Жизнеутверждающее начало

Воспоминания Азы Базоркиной, дочери патриарха ингушской литературы

Так устроен человек, что события, произошедшие в далеком детстве, лучше запоминаются. Они прочно врезаются в память и периодически всплывают, заставляя нас сравнивать прошлое с настоящим.

Из трагического прошлого нашего народа Аза Базоркина отчетливо помнит тяжелый стук вагонных колёс, увозивших их всё дальше и дальше от родной земли, незнакомые просторы вокруг, а также холод и голод, скосившие на своем пути не одну семью переселенцев, и пустоту. Но больше всего ей на всю жизнь запомнились слова, сказанные отцом в день депортации: «Не сметь плакать! Никто не должен видеть наших слез!»

На протяжении всего времени, проведенного в местах депортации, маленькая Аза как губка впитывала в себя всё происходящее вокруг, видела, как переживали истинные патриоты Отчизны за судьбу своего народа вдали от родины, в ссылке.

Невзирая на тягостное положение на чужбине, люди, окружавшие семью, в которой росла Аза, всегда высоко держали планку воспитанности и гордости за свой народ. Может быть, поэтому они не теряли надежду на реабилитацию и свято верили в то, что справедливость рано или поздно восторжествует.

Надо сказать, что каждая новая встреча с Азой Базоркиной, которая с детства была знакома с выдающимися представителями нашего народа, всегда открывает для нас что-то новое и интересное. Вот и на этот раз она рассказала о том, что преодолевать тяготы жизни на чужбине в годы ссылки ей, как и всем членам их семьи, помогали встречи с умными и образованными людьми. Со слезами на глазах вспоминает Аза о верных и преданных друзьях и соратниках своего отца Дошлако и Орцхо Мальсаговых, Багаудине Зязикове, Джемалдине Яндиеве и многих других, с которыми они скрашивали тоску по Родине и по мере своих возможностей продолжали писать и создавать поэтические и прозаические произведения. Все эти годы с патриархом ингушской литературы, её отцом и дорогим ей человеком Идрисом Базоркиным она была рядом и, как и подобает любимой дочери, всегда поддерживала его.

С улыбкой на лице вспоминает Аза театр Идриса Базоркина во Фрунзе, как посещали они «детище» отца вместе с другими родственниками, и как приобщал он её, ещё совсем юную девочку, к искусству. Там же, в театре, состоялось её первое знакомство с великим танцором Махмудом Эсамбаевым и другими известными творческими личностями. В театр часто приходила Фирюза Оздоева, в будущем первая ингушка — доктор наук, профессор.

И не забыть ей уже никогда, как она категорически выступила против записи «спецпереселенец» в её паспорте, и как отправила этот документ, удостоверяющий личность, в Москву вместе с письмом, в котором выразила свое недовольство в адрес действующих властей. Мотивы её поступка, к слову — очень отважного, определяло чувство национальной гордости. Как она объясняет это сейчас, по-другому поступить тогда просто не было сил.

Такие факты говорят о том, что ничто не смогло сломить ингушей вдали от Родины, потому что все они, каждый на своем месте, делали то, что должны были делать. По мере своих сил и возможностей берегли наше национальное достояние, которое неподвластно времени, выстояло и выдержало все испытания судьбы и дошло до нас — будущих поколений.

Аза Базоркина в числе первых ингушских студентов, после долгих лет бесправного положения ингушей, поступила в Московский медицинский институт имени Пирогова. Там же, в столице, окончила и ординатуру. Сказать, что было тяжело, значит, ничего не сказать. Но годы, проведенные в ссылке, закалили её вместе со своим народом, жизненные невзгоды сделали характер выносливей, а душу добрее.

Не по годам рано пришло к девушке осознание того, что в жизни является ценным, а что нет. Сама же она считает себя очень счастливым человеком, ведь столько лет рядом с нею был самый дорогой человек — отец.

Желание помогать людям, быть полезной обществу наша героиня реализует через искусство лекаря. Но и в этой роли она не просто врач, а настоящий психолог человеческих душ. Оставив Москву и Грозный, где ей сулили успешную карьеру, Аза выбрала для себя родную Ингушетию. А будучи уже в зрелом возрасте, предпочла горы и уехала жить в Армхи на долгие 15 лет, где какое-то время была единственным врачом во всём Джейрахском районе. Как она сама выражается, горы — поистине её космос. Они давали Азе энергию в самые нелёгкие, но, как она считает, самые счастливые годы её жизни.

Несколько позже Аза напишет: «На родине предков моими друзьями были горы, небо, лес, вода, камни. Хотя были там и люди, которые были почти не люди, а горные духи: бескорыстные, озаренные, неземные. Мне казалось, что они рождены горами. А горы щедро одаривали их красотой, поэзией, особым видением, всем тем, чем владели сами...».

Может быть, эта страсть к живой природе явилась причиной того, что в свои 48 лет Аза неожиданно для себя увлеклась живописью и стала писать картины, в которых отчетливо виден взгляд мудрой женщины на природу изнутри, на звучащую музыку камней. Её творчество — это сон, в котором мы парим над знакомыми нам до боли и в то же время невиданной красоты пейзажами. Истинные ценители изобразительного искусства после встречи с картинами Азы Базоркиной отмечают в них какую-то загадку, что они создают удивительное впечатление соприкосновения с чем-то дорогим и особенным. И это нам дает право говорить, что картины Азы Базоркиной не перестают воодушевлять нас своим жизнеутверждающим началом.

Воспоминания из далекого и тяжелого детства, конечно, периодически возвращают её во времена депортации. Но, к счастью, она не озлобилась на судьбу и считает, что на каждую эпоху приходит своя черная полоса, которая непременно должна смениться белой. С чувством гордости говорит она, что они своей добротой, взаимопомощью и искренним сочувствием друг к другу преодолели все тяготы невзгод и лишений и при этом остались людьми.

— Нельзя, чтобы горькие мысли и воспоминания о прошедшем времени способствовали тому, чтобы сердца людей зачерствели, — говорит она. — Тем более что я всегда знала, что ингуши — мудрый народ, знающий себе цену!