Показатель хорошего тона

Этикет национального женского костюма

Умение одеваться, как известно, является показателем хорошего тона и ума. Часто бывает так, что человек ещё и не заговорил, но уже определенное мнение о нём начинает складываться.

Человек должен быть прилично одет, иметь сдержанные манеры, не быть многословным. Умение держаться, умение вести разговоры, обходиться с разными людьми — всё это свидетельствует о воспитании. Внешний вид также подчинен этикету, и ношение той или иной одежды регламентировано.

Одежда должна быть чистой, подобранной по вкусу. В этом человек показывает пример опрятности, самодисциплины, хорошего вкуса. Если даже одежда небогатая, она должна быть выглаженной, подобранной со вкусом. Даже одна пуговица на вороте рубашки может говорить о многом: если она неуместно расстёгнута, к человеку будет уже меньше почтения. В гардеробе у каждого человека должна быть предусмотрена одежда для разных мероприятий: увеселительных, трагических.

У каждого народа были свои представления о прекрасном и идеальном, «внутренней красоте». Осознание этих понятий начало формироваться ещё на заре человеческой истории. «Хозал — делкъелца, дикал — валлалца» («Красота до обеда, а хорошие качества человека — до конца жизни»), — говорят ингуши, акцентируя внимание на том, что внутренняя красота человека подчиняет себе красоту внешнюю и влияет на его поведение.

В народном сознании ингушей прекрасное в девушке отождествляется с внешностью, стройностью, с женственностью в соединении с уверенной манерой держать себя. В прошлом девушки одевались скромно. Чаще всего это могли быть длинные платья-рубахи, платья-черкески. Платье подчёркивало стройность и красоту фигуры и соответствовало эстетическому идеалу горцев.

Наиболее состоятельные семьи позволяли себе шить дочерям нарядные выходные платья из дорогих тканей — бархата, шёлка, парчи. В украшении платья основную роль играло шитьё золотом. Вышивкой украшали края разреза платья от талии до подола, а иногда и по подолу. Узор представлял собой ряд отдельных орнаментальных мотивов. Вышивку располагали и по бокам выреза платья на груди.

Одним из интереснейших элементов женской одежды кавказских народов являлся кафтанчик, который надевался девушками в подростковом возрасте. Эстетическое наполнение достигалось наличием крупных металлических застёжек, а также золотым шитьём.

«По своему покрою, назначению и системе застёжек кафтанчик был предназначен для того, чтобы туго схватывать и стягивать фигуру от плечей до талии. Застёжки представляли собой продолговатые, металлические, суженные к концам пластинки, одна из которых кончалась петлёй, а другая — полушаровым выступом.

При застёгивании кафтанчик туго натягивался. Если же одежда с такими застёжками была свободной, они расстёгивались. Девичий кафтанчик шили по возможности из дорогих тканей — плотного шёлка, бархата, атласа, фабричного тонкого сукна... Предпочитались цвета чёрный, тёмно-красный, реже синий, голубой, зелёный...», — пишет Студенецкая Е. Н. в своей книге «Одежда народов Северного Кавказа ХVIII-ХХ вв.», изданной в Москве в 1989 году.

Ингушские девушки любили украшения — подвески с полукруглыми лопастями. Излюбленными украшениями являлись серьги — довольно оригинальные (в виде дисков, колечек). Они обычно завершались подвеской-стерженьком с металлической бусиной. Женский наряд завершали кольца со вставками-жуковинами из цветного стекла или сердолика и ожерелья из синих, коричневых стеклянных бус.

Ингушские височные подвески, несмотря на массивность форм, отличались виртуозным применением выпуклых шишечек (лопастей) в сочетании с лёгкой орнаментальной насечкой. Это придавало украшению своеобразную скульптурную выразительность и монументальность.

Узко стянутый корсет и высокий курхарс (головной убор) придавали ингушке строгий вид, и в то же время длинные косы, развевающееся платье и скромная походка говорили о женственности, достоинстве, грации. Курхарс, как установили исследователи, на Кавказе надевали только ингушки. Е. И. Крупнов справедливо относит курхарс к индивидуальным чертам ингушской культуры позднего средневековья, называя его парадным женским головным убором.

Ингушский курхарс, имеющий значительные черты сходства с так называемым «фригийским колпаком», по мнению Л. Семёнова, подтверждает гипотезу о связях Ингушии с Малой Азией. По его описанию, курхарс — это "особого рода головной убор — подобие изогнутого рога, суживающегося кверху и загибающегося спереди; он сделан из тонкого войлока, обтянут красной тканью, украшен перекрещивающейся перевязью и круглой выпуклой серебряной бляхой.

«На металлической основе могло быть изображение солнца, — говорил В. Хамхоев. — Возможно, отсюда и появилось выражение «Хьажюкъе малх боагаш яле а» («Даже если во лбу светит солнце»). Отличительные особенности головного убора курхарс представляет для нас интерес ещё и потому, что в нём прослеживаются эстетические представления эпохи средневековья, цветовая гамма, узоры растительного и геометрического характера. В этих головных уборах проявляется эстетический вкус, высокое мастерство их создателей, своеобразие их миропонимания, в котором отголоски древней культуры усилены художественным воображением. Указанный головной убор частью сохранился в некотором изменённом (усеченном) виде в свадебном головном уборе ингушской невесты.

В современном ингушском обществе от прежней формы одежды сохранилось немного. Национальный костюм девушка надевает в день свадьбы, а в обычные дни женские платья и костюмы являются стандартными для девушек всех национальностей. Исключение составляет верхняя часть одежды без рукавов, мини-юбки и брюки.

По-прежнему актуальным остаётся головной убор. Головные уборы ингуши начинают носить кто-то в школьные годы, другие — в подростковом возрасте. Современные головные уборы женщин и мужчин изменились, но их ношение остаётся нормой. Женские головные уборы разнятся. На голову надевают косынки, шали.

Народ идеализирует красоту сильного, здорового тела, осанку и мужественное лицо. «Куц дола саг» — говорят о красивом, статном мужчине, «хоза саг» — говорят в качестве аналогичной характеристики женщине.

Особую пышность имеет свадебный костюм невесты. Соответствующий представлениям о красоте, отражённым в народном сознании, он и сегодня остаётся актуальным. Свадебное платье должно быть белого цвета. Это цвет чистоты, святости, благородства. Он связан с представлениями о светлом, добром. Белый цвет ассоциируется с нравственной чистотой. Хотя в народе ценился и бордово-красный цвет женской черкески.

Весь ансамбль свадебного костюма состоял в прошлом из приталенного нижнего платья — чура коч, т1ера коч — верхнего распашного платья, «на которое по обеим сторонам пришивались дото — серебряные нагрудники с каменьями; полщув — третье прозрачное платье, с глубоким вырезом по пояс, чтобы были видны нагрудники». Серебряные нагрудные застёжки обычно «нашивались непосредственно на борта платья от ворота до талии».

С конца ХVIII века появились специальные нагрудники с застёжками. «В начале ХХ века застёжки или их имитации стали делать различной длины, сообразуясь с формой выреза платья, под которое надевали нагрудник. ...Более ранние традиционные застёжки были чаще всего литыми, украшенными гравировкой, иногда чернью, полосками ложной зерни. Позднее широкое применение нашла накладная филигрань; встречалось также украшение камнями или цветными стеклами. Появились застёжки с несколькими перехватами, акцентированными выступами или розетками, застёжки в виде изогнутых и распростёртых крыльев или хвостов и др. На технологию изготовления и характер украшения застёжек влияло и то, что Владикавказ был центром всего Северного Кавказа, городом, где было много ювелирных магазинов, а также мастерских».

До середины ХХ века почти в каждой ингушской семье имелись серебряные пояса, нагрудники с драгоценными камнями и другие украшения. Депортация народа в Казахстан и Киргизию в 1944 году и изгнание в 1992 году из Пригородного района и Владикавказа явились трагедией для народа, в том числе и в плане сохранения материальных и культурных ценностей. Только некоторая часть людей смогла вывезти с собой украшения, доставшиеся им в наследство. Вывезенные ценности не продавались даже под страхом голодной смерти. В настоящее время их обладатели любезно предоставляют этот необходимый атрибут свадебного костюма, когда к ним обращаются.

В прошлом в состав свадебного платья невесты входили 1ажаргаш — род нарядного фартука, состоящего из двух частей, «гармонирующего по цвету с нагрудником и юбкой. 1ажаргаш шили из бархата, на котором вышивали национальный орнамент. Такого же цвета и узора делали и свадебную шапку».

В уникальном головном уборе ингушской невесты отразились эстетический вкус и художественное мышление народа. «Ега кий» — шапочка в форме усечённого конуса, богато украшенная золотым или серебряным шитьём, полудрагоценными камнями, гармонично сливается вместе с другими атрибутами в единый ансамбль свадебного костюма. Поверх шапочки покрывается к1ай шифон — белый шифон. Обязательной принадлежностью свадебного наряда является дото т1ехкар — серебряный пояс. Он украшен полудрагоценными и драгоценными камнями. Местные ювелиры умели делать из серебра и бронзы высокохудожественные изделия. Сочетанием чеканки, гравировки и филиграни мастера достигали большой декоративности, многоцветности металла, его мерцания.

Помимо основного свадебного платья невесты были ещё и необходимые костюмы предсвадебного и послесвадебного дней.

Голову и лицо невесты в день свадьбы закрывали, что распространено было почти у всех народов Кавказа. Нередко в качестве вуали использовался шифон, которым было накрыто подарочное наряженное деревце «1а», преподнесённое ей братьями и друзьями жениха.

Свадебный национальный костюм ингушей сохраняет свою актуальность и сегодня. Верхняя часть платья шьётся по фигуре, со скошенными бортами, открытой грудью, без воротника, с застёжкой до пояса. Нижняя часть, отрезная по талии, спереди лежит гладко, а на спине пришивается в сборку. Национальный костюм сочетает в себе единство этического и эстетического. В настоящее время в свадебном костюме используется и фата из тюля мулине или воздушного тюля. Величина фаты зависит от моды, но чем она длиннее и шире и чем больше окутывает невесту, тем красивее. Вуаль частью спускается на лицо невесты. На руки надеваются перчатки, а в руки берётся в тон свадебного платья маленькая сумочка, вышитая бисером.

Искусные мастера по пошиву свадебных национальных костюмов пользуются в Ингушетии особым уважением. Они создают уникальные ансамбли, сочетающие в себе черты традиционной ингушской и современной одежды, в которой учитываются тонкости ингушской культуры и этикета.

В последнее время ингушские девушки стали отдавать предпочтение национальной форме одежды и нередко на разных торжествах они радуют своим присутствием в красивых национальных платьях.