Батыр Точиев: «Процесс реорганизации ГУП и МУП нельзя превращать в кампанейщину»

В декабре прошлого года вступил в силу федеральный закон № 485, который устанавливает запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках. С того момента в каждом субъекте России началась работа по секвестрованию ГУП и МУП.

В стране десятки тысяч унитарных и казенных предприятий. Их создают федеральные, региональные или муниципальные органы власти для выполнения некоторых своих функций, например, вывоза мусора или управления аэропортами. Эти предприятия регулярно получают бюджетные субсидии. Из-за огромных размеров и запутанности системы функционирования государственных (ГУП) и муниципальных (МУП) унитарных предприятий контролировать их деятельность особенно сложно не только общественности, но и государственным органам.

Согласно упомянутому закону, абсолютное большинство из них к 2025 году должны прекратить свое существование или поменять организационно-правовую форму. То есть быть реформированными в ООО, АО, ЧГП, АНО и т. п. В Ингушетии бороться с этим «балластом» пытались не раз на местном уровне. Однако МУП и ГУП всякий раз удавалось «выжить».

Как проходит реализация закона в республике, на каком этапе находится этот процесс — об этом корреспондент газеты «Ингушетия» беседует с руководителем Ингушского УФАС России Батыром Точиевым.

— Батыр, скажите, на каком этапе сейчас реорганизация этих организаций в нашем регионе?

— Ингушетия отстает по темпам исполнения данного федерального закона, работа по реорганизации унитарных предприятий идет небольшими шагами. Мы единственный регион, который до сих пор не разработал план общих действий, в то время как в остальных регионах процесс уже начался и набирает обороты. Отрадно отметить, что в числе первых, заинтересованных в данном вопросе, оказалась администрация города Карабулак, где накануне и состоялось совещание по вопросам разработки плана реорганизации МУП.

В первую очередь необходимо решить вопрос структуризации: лучше реорганизовать или ликвидировать унитарные предприятия, чтобы процесс прошел максимально плодотворно.

— Какую роль берет на себя антимонопольное ведомство в процессе реорганизации ГУП и МУП?

— Прежде всего, напомню, что ГУП и МУП получают дотации и субсидии из бюджетов на свою деятельность. Парадоксальная деталь: чем хуже положение дел на том или ином предприятии, тем больше в него нужно вкладывать средств налогоплательщиков. Вместе с тем считаю, что этот процесс нельзя превращать в кампанейщину. Нужно оценить все активы, дальнейшую судьбу предприятий, что повлечет значительные расходы на их ликвидацию, реорганизацию, переоформление прав. Мы не определяем судьбу предприятий: это дело профильных органов исполнительной власти. Но мы сопровождаем процесс на предмет соблюдения всех законотворческих нюансов, и это самое важное. Нельзя тут всех грести под одну гребенку. Нужно смотреть, что за предприятие, чем оно занимается, в какой отрасли работает, и принимать решение абсолютно конкретно.

Несомненно, ликвидация достаточно важного звена муниципального и регионального хозяйства требует бережной и тщательной проработки, но на данном этапе наша республика — единственный субъект страны, который до сих пор не разработал общий план действий. Перед правительством региона стоит первостепенная задача — создать такой план.

— Что даст реорганизация в конечном итоге?

— Поддержка ГУП и МУП, финансовые вливания, передача государственного имущества, оборудования настолько закрыты и непрозрачны, что тягаться с ними в форме, в которой они функционируют, практически невозможно. Этим предприятиям «продлевают жизнь» через субсидии, увеличение уставного капитала, что в принципе по закону невозможно делать с ООО или акционерными обществами. Необходимо сделать их деятельность прозрачной.

Безусловно, убыточные предприятия не должны висеть на шее и без того небогатых бюджетов, будь то регионального или местных. Большинство ГУП и МУП по большому счету можно и нужно преобразовывать и отдавать в умелые управленческие руки. Государство не должно заниматься бизнесом. Другой вопрос, что власти должны создавать благоприятные условия для работы того или иного предприятия.

Уверен, что совместными усилиями мы найдем безболезненное решение исполнения федерального закона.