Роза Ганиева: «Религиозность дает людям недостающее душевное тепло, надежду на лучшее и смысл в жизни»

29 сентября в Москве состоялась первая Всероссийская научно-практическая конференция «Ислам: психологическая устойчивость — основа личного и общественного благополучия».

Участие в форуме приняли психологи, педагоги, имамы, богословы, философы, исламоведы, врачи, журналисты, этнографы, общественные деятели из более 20 регионов России. Ученые и практики озвучили на конференции содержательные доклады, среди которых выделялся доклад старшего научного сотрудника Ингушского НИИ им. Ч. Ахриева, директора Центра психологической помощи г. Назрани кандидата психологических наук Розы Ганиевой. Наш корреспондент расспросил ее об итогах конференции и попросил дать оценку сегодняшнему психологическому климату в мусульманском обществе.

— Роза, в чем состояла цель конференции?

— В настоящее время необходимость решения теоретических и практических вопросов, связанных с психологией ислама и психологической помощи мусульманам, отчетливо видна специалистам различных направлений. Очевидно, что психологическая работа с мусульманами должна строиться с учетом религиозного аспекта, а для повышения ее эффективности нужно использовать профессиональные психологические технологии.

Сегодня в России в этой области работают отдельные энтузиасты, психологи и религиозные деятели, эмпирическим путем выстраивая систему психологической помощи. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что в отечественной психологической и исламоведческой науке накоплено мало сведений, которые можно хоть косвенно отнести к проблемам психологии ислама. Вместе с тем в повестке дня возникает множество вопросов, имеющих прямое отношение к психологическому здоровью личности мусульманина и психологической безопасности общества в целом.

— Например? Назовите один из таких вопросов...

— Актуальным запросом общества, скажем, стала необходимость глубокого психологического изучения религиозного мотивированного экстремизма и психологической профилактики этого явления, поскольку всем ясно, что лица, склонные к экстремизму, имеют целый букет психологических проблем, являющихся первопричиной их поведения.

Не менее востребованы в последнее время и запросы на консультацию по различным вопросам семейных, детско-родительских отношений, межэтнических, межрелигиозных браков, где один из супругов — мусульманин. Проблема смены религиозной идентичности, появление большого числа «неэтнических», например, русских мусульман, противодействие зависимостям, депрессиям средствами исламского знания и религиозной практики — вот лишь небольшой круг вопросов, ждущих своего решения от специалистов как в области психологии, так и ислама. Перед профессиональным сообществом стоит задача изучить накопленный российский и зарубежный опыт в области психологии ислама и, скажем так, разведения по своим «полям» области науки «Психология ислама» и религиозного знания «Исламская психология» с четким определением предметов их изучения.

— О чем был ваш доклад на конференции?

— Мой доклад касался исследования посттравматического роста родственников без вести пропавших осенью 1992 года во время конфликта в Пригородном районе. Мы проводили глубинные интервью с родственниками без вести пропавших в течение года, вопросы касались влияния последствий трагедии на семью, способов физического и социального выживания, эмоционального переживания и осмысления случившегося.

Непосредственным объектом нашего исследования являлась жизнь родственников без вести пропавших с точки зрения возможного влияния на нее бесследного исчезновения родного человека. Через анализ обстоятельств жизни и откликов наших респондентов мы ставили задачу узнать ответы на такие вопросы: «Как вы осознали, что можете больше ценить каждый день своей жизни?», «Что послужило основанием для понимания, что вы можете справиться с трудностями?», «Считаете ли вы, что направили свою жизнь по новому пути, в чем вы его видите?» и т. п.

Конечно же, масштаб потерь и интенсивность травм, пережитых родными и близкими жертв, конфликта предполагает, хотя бы теоретически, приобретение посттравматической мудрости у респондентов. Китайцы говорят, если в твоей душе осталась хоть одна цветущая ветвь, на нее всегда сядет поющая птица. И было радостно осознавать, как много «цветущих ветвей» растет в сердцах наших собеседников. Ключевой силой развития личности является врожденное стремление к осознанию смысла жизни. Нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл, и религиозность играет здесь главную роль. Многие респонденты, отвечая на наши вопросы, рассказывали, что религиозность была сформирована в их семьях с малых лет.

Религиозная вера, ислам является мощным ресурсом психологического благополучия, основой психологической устойчивости личности мусульманина. Однако целый ряд социальных факторов, а также недостаточная образованность, неглубокое понимание своей религии приводят к широкому распространению в мусульманской среде большого числа психологических проблем. Они становятся питательной средой для целенаправленной работы модераторов экстремистской и террористической деятельности.

— Была ли на конференции принята резолюция?

— Конечно. Одним из ее важных пунктов я бы назвала обозначенную необходимость создания в нашей стране Центра психологической помощи мусульманам, в котором следует предусмотреть создание отделений в регионах с компактным проживанием мусульман. Подчеркнуто также, что психологическое консультирование мусульман в центре должно опираться на научные подходы.

Кроме того, на конференции было принято решение учредить Ассоциацию исламских психологов, создать журнал «Ислам: личность и общество», в котором найдут отражение материалы лучших исламских психологов, сочинения ведущих психологов России и мира по религиозной тематике. На базе центра решено создать горячую линию помощи мусульманам, в резолюции отмечена и необходимость налаживания психологической работы с осужденными мусульманами вместе с имамами и психологами ФСИН. В общем, работа конференции была крайне насыщенной и интересной.