного человека.

Как мы знаем, в Добринском районе, недалеко от станции Хворостянка, жителей которой и спас ингушский генерал, отводя непослушный самолет от населенного пункта, несколько лет назад в торжественной обстановке был открыт памятник Суламбеку Сусаркуловичу Осканову, представляющий собой стелу из белого мрамора, взметнувшуюся ввысь. Надо сказать, что местные жители глубоко чтят память о нашем земляке, бесстрашном летчике, прекрасно знают о том, что ценой своей жизни Суламбек подарил жизнь многим из них.

С жителями Липецкой области нас связывают самые теплые человеческие взаимоотношения: мы ездим к ним, они — очень часто приезжают к нам. И обязательно все гости из Липецкой области посещают наш музей имени Суламбека Осканова, расположенный в школе сельского поселения Плиево.

Посетителями нашего музея в разное время были такие видные политические и военные деятели, как А. Руцкой, вице-президент России, сослуживец С. Осканова, В. Ляхов — дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт, П. Дейнекин — Герой Советского Союза, бывший главком ВВС РФ, а также летчики, бывшие сослуживцы нашего земляка по Липецку: Г. Макаров, Е. Фленов, А. Коротченко и другие.

Всем посетителям музея, двери которого открыты все дни, мы рассказываем о многих неизвестных моментах жизни героя. И каждый раз, когда я начинаю говорить про Суламбека, передо мной встает такая картина, которую невозможно забыть. Это было в день похорон Суламбека. Помню, вся федеральная трасса была забита сплошной пробкой из машин, а в небе над нами кружились боевые самолеты. Пилотировали их коллеги и однополчане нашего земляка, и их стремительный полёт был похож на беспокойный полет ласточек над разорёнными гнездами...

Я хочу сказать огромное спасибо всем, кто хранит память об этом замечательном человеке. Ведь он, несмотря на то, что у него была возможность спастись самому, сделал выбор в пользу мирных людей, которые спокойно жили в своих домах, ни о чем не подозревая.

Суламбек Осканов не родился героем, он стал им и навсегда занял своё место в пантеоне славы. Он — генерал Суламбек Осканов, герой с мягкой улыбкой, внимательными глазами и благородным сердцем оставил этот мир и вечную память о себе, и самая лучшая дань этой памяти — молодые ребята, которые собираются пойти по его стопам".