Избирательные права граждан в законодательстве о выборах: интервью с представителем ингушского регионального избиркома

В связи с возникающими на практике вопросами относительно применения пункта 9 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Ингушетия Избирательная комиссия Республики Ингушетия организует информирование жителей республики об ограничениях, связанных со статусом муниципального депутата. На эту тему корреспондент газеты «Ингушетия» побеседовал с помощником руководителя республиканского избиркома.

— Скажите, что входит в понятие «депутат»?

— В российском законодательстве есть следующее определение: «депутат — это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.».

— Какие категории граждан не могут совмещать полномочия депутата представительного органа муниципального образования с определенными государственными и муниципальными должностями и должностями государственной и муниципальной службы?

— Вне зависимости от того, осуществляет ли муниципальный депутат свои полномочия на постоянной или непостоянной основе, в действующем законодательстве установлен запрет на совмещение полномочий депутата представительного органа муниципального образования с полномочиями члена Правительства Российской Федерации, члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, судьи, сотрудника органов прокуратуры, сотрудника таможенных органов, военнослужащего, сотрудника полиции, государственного гражданского служащего, выборного должностного лица местного самоуправления, депутата представительного органа иного муниципального образования, лица, замещающего муниципальную должность муниципальной службы, руководителя государственного или муниципального унитарного предприятия, лиц рядового и начальствующего состава противопожарной службы.

— Какие особенности существуют в действующем законодательстве относительно запрета совмещать полномочия определенной службы с полномочиями депутата представительного органа муниципального образования?

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Необходимо отметить, что в действующем законодательстве установлен запрет на совмещение полномочий депутата представительного органа муниципального образования (вне зависимости от того, осуществляет ли он свои полномочия на постоянной или непостоянной основе) с полномочиями члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, со статусом лица, замещающего муниципальную должность муниципальной службы.

Вопрос о возможности совмещения статуса депутата представительного органа муниципального образования с осуществлением иных полномочий (замещением иных должностей) должен решаться с учетом положений специальных законов, регулирующих осуществление полномочий (прохождение службы) соответствующими должностными лицами.

Так, депутаты Народного Собрания Республики Ингушетия, депутаты представительных органов муниципальных образований Республики Ингушетия не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления, руководителями государственного или муниципального унитарного предприятия.

Депутаты представительных органов муниципальных образований Республики Ингушетия не могут замещать муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

Выборные должностные лица местного самоуправления Республики Ингушетия не могут быть членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы.

Также, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, когда глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования. Указанные ограничения не распространяются также на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, в котором предусмотрено формирование администрации, возглавляемой главой сельского поселения.

— Какие из названных ограничений действуют для военнослужащих?

После вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» депутатами представительных органов муниципальных образований, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, могут быть военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и приравненные к ним лица. В соответствии Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, избранный депутатом представительного органа муниципального образования и осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, должен приостановить свою службу или сложить с себя полномочия депутата. При этом, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» дополнен статьей 271, согласно которой на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации.

Поскольку статья 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит запрет для государственного гражданского служащего замещать должность государственной службы в случае избрания на выборную должность в органе местного самоуправления независимо от того, на какой основе (постоянной или непостоянной) осуществляются полномочия депутата представительного органа муниципального образования, следовательно, действие этого запрета на тех же условиях распространяется и на военнослужащих, что соответствует сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 мая 1998 года № 16-П правовой позиции, по смыслу которой конституционные принципы разделения властей и самостоятельности местного самоуправления означают несовместимость государственной службы с мандатом депутата законодательного органа государственной власти или представительного органа муниципального образования.

— Каков запрет для служащих правоохранительной системы?

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ также распространяет действие ограничений, запретов и обязанностей, установленных статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», на судебных приставов (пункт 3 статьи 4 Федерального закона «О судебных приставах»).

В соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судья не вправе быть депутатом.

Исходя из положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», сотрудникам прокуратуры запрещено быть депутатами представительных органов муниципальных образований.

Согласно Федеральному закону «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудники таможенных органов не вправе совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутатов органов местного самоуправления (вне зависимости, осуществляют они указанные полномочия на постоянной либо непостоянной основе).

Закон о правоохранительной службе до настоящего времени не принят, в связи с чем вопрос о возможности совмещения статуса депутата представительного органа муниципального образования с осуществлением иных полномочий (замещением иных должностей) должен решаться с учетом положений специальных законов, регулирующих осуществление полномочий (прохождение службы) соответствующими должностными лицами.

В частности, согласно пункту 4 части 1 статьи 37 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2012 года, в случае избрания сотрудника органов внутренних дел депутатом представительного органа муниципального образования служба в органах внутренних дел приостанавливается до дня прекращения исполнения им соответствующих полномочий.

Также, на основании части 1 статьи 41 Федерального закона «О полиции», лица, проходящие службу в полиции, избранные депутатами представительного органа муниципального образования и осуществляющие свои полномочия, как на постоянной основе, так и на непостоянной основе, должны приостановить свою службу в полиции или уволится со службы в полиции по собственному желанию, либо сложить полномочия депутата. После прекращения указанных полномочий сотруднику полиции по его желанию предоставляется ранее замещаемая должность, а при ее отсутствии другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы.

Аналогичные гарантии предусмотрены статьей 31 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» для сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, избранного депутатом представительного органа муниципального образования.

В соответствии со статьей 241 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудники уголовно-исполнительной системы в случае избрания их депутатами представительных органов местного самоуправления или выборными должностными лицами органов местного самоуправления, на период осуществления указанных полномочий приостанавливают службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

— Что из перечисленного распространяется на сотрудников противопожарной службы, работников государственной гражданской службы и унитарных предприятий?

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае избрания на выборную должность в органе местного самоуправления. При избрании его на названную выборную должность служебный контракт приостанавливается с освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв. При этом по смыслу части 2 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутаты представительных органов муниципальных образований относятся к лицам, замещающим муниципальные должности.

Таким образом, государственным гражданским служащим запрещается осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, в том числе на непостоянной основе.

В соответствии с нормами Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель муниципального унитарного предприятия не вправе занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в органах местного самоуправления.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2011 года № 1309-О-О сделан вывод о том, что лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы МЧС России запрещается совмещать статус государственного служащего с выборной должностью в органе местного самоуправления, включая должность депутата представительного органа муниципального образования, в том числе в случае, если соответствующая выборная должность не предполагает ее замещения на постоянной и профессиональной основе.

— И последний вопрос, скажите, что необходимо сделать гражданину в случае избрания его на выборную должность?

В соответствии с пунктом 6 статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в эту комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

При этом, если кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо выборным должностным лицом, не выполнит вышеуказанное требование избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным.

В случае, если кандидат, избранный депутатом в составе списка кандидатов, не выполнит аналогичное требование, его депутатский мандат передается другому зарегистрированному кандидату в порядке, предусмотренном законом.

Кроме того, законом может быть предусмотрено, что, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов. Соответствующий закон должен также содержать перечень обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится.

В заключение скажу, что в отношении вопроса о действии дополнительных ограничений, касающихся статуса выборных должностных лиц местного самоуправления и депутатов представительных органов муниципальных образований, установленных в законодательстве субъектов Российской Федерации и не установленных на федеральном уровне, необходимо учитывать, что соответствующие нормы законов субъектов Российской Федерации применяться не могут как противоречащие пункту 9 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».