Росреестр снизил административные барьеры в сфере оформления права собственности

На официальном сайте Управления Росреестра по Ингушетии запущены сервисы получения услуг по кадастровому учёту

Управление Росреестра по Республике Ингушетия запустило на официальном сайте ведомства сервисы получения услуг по кадастровому учёту, а также одновременной подаче заявления на регистрацию прав и государственный кадастровый учёт.

Надо отметить, что в текущем году Росреестр обеспечил одно из основных нововведений закона «О государственной регистрации недвижимости» — начал оказание услуг по экстерриториальному принципу на всей территории страны. Экстерриториальный принцип предоставляет заявителям возможность обращаться за услугой в любом регионе России, независимо от места нахождения объекта недвижимости, на который регистрируется право. Об этом нашему корреспонденту рассказала начальник отдела регистрации прав Центрального аппарата Управления Росреестра по РИ Индира Арчакова.

— Индира Магомет-Бековна, в соответствии с новым законом Росреестр предоставляет госуслуги в новом формате. Что именно изменилось?

— Да, у жителей России появилась возможность экстерриториальной подачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимость. Это значит, что сегодня нет необходимости выезжать за пределы того региона, в котором заявитель проживает, для того чтобы осуществить сделку с объектом недвижимости, находящимся в другом субъекте нашей большой страны.

Также с нового года появилась возможность одновременной подачи заявления на кадастровый учет и регистрацию права собственности на объект недвижимости. При этом сроки осуществления учета объекта недвижимости и госрегистрации прав по основным сделкам с недвижимостью сократились для кадастрового учета до пяти рабочих дней, для регистрации прав — до семи. Одновременного проведения учета и госрегистрации — до десяти рабочих дней, выдача сведений займет до трех рабочих дней. Уменьшились и сроки, отведенные на транспортировку документов из МФЦ в Росреестр и обратно — до двух рабочих дней, вместо четырех.

Есть еще ряд новшеств, которые затрагивают непосредственно работу государственных регистраторов: стало более совершенным межведомственное взаимодействие, функции государственного регистратора расширились (теперь специалисты принимают решения и о кадастровом учете), усилилась и их ответственность. Уверена, что все эти нововведения позволят России сделать существенный рывок вперед по показателям «регистрация собственности» и «кадастровый учет» в части улучшения позиций страны в международном рейтинге Всемирного банка Doing Business и войти к 2018 году в первую пятерку стран-лидеров.

Реализация нового закона — это настоящий прорыв Росреестра в сфере создания комфортных и оперативных условий оформления права собственности на недвижимость для граждан и бизнеса.

— Уделяется ли Росреестром внимание по созданию доступности условий ведения бизнеса в стране?

— Конечно, в том числе для этих целей был принят план мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Хочу обратить внимание, что по показателям «регистрация собственности» и «кадастровый учет» в 2016 году в международном рейтинге Doing Business, который оценивает удобство и легкость ведения бизнеса, Россия заняла девятое место и вошла в ТОП-10 стран по качеству, простоте, надёжности и удобству регистрации прав собственности. Учетно-регистрационная система России оказалась лучше, чем в США, Норвегии, Великобритании. Более того, данные показатели — лучшие среди других показателей-индикаторов, на основании которых проводится оценка страны по доступности ведения бизнеса. Считаю, что это уже серьезная победа Росреестра по снижению административных барьеров для бизнеса в сфере оформления права собственности.

По словам Индиры Арчаковой, для оказания услуги по регистрации прав и кадастровому учёту по экстерриториальному принципу выделены отдельные офисы в каждом субъекте Российской Федерации. Перечень офисов, в которые можно подать заявление, размещён на сайте Росреестра. В случае подачи заявления по экстерриториальному принципу регистрацию прав, сделок, ограничений и обременений, постановку на кадастровый учёт проводит орган регистрации по месту нахождения объекта недвижимости. Регистрация проводится на основании электронных документов, созданных органом регистрации по месту приёма от заявителя документов в бумажном виде и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора этого органа. В этом случае государственный регистратор также обязан провести проверку предоставленных документов на предмет отсутствия предусмотренных законом «О государственной регистрации» оснований для возврата заявления без рассмотрения, а также — их соответствия требованиям закона.

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая проведение регистрации по экстерриториальному принципу, содержит информацию о государственном регистраторе, осуществившим регистрационные действия, и заверяется государственным регистратором по месту приёма документов. Регистрационная надпись на документах проставляется государственным регистратором по месту приёма документов и содержит слова «Регистрация осуществлена по месту нахождения объекта», а также наименование соответствующего территориального органа Росреестра. Для получения полной информации нужно ввести номер своей заявки.