Долги по налогам

Долговые обязательства Ингушетии в 2020 году снизились на 4,4 млрд рублей

Ингушетия занимает лидирующее место в СКФО по снижению совокупной задолженности по налоговым платежам. Подтверждающая информация была представлена региональным управлением Федеральной налоговой службы на совещании в Магасе с участием Главы Ингушетии Махмуд-Али Калиматова.

«Ситуация в сфере финансов у нас была не самая лучшая. Нам удалось добиться здесь перелома. В результате целенаправленной работы в 2020 году мы не только не допустили увеличения объема долговых обязательств, но и сократили его с 11,8 млрд рублей (по состоянию на 1 июля 2019 г.) до 7,4 млрд рублей (по состоянию на 1 января 2021 г.), то есть за полтора года он уменьшился на 4,4 млрд рублей», — заметил Глава республики, открывая совещание.

При этом он подчеркнул необходимость в максимальной степени наращивать доходную часть бюджета. В данном вопросе он выделил в качестве тормозящего прогресс фактора отсутствие должного контроля со стороны государственных органов за полнотой уплаты налогов строительными компаниями, АЗС, крупными торговыми предприятиями, продовольственными рынками.

Данные по исполнению в полном объеме запланированных показателей доходной части бюджета в своем докладе озвучил заместитель министра финансов региона Магомет Костоев.

По его информации, к 1 апреля 2021 г. в консолидированный бюджет субъекта поступил 1 394,1 млн рублей. По сравнению с первым кварталом предыдущего года рост составил 308,1 млн рублей, или 28,4%, в том числе по налоговым доходам — 89,0 млн рублей, и неналоговым доходам — 219 млн рублей (за счет поступлений от продажи швейной фабрики). В структуре налоговых доходов большую часть занимают поступления налога на доходы физических лиц — 52,4%, доходы от уплаты акцизов — 16,1%, налог на имущество организаций — 11,6%.

Между тем по результатам работы Управления Федеральной налоговой службы по Ингушетии за первые три месяца текущего года налоговыми органами мобилизовано в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов в сумме 2339,6 млн рублей (без акцизных сборов). Из них в федеральный бюджет за январь-март поступило 298,4 млн рублей, что на 81,1 млн рублей, или на 37,3%, больше, чем за аналогичный период прошлого года, в республиканский бюджет — 933,2 млн рублей, что на 84,8 млн рублей, или на 10%, больше, чем за те же месяцы 2020 года.

Поступления в территориальный бюджет вместе с доходами от уплаты акцизов на нефтепродукты на 1 апреля 2021 г. составили 1107,4, что на 9% больше, чем в аналогичный период прошлого года.

Что касается задолженности по налоговым платежам в консолидированный федеральный бюджет, стоит отметить, что на 1 января 2021 г. она составляла 4 021 млн рублей, что на 932,8 млн рублей меньше, чем по состоянию на начало 2020 года. Сокращение на 18,8% обеспечило перевыполнение в 6,2 раза показателя снижения, установленного коллегией ФНС России. Таким образом, Ингушетия на первом месте в СКФО по снижению совокупной задолженности — процент снижения задолженности больше, чем средний по СКФО, на 16,2% , притом что в целом по РФ фиксируется рост задолженности на 4,9%.

Оценку системы налоговых сборов и предложения по повышению доходной части республиканского бюджета представил первый вице-премьер Ингушетии Олег Фурсов. Были отмечены позитивные изменения и недостатки, в направлении которых необходимо усилить работу, определены участки налогового потенциала региона.

Так, зампред сообщил, что, по поручению Главы республики, правительством инициирована работа с участием всех федеральных структур — администраторов бюджета по вопросу собираемости налогов, поступающих в бюджет. Зампред подчеркнул, что благодаря скоординированной работе заинтересованных структур удалось к концу года превысить плановые показатели по сбору ряда налогов: транспортного — на 111%, НДПИ — на 291,8%, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, — на 107,0%, административных платежей и сборов — на 240,1% , по упрощенной системе налогообложения (УСН) — на 105,2%.

Кроме того, в разрезе муниципалитетов также произошел рост по различным видам налоговых и неналоговых платежей: в соответствии с поручением Главы региона в январе было проведено совещание с руководителями муниципалитетов и их финансовыми отделами, в процессе которого были найдены дополнительные внутренние резервы от 7,6 млн рублей в Джейрахском районе до 36,7 млн рублей в Назрани — всего 181 млн рублей.

Также стоит упомянуть недоимку по штрафам, начисленным федеральными органами за 2018-2019 гг., которая была погашена в объеме 304,7 млн рублей (98%) из 310,9 млн руб.

«Примером слаженной и успешной работы может служить также кампания по инвентаризации АЗС и АГНЗС в рамках увеличения поступлений в дорожный фонд, проведенная по поручению Главы республики. В результате которой количество заправочных станций на налоговом учете последовательно увеличивалось: с 63 — в сентябре до 124 — в декабре, а в феврале 2021 г. — уже до 138 при общем числе выявленных 186 единицах. Завершение этой работы позволит довести уровень налоговых отчислений от деятельности АЗС и АГНЗС с 118,3 млн рублей в 2019 году до 180 млн ориентировочно в 2021 году», — сообщил Олег Фурсов.

Вместе с тем в числе отрицательных явлений — увеличение недоимки, подлежащей взысканию УФССП по линии мировых судей: из 447,163 млн рублей, направленных мировыми судьями в УФССП с 2018 по 2020 гг., взыскано последними 17,487 млн рублей (4%). При этом процент взыскиваемости каждый год падает.

В сфере торговли также существуют нарушения. Девять крупнейших торговых центров заплатили в бюджет республики 12,9 млн рублей. При существующей проходимости, по мнению Олега Фурсова, цифра выглядит явно заниженной, — и это лишь единичный пример в этом виде предпринимательской деятельности. Всего, по данным регионального министерства промышленности и цифрового развития, в республике действуют 68 крупных торговых и 8 региональных сетевых предприятий.

Также зампред назвал важным фактором пополнения бюджета поддержку и развитие промышленных предприятий. Их ритмичная работа, по его словам, зависит только от бесперебойности поставок энерго- и иных ресурсов.

«По итогам 2020 года резиденты промплощадок заплатили только налог на прибыль в размере 33,2 млн рублей, не считая земельного налога и отчислений в фонды и НДФЛ. С вводом в эксплуатацию 5 инвестпроектов к концу года только НДФЛ дополнительно может составить 43,9 млн рублей, а в 2022 году — уже 87,8 млн рублей, ежегодные отчисления налога на прибыль вырастут за 5 лет до 1,29 млрд рублей, за 10 лет — до 3,229 млрд рублей. И это вполне реальные цифры», — подчеркнул он.

К тому же одним из главных факторов, ограничивающих экономическое развитие, остается теневая занятость. По оценкам Росстата, доля занятых в неформальной экономике составляет около половины работающего населения, а для Ингушетии показатель равен 76,14 тыс. человек. По данным Росстата, в 2019 году 37,2% доходов населения СКФО приходится на «другие источники» (теневые доходы) при среднем значении по РФ — 12,4%.

Руководитель субъекта подчеркнул, что упомянутая им выше работа по снижению долговых обязательств региона является лишь первым этапом в борьбе с его финансовой несамостоятельностью, в дальнейшем власти региона намерены сделать упор на устранение понятия теневой экономики, вывести фискальную систему на основательно новый уровень в целях обеспечения поступления необходимых на нужды Ингушетии средств.

«Налоги — это вклад каждого предпринимателя в становление республики. Бизнесмены и руководители организаций — все, кто не платит за аренду земель, налоги и штрафы, по сути, лишают бюджет поступлений и буквально обкрадывают население. Сколько проблем социально незащищенных слоев граждан можно было бы избежать при наличии профицита?» — заключил Махмуд-Али Калиматов.