Исследования Султана Мерешкова, человека долгие годы занимающегося прошлым ингушей, их традициями и обычаями, а также пропагандирующего все, что может позитивно отразиться на воспитании подрастающего поколения, представляют интерес не только для науки, но и для любого, кто интересуется своим прошлым.
Им охвачен широкий круг вопросов, затрагивающих все стороны культуры, быта и народного творчества ингушского народа. Отдельной строкой можно вывести и его исследования в области народного ремесленничества. Вот что он пишет по этой теме:
"Высокого уровня мастерства достигли наши умельцы в обработке шерсти, кожи, льна, шелка, металлов, камня, глины, дерева. Практически все предметы быта, одежда, конская амуниция, оружие, орудия труда, украшения, посуда и утварь производились в домашних условиях.
До появления швейных машин всю одежду шили вручную, разными иглами. Это и египетская игла (мисара маха), гладкая игла (шаьра маха), грубая игла (г1орг1а маха). Использовали ремесленники и шило (юв-маха), ножницы как большие (к1од), так и маленькие (тукарг). Для вытягивания игл использовали щипцы (моарзаг1). Для хранения этих принадлежностей существовали различные сумки, кисеты: ц1ора, бохча, г1утакх и т. д.
Нитки делались изо льна (геж) и шелка. Готовили их и из дикой конопли, предварительно замачивая сырье в воде. Затем убирали твердые части стеблей. Кожицу, то есть волокнистую часть растений, тщательно расчесывали костяными или железными скребками. На небольшой промежуток времени проваривали в воде, сушили и делали нитки различной толщины, бечевки, веревки.
Кожу обрабатывали народными средствами. Процесс был долгим и трудоемким. Вначале кожу посыпали солью, через несколько часов растягивали на распорках (геми), затем мазали волосяную часть специальным раствором, состоящим из простокваши и отрубей (сулув), и держали день-два. Кислота способствовала очистке кожи от волосяного покрова.
После просушки долго разминали с помощью простого станка (кхема). Такие станки, как правило, устанавливались в общественных местах села, где на досуге собирались люди (пхьег1а). Из готовой кожи вырезали заготовки. Очень ценилась кожа буйвола в производстве сыромятной обуви (нахьара маьчаш, хулчеш), делались из неё и заготовки для подошв обуви (маьчаш, б1оржаш, пезгаш), различные ремешки (оасаш), постромки (т1къинаш) и т. д.
Овчина и козья кожа обрабатывались чуть по-другому — сохраняя волосяную часть. Специальным скребком (гам) убирали мездру, дубили, тщательно разминали вручную и применяли для изготовления шуб, теплой обуви, шапок и т. д. Готовую верхнюю одежду сверху обшивали темной материей, сукном.
Для получения тонкой кожи (т1оараска) козью шкуру дубили для удаления волосяного покрова и обрабатывали тщательно с помощью скребков различных конфигураций. Эта тонкая кожа шла на изготовление ремешков к кожаным ноговицам, женской, мужской и детской обуви (маьчаш, пашмакхаш, к1архаш), а также для накладки вместо тесьмы (турс)".