Смотреть на мир душевными глазами

Толерантность, равноправие, интеграция — вот главные слова Международного дня белой трости

Все мы знаем, что людей, которые полностью погружены во тьму, легко можно увидеть в толпе — они медлительны и внимательны, а отличительной особенностью у них являются черные очки, трости или собаки-поводыри.

Но в круговороте событий многие не обращают на них внимания и не осознают до конца, как тяжело приходится слепым в современном мире. Именно с целью информирования общественности о проблемах людей, которые не видят мир, об оказании им помощи и поддержки и был учрежден Международный праздник белой трости, который отмечается 15 октября.

История белой трости, как символа слепоты, берет свое начало с далеких 20-х годов прошлого столетия. В те времена в одном из британских городов жил молодой профессиональный фотограф Джеймс Биггс, который после несчастного случая потерял зрение. Несмотря на то, что он не пал духом и решил двигаться дальше, вернуться же к привычной жизни оказалось не так просто, как казалось Джеймсу. Главная трудность, о которой не понаслышке знают слабовидящие люди, заключалась в необходимости самостоятельно передвигаться по городу. Но надо было начинать новую жизнь, и он стал учиться ходить по городу при помощи трости. Вскоре Джеймс понял, что на его черную трость не реагируют ни прохожие, ни водители. Когда же он перекрасил свою черную трость в белый цвет, люди наконец-то начали его замечать и вести себя осторожнее. Это нехитрое, но поистине бесценное изобретение вскоре стало неотъемлемой частью повседневного быта незрячих людей. Впоследствии это новшество подхватили все незрячие не только Англии, но и всей Европы, Америки, а позднее и России.

Начало 60-х гг. прошлого столетия было ознаменовано большим привлечением внимания к изучению жизни незрячих людей. Одним из таких актов поддержки инвалидов стало положение о праздновании Дня белой трости, символизирующего сочувствие здоровой части населения к людям с ограниченными возможностями здоровья. В 1970 году, во время проведения собрания Международной федерации слепых, этот праздник был признан международным, хотя назвать эту дату праздником было бы не совсем правильно. Скорее всего, это своеобразный знак беды, напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями, о которых мы не всегда помним. И главная его цель — еще раз привлечь внимание общественности к проблемам незрячих людей, которые, порой подолгу оставаясь незамеченными, живут рядом с нами и не видят всех красок окружающего мира, чтобы понять и принять друг друга такими, какие все мы есть, со всеми достоинствами, отрицательными и положительными сторонами характера, сложностями и спецификой.

Поэтому традиционно ко Дню белой трости во многих странах силами общественных организаций и волонтеров организуются различные мероприятия — семинары и встречи, тренинги и короткие лекции, популярно рассказывающие всем желающим о том, кто такие незрячие, зачем им нужна белая трость и как им можно помочь.

Следует отметить, что трость — это не только символ незрячих людей, это их инструмент, «глаза», можно сказать. Ведь звук от удара тростью о тротуар или мостовую позволяет незрячему услышать окружающее пространство, ощутить все препятствия и определить их наличие на своем пути. Это приспособление не просто является незаменимым атрибутом повседневной деятельности незрячих, но и в целом символизирует собой группу людей, лишенных радостей визуализации жизни.

Надо сказать, что за сто лет своего существования, этот верный помощник незрячих постоянно модернизировался, качественно преображаясь. Деревянные, тростниковые, бамбуковые изделия поменялись на стальные, алюминиевые, с использованием стекловолокна и других не менее прочных композитных материалов. Они стали легче, но при этом значительно крепче.

Последние разработки — электронные датчики, которыми оборудуются трости. Новации наделены способностью определять все имеющиеся препятствия на расстоянии, сообщая своему владельцу о них при помощи звукового сигнала. Но пока что новые научные достижения в области преобразования тростей для слепых не приобрели широкого распространения, поскольку они еще не достигли совершенства, да и по цене они довольно дорогие. Правда, хочется верить, что прогресс, не останавливаясь, будет двигаться вперед — на помощь людям с особыми возможностями.

В отличие от крупных городов России, где преобладающее большинство слепых пользуются таким приспособлением, как белая трость, на Кавказе, в частности среди ингушей, существует традиционный адат, который не допускает слепым и слабовидящим людям передвигаться по улице и незнакомым местам без сопровождающего лица из числа близких членов семьи или родственников, которые всегда должны быть рядом с инвалидом, даже если у него имеется трость. Поэтому в нашей республике мало кого из слепых можно увидеть с белой тростью в руках без живого сопровождения. В первую очередь, это дань уважения к ослепшему человеку и почитание национальных традиций ингушей, уходящих своими корнями в глубь веков.

С большим уважением к соблюдению подобных этических норм поведения относится и наш сегодняшний собеседник, житель города Назрани Илез Марзабеков, который будучи совсем ещё молодым человеком более двадцати лет назад при трагических обстоятельствах лишился обоих глаз и кисти правой руки. Несмотря на свое незавидное положение и неутешительные прогнозы врачей, Илез Алиевич все эти годы, не поддаваясь депрессии, живет и воспитывает детей, радуясь их успехам. Неоднократно ведущие офтальмологи страны пытались хотя бы на толику восстановить Илезу потерянное зрение, но все оперативные вмешательства врачей оказались безуспешными. И наконец в жизни этого человека наступил такой момент, когда он сказал себе, что с судьбой спорить бесполезно. Но при этом он никогда не любил, когда к нему относились с жалостью.

— Так сложилось в нашем мире, что к слепым здоровые люди зачастую относятся с жалостью и сочувствием, которые они воспринимают, как оскорбление, — говорит Илез, — а вот чего эти люди действительно хотят, так это уважения и равного к себе отношения. Для многих из нас, особенно живущих с подобным дефектом всю жизнь, слепота — это не трагедия и не приговор, а своеобразный вызов, с которым необходимо смириться, уповая на Всевышнего.

Здесь нужно отметить, что именно с верой в Бога наш герой начал делать свои первые шаги после перенесенной трагедии, и, как можно утверждать сегодня, он не ошибся в избранном пути.

— Согласен, вряд ли для человека здорового можно придумать ужаснее трагедии, как в одночасье лишиться зрения и части тела, — констатирует Илез, — и поэтому я должен признаться, что в первые годы после получения травмы мне было очень трудно жить в таких мрачных условиях. Но вскоре с помощью близких и родных людей я смог взять себя в руки, и первое, что я сделал, это был намаз — поклонение Аллаху и благодарение Ему за то, что сохранил мне жизнь.

Как рассказывает Илез, особенно во время коллективного намаза в мечети он успокаивался и находил новые силы для выживания. Незаметно для себя пристрастился к поэзии и начал делал небольшие попытки к написанию стихов-посвящений на ингушском языке, в которых он восхвалял честь и мужество отважных героев национального этноса и людей, живущих среди нас в современном мире.

Кроме этого, в его рукописном блокноте появились стихи, посвященные матери, так рано покинувшей этот мир, и небольшие поэмы, рассказывающие об известных алимах и видных религиозных деятелях, погибших в неравном бою, защищая свою малую родину. Илез Алиевич чаще начал раздавать милостыню за усопших и, как никогда раньше, когда он был в полном здравии, стал тяготеть к изучению Корана — Священного Писания мусульман, и никакие ограничения не стали ему в этом препятствием.

— Всё началось с моего знакомства с одним из ветеранов общества слепых, инвалидом первой группы по зрению Хаважем Оздоевым, который несколько лет назад по собственной инициативе создал у нас в республике единственную в своем роде школу-медресе для незрячих, — рассказывает Илез. — Именно с помощью Хаважа я понял, что, несмотря на полное отсутствие зрения, я смогу научиться читать Коран, и вскоре мои прогнозы оправдались и начали приносить первые позитивные плоды.

В настоящее время Илез Марзабеков, овладев всеми навыками чтения Корана методом Брайля, может позволить себе не только углубленно изучать аяты и суры из этого Священного Писания, но и вполне преподавать всем желающим азы главной книги мусульман, чтобы прикоснуться к святому источнику знаний.

Несмотря на то, что незрячие люди в большинстве своем предпочитают решать трудности самостоятельно, помощь им все же требуется. Да, многие из них ведут достаточно активный образ жизни, а кто-то даже серьезно увлекается спортом. В целом это зависит от характера самого человека, тем не менее подобная патология в любом случае накладывает дополнительные ограничения. В том числе и на физическую деятельность.

— Конечно, среди инвалидов по зрению есть очень много людей, которые хотели бы заниматься спортом, — говорит Илез. — Но из-за банального отсутствия денег и других составляющих они не могут себе это позволить. К сожалению, это говорит о том, что в нашей стране никогда не было престижно тратиться на людей с ограниченными возможностями здоровья, хотя справедливости ради нужно отметить, что зачастую инвалиды обладают неограниченным стремлением к достижению поставленной цели в отличие от вполне здоровых людей, которые не ценят блага, имеющиеся у них.

Вы только вдумайтесь, на планете, согласно последним подсчетам, уже насчитывается около двухсот миллионов человек, потерявших зрение в силу различных обстоятельств, либо не видящих с рождения. Это огромная цифра, за которой стоят судьбы искалеченных людей, но не сломленных под тяжестью черного гнёта!

Много незрячих живет и в нашей республике, хотя точной цифры назвать не представляется возможным, потому как не все инвалиды по зрению становятся на учет в региональном отделении Всероссийского общества слепых (ВОС), работники которого по мере своих сил и возможностей стараются помогать тем, кто оказался за чертой дневного света.

Несомненно, проявлять заботу об инвалидах, способствовать их интеграции и адаптации в современном обществе является конституционным долгом и обязанностью государственной власти страны, на территории которой они проживают. А здоровому обществу людей надо сделать так, чтобы такие важные и символические слова, как «равноправие», «толерантность» и «интеграция», не оказались пустым звуком, а стали настоящим действующим девизом во имя достойной жизни людей, лишенных способности видеть, но самозабвенно желающих жить и радоваться каждому новому дню.