Амеран Мержоев: «Уважайте закон, правила дорожного движения, и порядок будет обеспечен»

Сегодня мало кто представляет себе проезжую часть дороги без присутствия на ней инспекторов ГИБДД. Они призваны предупреждать возможные нарушения правил дорожного движения со стороны недисциплинированных водителей, фиксировать уже произошедшие нарушения и, соответственно, наказывать их в установленном законом порядке. Об особенностях своей работы с «Ингушетией» поделился инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД по г. Магасу Амеран Мержоев.

— Амеран, Ингушетия — край с древней и богатой культурой, а ядром ингушской культуры является свод неписаных правил ингушской этики — «Гlалгlай эздел». Насколько часто этих правил придерживаются наши водители, и как большинство из них ведет себя при встрече с инспектором ГИБДД?

— В Госавтоинспекции я работаю три года, а вот в органах МВД уже семь лет. С детства любил форму милиционера (полицейского) и мечтал ее носить. Так сложилось, что моя мечта сбылась, и сегодня я работаю в ГИБДД. Скажу совершенно искренне — я люблю свою работу. Думаю, я правильно выбрал профессию для себя.

В моей работе много плюсов, но одно всё же нравится мне больше всего — это новые знакомства. Часто бывают ситуации, когда люди останавливаются что-то спросить, просят совета, и, конечно, я делюсь своими знаниями, так как осознание того, что я могу помочь человеку, не может не радовать.

А больше всего в моей работе мне не нравится негатив, который буквально исходит от злостных нарушителей, которые портят настроение на весь день, если не на всю неделю. От этого сильно устаешь и разочаровываешься в людях. В таких случаях, когда, казалось, готов «сорваться», на помощь мне приходят приобретенные годами качества: сдержанность, умение найти общий язык, не накалять ситуацию, решать проблему в рамках закона.

— Часто вам приходится отпускать нарушителя, особенно, если учесть, что он ваш родственник?

— Нет, не приходилось, к счастью. Но были случаи, когда некоторых моих коллег наказывали за то, что они отпускали своих друзей или родственников. Но в последнее время таких случаев я не наблюдал: то ли люди меньше нарушают, то ли инспектора стали серьезнее относиться к своей работе. Когда я только поступил на службу в ГИБДД, да, родственные отношения мешали. Если родственника останавливал инспектор на том или ином посту за неимением прав, например, сразу звонили мне, ссылаясь на родство. Но я никогда не шел на поводу у нарушителя. Более того, призывал больше не нарушать ПДД. В общем, больше мне не звонят, так как знают, что это бесполезно.

— Как бы вы охарактеризовали ситуацию на дорогах, местные водители придерживаются ингушского кодекса «эздел»?

— Да, конечно, многие придерживаются. Некоторые наши водители по-особому вежливы на дороге. Они не просто придерживаются правил дорожного движения, а проявляют уважение к другим участникам движения. И есть очень маленький процент тех, которые не придерживаются ни ингушского кодекса чести, ни ПДД. Как по мне, так это выглядит очень некрасиво.

— На дорогах часто участники дорожного движения пропускают старших, оказывая, как это принято говорить, медвежью услугу, что своего рода тоже благородно. Мешает ли это дорожному движению?

— Эздел надо проявлять всегда. Но многие не до конца понимают сути этого слова. Я считаю, что если ты пропускаешь кого-то, и это мешает другим участникам дорожного движения, то это вовсе не эздел, а ровно наоборот.

— Бывало ли такое, что прибыв на место аварии, виновник ДТП оказывался вашим родственником? И принуждал ли вас родственник вынести решение в его пользу?

— Бывало! И почему-то всегда мои родственники оказывались виновными. Но никогда ни один из них не просил меня оправдать его. Бывают те, что дают взятку или пытаются через родственные связи надавить на инспектора, но, сказать честно, пока я знаю про них только понаслышке.

— Весьма каверзный вопрос: вам предлагали взятку?

— Намекали, но поняв, что их ждет отказ, переводили тему. Достойный человек, который придерживается ингушского кодекса чести, вообще не будет предлагать деньги — это мерзко и низко.

— К чему должны быть готовы молодые люди, желающие поступить на службу в ГИБДД?

— Нужно быть готовыми к трудностям, начиная с учебы в вузе. Нужно приучать себя к режиму. Это сложно и морально, и физически. Придется в чем-то себе отказывать, чем-то пожертвовать ради успешной сдачи экзаменов и успешного поступления на службу. Уже на рабочем месте важно внимательно относиться к деталям — мелочей в нашем деле не бывает. Важно быть полностью сконцентрированным на работе, поскольку в любой момент может понадобиться ваша помощь. А самое главное, нужно обладать огромным терпением и быть высокопрофессиональным сотрудником.

— В любом обществе к сотрудникам ГИБДД существуют определенные предубеждения негативного характера. Особенно со стороны автолюбителей. Как вы считаете, почему так? Справедливо ли это?

— Конечно, нет. Я заметил, что все запоминают только негатив, а не то, как инспектора помогают водителям и пассажирам на дорогах в сложных экстремальных ситуациях. Хорошего, к сожалению, никто не вспоминает. Мало кто пишет благодарственные письма. Это неправильно. Я считаю, между автолюбителями и инспекторами ГИБДД должно быть взаимное уважение, взаимопомощь — тогда и количество ДТП сократится в разы!

— Ваши пожелания ингушским автомобилистам?

— Прежде всего, уважайте закон — и порядок будет. Удачной вам дороги, дорогие автолюбители Ингушетии.