Мечты сбываются

Директор Сунженского колледжа Макка Гадиева основала музей швейных машин

Необычный музей открылся на днях в городе Сунжа при колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга. Его экспонатами стали швейные машинки из разных стран и эпох.

Основателем первого в СКФО такого рода музея является руководитель учебного заведения Макка Гадиева. На первой выставке, которую почтил своим присутствием министр культуры Темерлан Дзейтов, было представлено 50 экспонатов этой незаменимой для швейного производства чудо-техники.

К идее музея Макка Гадиева шла долгим путем. Еще с детства она любила кроить и шить из лоскутков кукольные наряды. Со временем детское увлечение переросло в нечто большее. Из портнихи-любителя Макка выросла до директора колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга, где молодые девушки у нее учатся и швейному делу.

Одним из экспонатов музея стала машинка «Чайка» отечественного производства, которые в России начали выпускать в 50-х годах. Они имели функцию шитья зигзагом, что позволяло не только подшивать края, но и обрабатывать их, запечатывая нитки двойным швом. На этой машинке шила сначала бабушка, потом мама Макки Гадиевой, а следом ее освоила и она сама.

— Вот этот кожаный ремешок, соединяющий вращательное колесо и верхний вал машинки, очень прочный. Можно сказать, что он долговечный, им еще моя мама пользовалась, — рассказывает газете «Ингушетия» Макка Гадиева.

Хотя первый эскиз швейной машинки нарисовал Леонардо да Винчи, изобретателями ее принято считать голландцев. В XIV веке люди искали способы более легкого пошива парусов для флотилий, но только в 1845 году американец Элиас Хоу создал первую версию рабочей швейной машинки, а уже в 1860-м Исаак Меррит Зингер усовершенствовал примитивную модель, получив мировую известность. В России швейные машинки Зингера появились в конце XIX века.

Долгое время лидерами в производстве швейных машин были фирмы США и Германии. В России с 60-х годов XIX и начала XX века наибольшую популярность приобрели машины фирм «Зингер», «Виллер и Вильсон», «Зайдель и Науманн», затем появились отечественные швейные машинки, выпускаемые Подольским заводом.

— Вот этой машинке более 100 лет, и она имеет свою отдельную историю для меня. Ее я привезла 30 лет назад из города Касли Челябинской области, — показывает один из своих экспонатов основатель музея Макка Гадиева.

Большая часть экспонатов выставки — заграничные образцы, а не отечественные. Они были более популярными в России.

Для юных швей, а их в колледже более 20, музей — отличная возможность познать свою профессию лучше и проникнуться историей своего дела.

Хава Оздоева дизайном занялась только год назад, но уже успела полюбить это дело. В музей собирается ходить как можно чаще, в перерыве между учебными парами.

— Я под большим впечатлением. Выставка дала возможность окунуться в историю производства швейных машинок. Здесь можно наглядно увидеть, как они со временем менялись и совершенствовались. За такими машинками в разное время работали наши мамы и бабушки, а то и прабабушки. Это живая история, к которой можно прикоснуться руками, — делится своими впечатлениями девушка.

Музей старинных швейных машинок — первый и единственный не только в республике, но и на всем Северном Кавказе. Поэтому желающих посетить его и увидеть экспонаты немало. В основном это все же те, кто занимается портным делом. В коллекции музея имеется всего 200 образцов, которые ждут своего выставочного часа.

Сейчас все меньше становится женщин и девушек, которые занимаются шитьем и рукоделием. Раньше хоть одна девушка в ингушской семье была искусницей в этом деле. Многие семьи были спасены от голода в казахстанской депортации благодаря их умению шить, вышивать и выбивать красивые узоры на постельном белье и одежде.

Сегодня одежду предпочитают покупать в магазинах и на сайтах в интернете, так проще. Швейные машинки, если и встретишь в каком доме, то они скорее хранятся, как раритет, а не как рабочий инструмент. Но вместе с тем популярности своей профессия портного не теряет благодаря высокому профессиональному уровню тех, для кого это не просто работа, а любимое дело, которое сродни творчеству.