Исса Катиев: «Сегодня через соцсети можно намного оперативнее оповестить население о надвигающемся шторме»

Лето 2017 года запомнилось жителям Ингушетии одним из самых жарких и одновременно самым дождливым. Республиканское управление МЧС то и дело успевало оповещать население о пожароопасном периоде или надвигающемся шторме, что временами вызывало критику в их сторону. Население, в основном, было недовольно тем, что оповещение либо неоправданное, либо незаблаговременное.

В социальных сетях до сих пор неодобрительно отзываются о ситуации с предупреждениями. Кто-то даже вспомнил притчу о пастухе, который часто в шутку звал людей спасти стадо от нападения волков, а когда волки действительно пришли, то ему уже никто не поверил.

Но действительно ли применима эта история к сегодняшней реалии с СМС-оповещениями? И действительно ли надо внимательно к ним относиться, и уместна ли критика в данном случае? На все эти и другие вопросы редакции газеты «Ингушетия» ответил Исса Катиев, руководитель пресс-службы республиканского Управления МЧС.

В обязанности МЧС входит оповещение населения о возможных чрезвычайных ситуациях, в том числе и погодных, которые могут нести угрозу как имуществу, так и жизни людей. Подобные оповещения проходят, условно говоря, в три этапа. Сначала региональный центр по гидрометеорологии окружающей среды информирует региональное МЧС о погодной ситуации. Затем, после устного и письменного уведомления, сотрудники направляют запрос операторам сотовой связи, чтобы те оповестили своих абонентов. Причем все эти действия должны быть выполнены в максимально короткий срок, чтобы успеть предупредить людей. И пока все выполняется оперативно, жители республики вовремя получают СМС-оповещения.

— Что же такое штормовое предупреждение?

— Шторм — это усиленный ветер с порывами больше 17 метров в секунду.

Для каждого опасного природного явления учитывается скорость ветра, количество выпавших осадков. В соответствии с общероссийскими критериями и особенностями региона утверждается перечень опасных явлений, в том числе и природных.

Любое метеорологическое явление несет в себе угрозу чрезвычайной ситуации: затопит дом, сорвет крышу, при граде помнет машину.

— Все же поподробнее расскажите, как происходит сегодня оповещение населения о шторме?

— Изначально прогноз погоды на территории нашей республики составляет Ингушский гидрометцентр. Прогноз от гидрометцентра поступает уже в оперативно-дежурную смену Главного управления.

Сразу при получении сообщения специалистом оперативно-дежурной смены главка в течение 15 минут составляется заявка на СМС-рассылки населению через операторов сотовой связи и отправляется для согласования в Южный региональный центр МЧС России.

Далее, специалистами регионального центра заявка на СМС-рассылки отправляется уже непосредственно в главные контактные центры «Мегафона», «Билайна», МТС.

Необходимо отметить, что контактные центры операторов сотовых сетей находятся не на территории республики. В соответствии с заключенными соглашениями между МЧС России и сотовыми операторами отправка сообщений согласуется только на межрегиональном уровне. Следовательно, только после всех этих действий и происходит оповещение населения.

— Чем может быть опасен шторм в Ингушетии?

— Допустим, прошел сильный порывистый ветер, и у бабушки на сарае сорвало крышу. В масштабах государства это ничего не значит, а для бабушки большая трагедия. К счастью, за последнее время ничего глобального и страшного из-за природных катаклизмов в республике не произошло. Но все-таки если ты предупрежден — значит вооружен.

Помимо населения, о чрезвычайных ситуациях МЧС информирует и коммунальные службы, которые приводятся в режим повышенной готовности, собирает резервные бригады. Происшествия обычно происходят моментально: дерево упало, оборвало электрические провода и произошло отключение света. В таких случаях бригады уже готовы к быстрому реагированию и устранению последствий.

— Кроме СМС-оповещения, как еще вы информируете население?

— К примеру, через систему централизованного оповещения населения (громкоговорящие устройства) проводится оповещение населения о штормовом предупреждении.

Также отправляется текстовое сообщение о штормовом предупреждении для доведения до населения на радиостанции НТРК «Ингушетия», ГТРК «Ингушетия» и «ИТТ-Вещание». Дополнительно на НТРК «Ингушетия» запускается бегущая строка с оперативным доведением до населения информации.

Сообщение о штормовом предупреждении доводится и до глав муниципальных образований, руководителей министерств и ведомств, организаций, учреждений, социально значимых, потенциально опасных объектов республики.

— Чем отличается СМС-оповещение от СМС-информирования?

— СМС-оповещение — это тот случай, когда ЧП уже произошло и людей, которые находятся в радиусе случившегося, нужно срочно предупредить о том, что нужно объехать небезопасный район, или оставаться дома, или воспользоваться другим видом транспорта. Так, например, когда случились теракты в метро в 2010 году, СМС-оповещения получили 30 тысяч человек. Люди заранее смогли выстроить новый маршрут, воспользоваться другим видом транспорта, что позволило более оперативно работать и экстренным службам.

А вот СМС-информирование — это как раз те сообщения, которые люди получают от МЧС о надвигающемся шторме, концентрации в воздухе вредных веществ, наводнении и так далее. И их цель — предупредить о том, что в ближайшие часы может быть небезопасно, чтобы заранее предпринять какие-то действия с целью снижения риска попасть в число пострадавших.

Всего существует десять вариантов сообщений. Содержание всех сообщений должно соответствовать шаблонам. Для каждой ЧС он свой. Например, если есть угроза распространения заразы, текст такой: «МЧС России сообщает: в (время, дата) в (населенный пункт) — угроза птичьего гриппа (сибирской язвы). Воздержитесь от посещения населенного пункта. Следите за сообщениями!». К слову, у операторов связи есть свои ограничения на количество символов в экстренных сообщениях — от 140 до 210.

Кстати, задача информирования и оповещения населения — максимально снизить риск для здоровья людей и объем возможных материальных потерь при угрозах возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций. При этом работа с операторами сотовой связи является лишь одним из способов доведения экстренной информации до населения. Иные способы выбираются исходя из характера чрезвычайной ситуации, оценки риска и возможного экономического ущерба.

— А есть собственные площадки в соцсетях, где можно оповестить население?

— Конечно, есть! Наша пресс-служба информирует население на официальном сайте управления и в социальных сетях: «Одноклассники», «Facebook», «Twitter», «ВКонтакте», «Livejournal», «Instagram», в мессенджере «Telegram».

Также через интернет-ресурсы организуется распространение информации в республиканские СМИ, которые в свою очередь доводят ее до населения.

— Республиканские СМИ оповещают население или же игнорируют вашу просьбу?

— В итоге они информируют, но, честно говоря, не все республиканские СМИ по определенным причинам после отправки сообщения могут моментально выставлять посты о штормовом предупреждении.

— И в завершение, что делать, если человек получил СМС-оповещение о надвигающемся шторме?

— При предупреждении нельзя выходить из дома. Необходимо закрыть окна и дымоходы во избежание сквозняка, также не рекомендуется топить печи, так как выходящий из трубы дым обладает высокой электропроводностью и может притянуть к себе электрический разряд. По этой же причине при грозе следует затушить костер.

Также нельзя прятаться под высокие деревья (особенно одинокие). По статистике, наиболее опасны дуб, тополь, ель, сосна. При отсутствии укрытия следует лечь на землю или присесть в сухую яму, траншею.

Если вы во время грозы едете в автомобиле, прекратите движение и переждите непогоду на обочине или на автостоянке, подальше от высоких деревьев.

В общем, будьте осторожны, дорогие жители Ингушетии.