По мановению волшебной палочки

Ингушская прима дирижерского искусства Мадинат Яндиева не представляет свою жизнь без музыки

Бытует такое мнение, что люди искусства своим творчеством для сближения народов делают намного больше, чем все политики вместе взятые. И, наверное, стоит согласиться с таким высказыванием, хотя бы потому, что люди, занятые творчеством, по роду своей деятельности просто обязаны созидать и приумножать всё красивое и прекрасное, что нас окружает.

Много лет назад, когда перед нашей героиней встал вопрос выбора профессии, она твердо и однозначно дала понять себе и родным, что станет заниматься только культурой. И сегодня уверенно можно сказать, что на протяжении многих лет она преданно служит музыке, приумножая при этом лучшие традиции отечественной дирижерской, исполнительской школы и передает свой богатейший опыт и знания молодежи.

Да, да, совершенно верно, речь сейчас идет о той самой единственной ингушке — прославленном дирижере Мадинат Яндиевой, о которой знает весь музыкальный мир!

Как говорят аналитики, яркая самобытность этого талантливого дирижера, снискавшего широкое признание и любовь слушателей, как в России, так и за рубежом, не может не завораживать. Другими словами, наблюдая за творчеством Мадинат Магометовны, можно увидеть, как природа щедро наделила её чистым многогранным талантом и поистине уникальной работоспособностью.

Наша справка: заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия Яндиева Мадинат Магометовна родилась 19 октября 1942 года в г. Орджоникидзе (ныне г. Владикавказ). После окончания средней школы девушка, не задумываясь, выбирает учебные заведения с музыкальным уклоном и, повышая свою квалификацию, поступает в Московскую государственную консерваторию имени Чайковского на факультет хорового дирижирования, а вслед за ним оканчивает факультет оперно-симфонического дирижирования Ленинградской государственной консерватории.

Более десяти лет подряд Мадинат Магометовна занималась преподавательской деятельностью и дирижировала оркестрами в странах Латинской Америки. В Парагвае у Мадинат была своя частная музыкальная академия, она давала мастер-классы в Бразилии, вела южноамериканские семинары по подготовке молодых дирижеров. Также она преподавала в Нью-Йорке, Кембридже, Бостоне.

Трудовая деятельность М. Яндиевой на постсоветском пространстве и в современной России ознаменовалась тем, что под её управлением создавались и работали многие симфонические оркестры в огромных мегаполисах страны и республиках Северного Кавказа. Мадинат Магометовна являлась членом жюри ряда международных конкурсов.

Согласитесь, в нашей жизни, где каждый человек — это отдельный мир — самобытный, необыкновенный, многогранный, мы то и дело замечаем, как очень часто пропускаем мимо себя то, что могло бы сделать нас более счастливыми. Но людям искусства в этом плане, можно сказать, повезло больше, потому что они, в отличие от многих, могут даже в сущем пустяке разглядеть таинственную красоту и тайну существования земного бытия.

По словам многих знакомых и друзей Мадинат Магометовны, которые все как один отмечают её здоровый интерес к жизни, эта ингушская женщина, подчиняющая себе целые музыкальные коллективы, относится именно к такой плеяде людей, которые умеют ценить настоящее, не забывают прошлое и с оптимизмом смотрят в будущее.

Помнится, несколько лет назад, когда в доме культуры сельского поселения Нестеровское проходил концерт Северо-Осетинского государственного симфонического оркестра под управлением Мадинат Яндиевой, зрители с восторгом встречали каждое выступление артистов. Ну, а когда перед публикой оркестром были продемонстрированы не только известные симфонические произведения мировой классики, но и совершенно новые музыкальные вещи ингушских и осетинских авторов, стало понятно, что и наша кавказская музыка тоже может звучать в разных интонациях и интерпретациях.

Стоит отметить, что многие присутствовавшие на этом концерте люди говорили, что эта долгожданная встреча музыкантов из Осетии с ингушским зрителем стала поистине зрелищным, интересным и нужным мероприятием, точнее — культурным событием, имеющим очень важное политическое значение. И сама Мадинат Магометовна в небольшом интервью нашей газете по окончании концерта призналась, что эта встреча стала настоящим праздником для всех её участников, потому как ингушский зритель недвусмысленно показал, насколько для нас важна серьезная музыка, способная сближать людей.

А как стало известно чуть позже, состоялся этот дружественный концерт благодаря энтузиазму М. Яндиевой, которая смогла убедить вышестоящее руководство обеих республик в том, что только культурные взаимосвязи между народами способны удержать мир и сохранить добрососедские отношения.

Вспоминая про нашу знаменитую звезду в дирижерском мире в канун дня её рождения, профессор Зейнеп Дзарахова отметила, что Мадинат Яндиева — сама по себе очень удивительный человек, и вряд ли возможно её вообще как-то охарактеризовать.

— Кроме высокого, необычного для ингушей таланта, она обладает ещё и редким даже для многих наших мужчин мужеством, очень строгим и подчёркнутым патриотизмом. Другими словами, она является сподвижником всего того, что могло бы принести людям пользу, — подчеркнула она.

И действительно, такой музыкальный гений, который припеваючи смог бы устроить свою личную жизнь в любой другой стране мира, она не стала тянуться за большими деньгами, а вернулась в необустроенную Ингушетию и обучает наших детей серьёзной музыке, выявляя и развивая народные таланты.

Есть ещё одна особенность в характере моей героини, о которой хотелось бы упомянуть. Воспитанная в ценностях европейской культуры, Мадинат Магометовна при этом остается убеждённой ингушкой, и её знанию ингушского языка, как отмечают многие, могут позавидовать даже филологи и языковеды. А это есть хороший пример для всех, достойный подражания.

Помню много лет назад одна очень хорошая знакомая Мадинат Магометовны, узнав о том, что я собираюсь написать про неё, дала мне совет: если представится возможность познакомиться и пообщаться с этой замечательной женщиной, строго придерживайся ингушского этикета и не смей в разговоре с ней употреблять русские слова. И при первой же встрече с ней в 2002 году, которая состоялась у нас по окончании концерта в Северо-Осетинской филармонии, я обратилась к Мадинат Магометовне на ингушском языке, чем вызвала неоднозначную реакцию среди других журналистов. Но маэстро строгим жестом дала понять, что ей это очень нравится, и стала отвечать мне на родном языке. После ответа на мой вопрос она, деликатно извинившись перед моими коллегами, объяснила им, что у ингушей существует такой обычай, который она не может нарушать: если с тобой говорят на языке матери, не употребляй чужих слов.

«Именно такие люди, необычные и непонятные многим из нас тут на месте, и есть те личности, которые прославляют свой народ, формируют его интеллектуальное и цивилизованное лицо, создают из своего народа культурную нацию, во всяком случае, создают такой имидж о своем народе». Так высказался о Мадинат Магометовне известный журналист Аслан Кодзоев, который много раз писал о творчестве этой незаурядной женщины.

Имя Мадинат Яндиевой и её дирижерская палочка известны всему миру. Достаточно сказать о том, что ведущие оркестры Нью-Йорка, Кембриджа, Бостона считали большой удачей играть под руководством этого талантливого дирижера. Сегодня известный музыкант признается, что за четырнадцать лет, проведенных за рубежом, она ни разу не пожалела, что выбрала именно музыкальную стезю.

В её жизни были большие сцены в разных странах мира и огромные букеты цветов, но были и падения, разочарования и слёзы. Но она стойко шла к намеченной цели и, не раздумывая, искренне и с любовью делала свою работу. Яркий, многогранный талант, работоспособность и преданность любимому делу позволили Мадинат Магометовне добиться блестящих успехов на профессиональном поприще.

И сегодня, в очередной день её рождения, мы от души хотим поздравить Мадинат Яндиеву и пожелать ей, чтобы стремление к лучшему никогда не угасало в её душе, и чтобы в её доме всегда царили мир, гармония и понимание!