На стыке времен и с высшим благословением

Третья святыня ислама находится на древней земле

«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий». Так начинается сура «Перенес ночью» в Священном Коране.

Аль-Акса, о которой говорится в этом аяте, та самая святыня на территории Иерусалима, к которой сегодня приковано внимание со всех концов планеты. И, наверное, только эта достопочтимая мечеть сегодня безмолвствует среди гомона притязаний и подковерных махинаций, развернувшихся вокруг сакральной земли.

Но здесь речь пойдет не о политике, резолюциях, голосовании, куклах и кукловодах, потому что не вызывает никаких сомнений тот факт, что Всевышний оберегает место, которому Он ниспослал Свое благословение. Рядом с этой защитой меркнут, как мотыльки, армии ведущих мировых держав, ядерные запасы и т. д. Беспокойство здесь означало бы недостаточную веру в могущество Абсолютного Властителя.

Переживания мусульман в разных уголках мира за судьбу Иерусалима, Аль-Аксы, как правило, бывают продиктованы солидарностью с палестинским народом. Если говорить, в частности, о мечети Аль-Акса, из-за которой в последние десятилетия и вспыхивают конфликты, то она мусульманами извне воспринимается как достояние палестинцев, которое определенные силы систематически пытаются у них отобрать. Возможное свершение этих коварных планов мусульмане часто расценивают как и без того трагическое завершение тяжелой участи палестинцев.

И, таким образом, мусульмане подчас просто не знают о том значении Аль-Аксы, которое придал ей не палестинский народ, а Всевышний Аллах. Этот факт и вызывает больше переживаний, чем угрозы и высказывания рыжеволосого клоуна, затеявшего очередную вакханалию вокруг Иерусалима.

Первое, и самое важное, относительно мечети Аль-Аксы, то это ее статус по исламу. Он же настолько высок, что непременно должен быть чтим мусульманами, где бы они ни находились. Возведение мечети, ее значение, события вокруг нее — все это выводит ее из ряда обычных мечетей, возвышая и облагораживая.

Отдаленная мечеть, а именно так звучит ее название в переводе с арабского языка, является одной из трех святынь, к которым мусульмане могут совершать паломничество. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует отправляться в путь (никуда), если не считать трех мечетей: Заповедной мечети, Мечети Посланника и мечети Аль-Акса» («Сахих» Аль-Бухари).

Со слов Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, известно, что молитва в Заповедной мечети в Мекке равна ста тысячам молитв, молитва в Мечети Пророка в Медине — тысяче молитвам, а молитва в мечети Аль-Акса в Иерусалиме — пятистам молитвам. Аль-Акса — третье по святости место на земле после двух других упомянутых мечетей. Саму мечеть и ее близлежащие территории Аллах наделил особенной благодатью, сделав эти земли благословенными.

Аль-Акса является второй мечетью, построенной на земле. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что строительство мечети Аль-Акса от возведения первой на земле мечети, Заповедной мечети, отделило всего сорок лет. Над возведением мечети трудился другой пророк Аллаха — Сулейман, мир ему. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Сулейман бин Дауд завершил строительство Святого дома, он попросил у Аллаха о трех вещах: правлении, которое соответствует Его правлению, власть, равной которой не будет ни у кого после него, и если эту мечеть посетит человек только для того, чтобы помолиться в ней, чтобы он вышел из нее очищенным от грехов, как в тот день, когда он родился». Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Что касается первых двух вещей, то они были даны ему, и я надеюсь, что была дарована и третья вещь» (сборники хадисов ан-Насаи, ибн Маджа).

Это изречение Пророка не указывает на то, кем было начато строительство Аль-Аксы. Известно точно, что кем-то из пророков, но нет прямых указаний на то, кем именно. Считается, что ее мог построить праотец Адам или кто-то из его сыновей, или же ангелы.

С мечетью Аль-Акса связано одно из знамений Аллаха, свершившееся во время Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Именно о нем и рассказывается в аяте из суры «Перенес ночью». Его называют ночным путешествием или переносом. В одну из ночей Всевышний Аллах перенес Пророка из Мекки в Иерусалим чудесным образом. Ангел Джибриль, мир ему, привел к Пророку верховое животное Бурак (неземное животное, передвигавшееся со скоростью взгляда). После чего Пророк вместе с Джибрилем отправился на нем в Иерусалим и привязал Бурака у мечети Аль-Акса к кольцу, к которому его привязывали и другие пророки. В самой мечети Пророк Мухаммад совершил молитву вместе с другими пророками, возглавляя ее как имам.

Здесь же произошло другое значимое событие для мусульманской уммы. Джибриль предложил Пророку два сосуда, в одном из которых было вино, а в другом — молоко. После того как Пророк выбрал сосуд с молоком, Джибриль сказал: «Ты взял то, что соответствует естеству, и поэтому и ты, и община твоя будете выведены на прямой путь, а если ли бы ты взял вино, то община твоя сбилась бы с пути!» Именно отсюда Пророк далее был вознесен на небо. Таким образом, Аль-Акса стала единственным местом на земле, где состоялась коллективная молитва посланников Аллаха во главе с Пророком Мухаммадом. Также она стала конечным местом чудесного перенесения.

Когда люди узнали о переносе и вознесении, Пророку было ниспослано еще одно знамение: «После того, как курайшиты объявили мои слова ложью, я встал в аль-Хиджре, и Аллах показал мне Иерусалим, а я начал описывать им приметы (города), рассматривая его» (Аль-Бухари).

Во времена Пророка Аль-Акса стала первой киблой (местом направления на молитву) для мусульман, и так продолжалось в течение шестнадцати или семнадцати месяцев, пока Аллах не повелел верующим поворачиваться во время молитвы в сторону Каабы в Мекке.

Территория Аль-Аксы является местом захоронения лучших из людей — пророков и сподвижников Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, говоря об этой земле, как-то сказал своим сподвижникам про захоронение пророка Мусы, мир ему: «И если бы я был там, то обязательно показал бы вам его могилу, которая находится у дороги рядом с красным холмом» (аль-Бухари).

Хотя и принято говорить «мечеть Аль-Акса», но на самом деле, это не одна мечеть, а целый храмовый комплекс. Неточности часто возникают не только вокруг значимости Аль-Аксы, но и насчет ее строения. Сегодня она представляет собой грандиозный религиозно-архитектурный ансамбль, который сохранил свою величавость и красоту, несмотря на тот материальный вред, причиняемый ей уже на протяжении столетий. Общая площадь Аль-Аксы составляет 144 тыс. кв. метров. Итак, в комплекс Аль-Акса входят:

— мечеть Аль-Джами аль-Кибли (или Аль-Мусолля аль-Джамиа), которая является местом совершения коллективных молитв. Ее часто и называют мечетью Аль-Акса, но на самом деле «Аль-Акса» — это название всего комплекса.

Сам комплекс Аль-Акса огражден стенами, и эта мечеть находится внутри комплекса, на ее передней части, в южном углу Аль-Аксы. Общая площадь мечети составляет 4,4 тыс. кв. метров. В передней стене мечети находится кибла. Ее здание обрамлено 53 мраморными столбами и имеет 11 дверей. Во время оккупации крестоносцами в XI в. Аль-Джами аль-Кибли успела побывать и церковью, и стойлом для лошадей, и складом для оружия. Исконный вид ей был возвращен известным исламским полководцем Салахуддином Аль-Айюби, когда он освободил Иерусалим в XII в.;

— Куббат ас-Сахра («Купол скалы») — это позолоченный купол мечети над скалой, возведенный во время омейядского халифа Абдул-Малика бин Марвана. Купол высится в центре комплекса;

— мечеть Аль-Марваний (Мусолля аль-Марвани), которая также является местом совершения молитв.

Это и есть мечеть с «Куполом Скалы». Ее также называют мечеть «Купола скалы», но ошибочно часто принимают за мечеть Аль-Акса, хотя она, как и мечети Аль-Джами аль-Кибли, только ее часть. Мусолля аль-Марвани представляет собой восьмиугольное здание площадью 3,7 тыс. кв. метров, состоит из 16 открытых галерей. Внутри мечети находится скала, вершина которой возвышается в центре мечети. Скала тянется в длину на 18 метров и в ширину на 14 метров. Под ней находится древняя пещера с лестницей. Пещеру принято называть «молитвенной комнатой пророков». Во время завоевания крестоносцами мечеть использовалась как конюшня и место хранения припасов;

— ворота мечети Аль-Акса, которые окружают комплекс с северной и западной сторон.

Всего их четырнадцать. Каждые из ворот имеют свои названия, как Аль-Асбат, Хитта, Аль-Атам, Аль-Гаванима, Аль-Мутахара, Аль-Каттанин, Ас-Сильсиля, Аль-Магариба, Аль-Хадид, Ан-Назыр и другие. На сегодня некоторые из них закрыты израильскими властями;

— минареты мечети Аль-Акса.

Мечеть Аль-Акса окружена четырьмя минаретами, три из которых расположены на западной стороне комплекса, а один — на северной стороне, близ ворот Аль-Асбат. Строительство минаретов связано с эпохой мамлюков. Каждый из них, как и ворота, имеет свое название.

Минарет «Аль-Фахрийя» находится в юго-западном углу мечети Аль-Акса и входит в одноименный комплекс школы. Минарет «Баб-уль-Гаванима» высится в северо-западном углу мечети. «Баб-ус-Сильсиля» находится на западной стороне Аль-Аксы в нескольких метрах от ворот Ас-Сильсиля и минарет «Баб-уль-Асбат» расположен на северной стороне мечети;

— минбар (кафедра) Бархануддина.

Минбар из камня и мрамора находится во дворе «Купола скалы».

— стена Аль-Бурак.

Стена находится на юго-западной стороне мечети Аль-Акса.

Также на территории комплекса Аль-Акса находится множество каменных террас и питьевых источников, колодцев, мраморный бассейн с местом для омовения.

Место, пропитанное благодатью, величественной историей, следами выдающихся людей, вправе и должно быть хранимо в умах и сердцах мусульман. Сегодня оно только выглядит осиротевшим, но всегда хранилось и хранится Тем, Кто некогда привел к стенам Аль-Аксы Своих лучших рабов, а затем вознес от нее на небо Своего любимого раба.