Батыр Мальсагов: «Индустрия туризма и гостеприимства — это самый быстроразвивающийся сектор экономики»

Богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на лидирующие позиции в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. В нашей стране находятся около тридцати объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Различные регионы и этносы в России имеют большое разнообразие традиций. Основные туристические маршруты в России представляют собой посещение Москвы и Санкт-Петербурга, санаторно-курортных учреждений Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской области, горнолыжных курортов Кавказа и Сибири, путешествие по Золотому кольцу России, круизы по Волге, круизы на ледоколе в национальный парк «Русская Арктика», дальние поездки по Транссибирской магистрали, с посещением Алтайских гор и озера Байкал, путешествия к вулканам Камчатки и в Приморье.

Однако остается очень много «тихих гаваней» и «медвежьих углов», доступ к которым ограничен по многим объективным причинам. Это и неразвитость туристической инфраструктуры, и отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов в этой сфере, и плохая освещенность об этих изумительных по красоте девственных оазисах планеты в СМИ и т. д.

Среди таких прекрасных мест особняком стоит горная Ингушетия, сконцентрировавшая достаточно сохранившиеся в целостности и руинированные объекты архитектурного прошлого ингушского народа. Еще в советские времена здесь пролегали тропы пеших туристов, в том числе и зарубежных, доход от которых пополнял госказну.

После развала Советского Союза и возрождения государственности нашей республики горная Ингушетия осталась один на один с многочисленными «активистами», начавшими каждый на свой лад «реставрировать» архитектурные объекты предков, сюда устремился предприимчивый люд со своими дикопиталистическими методами достижения цели, здесь появилась пограничная зона. И лишь с включением этого чудесного края в региональный туристический кластер этот губительный процесс удалось замедлить.

Сегодня можно сказать, что туристическая сфера республики находится в стадии зачатия. Одним из тех, кто знает эти места как «свои пять пальцев», является член Ингушского отделения Русского географического общества, историк Батыр Мальсагов, давно и успешно сотрудничающий со многими турфирмами страны в качестве гида-проводника. На днях он сопровождал группу китайских туристов, демонстрируя гостям достопримечательности Ингушетии. С ним мы и беседуем.

— Батыр, какова реакция китайских товарищей на наши местные красоты, и вообще — как их можно чем-то удивить? Ведь у них там, в Поднебесной, своих уникальностей не счесть...

— Ну, знаешь, это ошибочное представление, мол, если, к примеру, парижанин каждый день видит Эйфелеву башню, то он не способен впечатлиться чем-то другим. Прямо Мимино вспоминается: «...Если женщина каждый день артистов видит, академиков видит, космонавтов видит, ты кто такой для нее?!» (смеется). Напротив: чем больше интересного человек в жизни повидал, тем больше путешествовать ему охота, узнавать что-то новое, проникать в самые труднодоступные места планеты.

К счастью, достопримечательности нашей республики не спрятаны от людских глаз... Что касается данного тура, то это была группа из 35 человек из Гонконга, в течение пяти дней гостившая в Ингушетии: два дня на равнине и три дня в горах. Посещали мы конноспортивную школу, ездили на лошадках, поднимались к Борга-каш в Плиево, были в музее изобразительного искусства, музее краеведения. В последнем, к сожалению, дефицит выставочных площадей. Тем не менее, его работники с честью выходят из трудной ситуации и показывают туристам максимум самых интересных, связанных с нашей культурой и историей экспонатов. В этой связи хотелось бы сказать большое спасибо за профессионализм экскурсоводу музея Зарете Местоевой.

Еще гости обозревали Магас со стометровой башни Согласия, наведались к Ахмеду Шадиеву на предприятие по изготовлению изделий из рыбьей кожи. Китайцы — народ, контролирующий свои эмоции, старающийся не демонстрировать свои чувства. Но есть одна примета, по которой можно вычислить градус их переживаний: это гул, который стоит от их разговора между собой. В «Шади» они подняли шум, свидетельствовавший о том, что их «зацепило». Купили там кое-что.

Вообще, цены на сувениры у нас странным образом разбросаны в несколько раз. Если какую-то вещицу в одном месте можно за 70 рублей купить, то в другом она уже стоит 200 рублей. Это неправильно. К примеру, данная группа состояла из «бюджетных» туристов, в возрасте 55-75 лет. Они обычно покупают «мелочевку». А VIP-туристам хозяева дарят сувениры бесплатно...

Потом переместились в горы, побывали на Ляжгинском и Фуртоугском водопадах, у Тхаба-Ерды, в Вовнушках, смотрели город башен Эрзи, посетили музей им. Ахриева, перешли перевал, были в Таргимской котловине... В общем, показали гостям все самое интересное. Они открывали для себя Северный Кавказ, побывали в Чечне, Дагестане, после Ингушетии дальше собирались ехать в соседние республики, отметив, что древняя архитектура горной Ингушетии больше всего их заинтересовала.

— Вообще, как ты всю эту работу планируешь?

— У меня давно налажены тесные и деловые отношения с турфирмами разных регионов, в том числе и московскими. Составляем программу — индивидуальную или же на группу туристов, готовя места в гостиницах, думая о питании, комфорте, у нас свои надежные, проверенные временем партнеры со своим хорошим транспортом, отличные переводчики.

— Твоя оценка состояния туриндустрии республики?

— Конечно же, говорить о каких-то прорывах здесь еще рано. Скажем, у нас всего четыре относительно нормальных гостиницы, из которых только за две не стыдно перед иностранцами, и только в одной — гостинице «Магас» — соотношение цены проживания и качества сервиса оптимальное. Здесь в стоимость включен и завтрак, есть шведский стол, кондиционеры в номерах. Иногда приходится разбивать группу, размещая их в разных гостиницах из-за отсутствия номеров.

Знаешь, есть страны, которые на пустом месте создают у себя туриндустрию и привлекают гостей. У нас она — вот, под рукой, Всевышний нас наградил изумительными памятниками природы и богатой архитектурной историей. Индустрия туризма и гостеприимства — это самая развивающаяся, «гибкая» и приспосабливающаяся под любые экономические изменения отрасль экономики, которая не требует колоссальных инвестиционных вливаний, но которая может создать значительное число рабочих мест. Нужны только опытные специалисты, которые ее будут развивать, подходить ответственно, с душой и желанием добиться результатов. Весь мир это понял. Пора и нам за дело браться.