Страна гор

Вариантов развития туризма много, было бы желание

Туризм — это одно из самых прибыльных и востребованных направлений в мире. Каждая уважающая себя страна уделяет этому огромное внимание. Ежегодно страны с хорошо отлаженной туристической системой пополняют свой бюджет на многие миллионы долларов, а то и миллиарды.

Такие государства, как Египет, Болгария, Турция, Хорватия, Испания, Франция, и ряд других стран сделали это направление почти что основным источником доходов или хотя бы очень сильно от этого зависят. Там нет нефти, газа, залежей алмазов, золотой руды и других полезных ископаемых, и они догадались развивать то, что у них в избытке — собственную историю.

Ежегодный бег быков в Памплоне, Саграда Фамилия в Барселоне, коррида, прекрасные пляжи и курорты в Хорватии и Болгарии, Эйфелева башня во Франции, Колизей в Италии и пирамиды в Египте собирают огромное количество туристов. Это серьезные вливания в казну тех стран и субъектов, где эти сооружения и достопримечательности находятся.

В России туризм стали развивать только в последние годы. Имея весь набор полезных ископаемых, учитывая площадь страны, доходы от туризма не такие большие, так как для нашей страны это не приоритетное направление.

Но по-другому обстоит дело с субъектами — такими маленькими, как Ингушетия, с такой плотностью населения, где нет градообразующих предприятий, коих в больших количествах имеется на Урале, в Средней России и на Дальнем Востоке и где туризм является отличной возможностью для дополнительного дохода.

Располагаясь в самом живописном месте Северного Кавказа, с древней историей и архитектурой, грех не воспользоваться такой возможностью. Да, я знаю, что в последнее время региональное правительство активнее стало развивать туризм. Проводятся экскурсии по Ингушетии, строятся дополнительные достопримечательности. Например, башня Согласия, Аланские ворота и т. д. Но имея такую основу, как наши башенные комплексы, которые по возрасту и исторической ценности не уступают большинству мировых памятников архитектуры, можно было бы выйти и за пределы России. Например, пригласить к нам ведущие зарубежные телекомпании, такие как BBC, National Gеographic и другие. Это была бы отличная реклама. Я уверен, что таким каналам было бы интересно с нами сотрудничать. Одно дело — делать сюжет про Колизей, который и так все в мире знают и про который снято сотни сюжетов, другое дело — многовековые башни и склепы в неизвестной большинству мира Ингушетии. Это вызвало бы интерес со стороны зарубежных ученых, архитекторов и рядовых зрителей, которые, увидев такое великолепие, захотели бы поехать в наш субъект. Ингушами стали бы интересоваться все больше людей, а это значит — больше туристов в год. Из этого вытекают новые рабочие места, такие как проводники, экскурсоводы и т. д. Появляется дополнительная площадка для малого предпринимательства. Например, бизнес по продаже сувениров.

Вариантов развития много, главное — было бы желание. Наше правительство должно уделять этому больше внимания, выходя на международный рынок. Ведь малгобекская нефть не вечна. Даже если и вечна, то все равно доходы от ее продажи принадлежат не субъекту, а всему государству. Являясь полностью дотационной республикой, ориентированность на развитие туризма привлекло бы больше иностранных путешественников. А это — доходы. И если сделать правильную рекламу, людей с каждым разом будет только больше, и ежегодно в бюджете Ингушетии станет оседать все больше денежных средств, что приведет к меньшей зависимости от центра и мировой известности.

Надеюсь, в планах властей субъекта есть такая идея, и мы в скором времени сможем лицезреть на нашей земле немцев, японцев, итальянцев, французов, которые восторгаются величественными красотами горной Ингушетии, удивляются мастерству зодчих древних башен и восхищаются историей нашего родного края.

Аслан​ Муталиев