Он любил искусство больше всего

1 июля ингушскому актеру театра и кино, народному артисту республики Руслану Наурбиеву исполнилось бы 65 лет

Руслан Наурбиев... Вряд ли среди нас найдется такой человек, который не знал бы этого замечательного артиста. До своего полувекового юбилея он не дожил всего два месяца и ушел от нас в полном расцвете сил.

«Не могу на жизнь смотреть безразличными глазами, и оттого у меня болит и жалобно ноет сердце», — часто повторял он в последние годы своей жизни. Но в один момент это благородное сердце перестало биться — инсульт...

Кроме актерского мастерства, Наурбиев обладал уникальным тембром голоса. Он жил полнокровной насыщенной жизнью и умел говорить и петь особым голосом — голосом наших предков, голосом ингушского народа, идущим из глубины веков.

Как истинный знаток родной речи и музыкального фольклора, Руслан Наурбиев был превосходным исполнителем национальных песен. Его проникновенная интонация, неизменный артистизм и безграничное обаяние, с присущей только ему харизмой, принесли артисту любовь и признание зрителей не только у себя на родине, но и далеко за её пределами.

Знаменитую песню «Доттаг1а» («Другу») никто не исполнит так проникновенно, как он! В свое время Руслан Наурбиев посвятил её своему другу, которого так скоропостижно забрала земля.

Родился Руслан в далеком Казахстане в 1955 году, когда наш народ всё ещё пребывал в высылке. Свой профессиональный путь на сцене будущий актер начал в 1978 году после окончания класса народного артиста СССР, профессора В. В. Меркурьева в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии.

Но ещё будучи студентом, Руслан начал сниматься в кино. Его дебютом на экране стала роль рядового Наурбиева в фильме «Ошибки юности», снятом на киностудии «Ленфильм».

В начале 80-х годов в Чечено-Ингушском государственном драмтеатре имени Х. Нурадилова профессиональным актером Русланом Наурбиевым были созданы блестящие образы в спектаклях отечественных и зарубежных драматургов. Но особо хочется сказать о роли Ляпкина-Тяпкина в гоголевском «Ревизоре», которая получила высокую оценку критиков и зрителей в Москве и на Всесоюзном фестивале чеховской драматургии в Таганроге в 1985 году, сделав его дипломантом и лауреатом премии Ленинского комсомола.

Особенно много и плодотворно артист работал в последние годы. Зрителям хорошо запомнились его роли в художественных фильмах «Последняя осень», «За кулисами», «Оперативный псевдоним», «Дом дураков», «Марш Турецкого» и многие другие содержательные образы артиста.

Но, пожалуй, самыми удачными среди всех остальных сам Руслан считал роль телохранителя в фильме «Приходи свободным», сценический образ Аламбека в «Людоеде», а также роли генерала в «Черном клоуне» и Фархада в фильме «Мужской талисман».

Хотя, по мнению многих известных кинокритиков, одной из самых удачных и пронзительных актерских работ мастера стало его участие в фильме Игоря Талпы «Ахиллесова пята», снятом в 2000 году, где Наурбиев сыграл чеченского полевого командира, вынужденного удерживать заложников.

Также на экраны советского, а затем и российского кинопроката с участием Руслана Наурбиева в разное время выходили фильмы известных отечественных режиссеров: «Кодекс чести», «Сармат», «Время жестоких», «Черная богиня», «Джоконда на асфальте» и другие, которые имели заслуженный успех у зрителей.

Вспоминая своего близкого друга и соратника, другой не менее известный ингушский актер и режиссер Мустафа Беков говорит: «Мы, ингуши, рожденные в депортации, вскормленные родителями, испытавшими на себе — без всякой вины — жестокость репрессий со стороны страны, которую всегда считали своей родиной и никогда не предавали, впитали с молоком матери обостренное чувство справедливости, отсюда вместо озлобленности появилась потребность сочувствия, сопереживания чужому горю. И это в принципе достаточно простое миропонимание в особенности было присуще Руслану. Он был очень добрым человеком, можно сказать, добрее всех остальных».

Мустафа и Руслан были знакомы с юношеских лет. И оба мечтали об ингушском театре. Поработав в различных русских театрах и набравшись опыта, Мустафа приехал в Грозный, в Чечено-Ингушский театр, с целью осуществить общую мечту актеров. К этому времени Руслан Наурбиев уже был дипломантом Всесоюзного фестиваля чеховской драматургии, кавалером ордена «Знак Почета» и наслаждался творческой работой, в которой видел весь смысл своего существования.

Надо сказать, что тогда (в начале 80-х) руководство Чечено-Ингушетии, да и Москва тоже, к идее создания ингушского национального театра отнеслись достаточно враждебно, а стремление отдельных актеров осуществить этот план, среди которых был и Наурбиев, рассматривалось как акт сепаратизма или приравнивалось к попытке раскола культурного учреждения. Дело в том, что до этого периода в Чечено-Ингушском драмтеатре практически не игрались спектакли на ингушском языке. И, по мнению многих деятелей культуры, было дискриминировано право целого народа на реализацию своих культурных потребностей.

Ингушской драматургии, можно сказать, тоже практически не существовало, а некоторые пьесы, написанные ингушскими писателями, выполняли идеологический заказ и «активно боролись с предрассудками мрачного прошлого». Но, тем не менее, вместе с Яковом Голяковым коллеге нашего героя Мустафе Бекову удалось инсценировать роман Ахмета Бокова «Сыновья Беки» и осуществить постановку. Руслан Наурбиев в этом спектакле блестяще сыграл в двух ролях. Действо это, по существу, показывало тяжелую жизнь ингушей под произволом казачества и наглядно демонстрировало использование большевиками этой ситуации для втягивания ингушей в свои кровавые игры.

Но, как и следовало ожидать, в конечном итоге спектакль запретили. Началась изнурительная борьба, и в этой борьбе Руслан не предавал и не продавал свои идеалы. Не все смогли устоять, но только Наурбиев Руслан остался в списке тех, кто беззаветно верил в светлое будущее ингушской культуры.

В 1988 году наперекор всем интригам впервые в истории ингушского народа был создан Ингушский государственный драматический театр. Но спустя три года его ликвидировали. Затем произошли события, о которых мы хорошо знаем. Сам Совет министров ЧИАССР, который издал постановление об упразднении нового театра, просуществовал после принятия такого решения всего несколько дней. А когда начались военные события в Грозном, здание, где размещалась ингушская студия театра, разбомбили, а имущество растащили.

Сразу же после начала военных действий в Чечне, актеры театра из числа ингушей перебрались в Назрань и на первых порах влачили здесь жалкое существование. Поняв, что и на исторической родине никакой прогресс их не ждет, Руслан Наурбиев вместе со своим другом Ибрагимом Бековым, Тамарой Яндиевой и ингушским композитором и певцом Тимуром Дзейтовым переехали в Москву и создали в культурном центре при Ингушском постоянном представительстве вокально-инструментальную группу «Лоам», что в переводе на русский язык означает «гора». Эта студийная группа со дня своего основания пользуется большой популярностью как в Ингушетии, так и за её пределами.

Руслан Хамитович был, кроме всего прочего, и активным организатором и часто возлагал на себя общественные нагрузки. Более десяти лет он являлся руководителем культурного центра при Постпредстве Ингушетии в Москве, организатором и участником культурной жизни многочисленной ингушской и чеченской диаспоры.

Руководство страны высоко оценило заслуги артиста перед Родиной. Заслуженный артист Российской Федерации, лауреат премии Ленинского комсомола ЧИАССР, Руслан Наурбиев гордо носил звание народного артиста Ингушетии и всего себя без остатка посвятил своему народу.

Спустя два года после его смерти, в апреле 2007 года, в Московском Доме кино прошел вечер памяти, посвященный известному ингушскому актеру и певцу Руслану Наурбиеву. На мероприятии присутствовали известные артисты российской и вайнахской эстрады, которые были близко знакомы с Наурбиевым. На памятном вечере выступили также Ефрем Амирамов, Григорий Лепс и Вячеслав Ольховский.

Памятные монологи выступающих сводились к тому, что Руслан любил друзей больше себя, а искусство — больше всего. А жизнь этого замечательного человека была построена так, что его любили все, кто имел счастье мало или много прикоснуться к его непростой, но очень ёмкой и богатой судьбе.