Взаимоуважение в семье и обществе

Ингушская семья в системе родственных взаимоотношений, поддерживать которые обязаны все для сохранения гармонии

Семья во все времена является важным звеном и неотъемлемой частью общества. «Семья — это питающий корень народа», — говорил А. Айдамиров. И он прав. Именно в семье формируется личность. И от того, насколько высоко в семье ценятся нравственные понятия, зависит и нравственное состояние общества. Важную роль в семейной культуре ингушей занимают родственные взаимоотношения и соблюдение этикета.

Система родства всегда была и остается одной из центральных в этнографической науке. И это понятно. Именно родство является основой общественных отношений, определяет место человека в группе, линию его поведения. В системе родственных взаимоотношений ингушей особое место занимает распределение позиций и ролей в семейно-родственном коллективе, межпоколенная трансмиссия традиционной культуры, передача навыков социального поведения и трудовой деятельности, этикет членов семьи и общества в различных жизненных ситуациях.

Рассказывая о «фамильных» предках, ингуши стараются рассказать о подвигах и достоинствах каждого, и, наконец, остановившись на одном из них, могут сказать: «От этого отца пошла наша фамилия». При этом каждый будет удревнять свой род, фамилию, приписывая далёкому первопредку самые высокие качества характера.

«Они наперебой начнут рассказывать вам о том, как прадеды их жили в горах, в каменных башнях», — писал Н. Яковлев. И сегодня мы видим, что мало что изменилось в отношении к родственным понятиям у ингушей. По-прежнему каждый ингуш мыслит себя единым целым в близкой системе фамильных родственников.

Для ингуша «фамилия» — это круг людей, происходящих по преданию от одного предка в восьмом-десятом поколении. Масштаб родственных связей ингуша очень широк. Семья ингушей, равно как и отдельные члены, включена в эту широкую систему родственных связей. Семья также находится в обществе, ее члены вступают в определенные отношения с многочисленными родственниками по всем линиям, друзьями, приятелями, односельчанами, соседями, коллегами по работе.

Родственные отношения берегли. Издревле, в молитвах взывали предки ингушей о сохранении родственных связей: «О, великий боже Даьла! Да будет на нас милость твоя! Чтобы наш народ сделался великим... не лиши нас родственных связей...»

«Родственные отношения считались священными, нарушить — значило совершить грех. «Родственники от Бога», — говорят ингуши. Однако нужно помнить и о том, что родство, как регулятивная форма отношений, основано на обязательствах. Родство представляло собой социально-нормативные отношения, основные на кровнородственной связи», — пишет Б. Харсиев.

Веками складывались нормы и правила родственных взаимоотношений. Близкие и дальние родственники, однофамильцы и племянники, захалаш (родственники со стороны снохи, жены, сына, брата, племянника и замужней дочери, сестры, племянницы и т. д.) и другие знали и знают свои этикетные обязанности относительно друг друга. Ответственность за сохранение и укрепление родственных связей и семейных уз ингуши возлагают на старшее поколение.

Родственные отношения обязывают человека навещать родственников, быть рядом в горе и в радости, приглашать к себе в гости. Родственники, имеющие близкое родство и проживающие рядом, мыслятся членами семьи. Отношение к родственникам следует проявлять в общении, этикете и в поступках. К примеру, приехав в отдалённое село, гостить у чужих людей, когда есть родственник в этом селе, считается позором.

В ингушском обществе человек не мыслит себя вне тейпа, фамилии, семьи. Тейп в понимании ингушей — это широкий круг родственников, а ваьр — его разветвление. Если кто-то остаётся сиротой (т. е. умирает отец), то его воспитание ложится на плечи близких родственников отца и его фамилии, в противном случае возникает вопрос: «Тейпана сага вецийцар?» («У них, что, в роду никого нет?»). Наличие такого фактора отрицательно характеризует старейшин и близких родственников семьи. Это всё равно, что сказать, что никто не отвечает за воспитанность сироты, что некому его ввести в общество, ничьим именем он не руководствуется. Это больше чем ответственность за свою социальную общность, это сохранение народа. «Это не только мой сын. Это сын моего рода!» — говорят ингуши.

Самыми близкими родными для человека являются родители «да-нана» — да (отец), нана (мать). После родителей — вош (брат) и йиш (сестра); причем брат ближе, нежели сестра; во1 (сын), йо1 (дочь). «Чей ты сын (дочь)?» — спрашивают обычно ингуши друг у друга. Это обстоятельство обязывает каждого человека поддерживать авторитет рода, фамилии через сохранение своей чести, где бы он ни находился, равно как и за него несут ответственность другие.

Семейно-родственный этикет ингушей складывался на основе вековых патриархальных традиций. Нравственная культура большой патриархальной семейной общины является тем важным микроклиматом, который воспитывает достойных членов общества. В семейно-родственных отношениях все еще сильны экономические свя¬зи, которые проявляются в трудовой и материальной поддержке. В такой семье родные братья в первую очередь думают о благополучии друг друга и только после этого занимаются своей семьёй; их дети знают, что дяди и тёти с готовностью откликнутся на просьбу племянников и не оставят без внимания.

Интересно отметить тот факт, что фамильные родственники у ингушей звучат одним словом «вежарий», и они не озвучивают насколько близко их родство, они просто соблюдают его по всем правилам этикета, перестраиваясь относительно друг друга по принципу «старший — младший».

Даьхой (родственники отца) — ближе родством, ноанахой (родственники по линии матери) — «ближе душой», — говорят ингуши.

Следует отметить, что ингуши, готовясь породниться с другой фамилией, женить сына или выдать дочку замуж, стремятся видеть в их лице достойных родственников. «Эздий фух ваьнна, эздий з1амига саг ва», — говорят в народе («Из благородных предков (благородных кровей) происходящий юноша»).

Эздий фу — уже сама по себе обязывающая установка. К понятию «фу» ингуши относятся очень бережливо, стараясь сохранять непорочность сложившегося мнения. Человек в данном случае рассматривается не как отдельная личность, а как представитель благородного рода, гаранта чести и достоинства юноши. Являющийся потомком благородного «фу» молодой человек имеет как бы код, согласно которому он должен сохранять честь и достоинство рода, быть эздий, т. е. строго следовать принципам эздел. Быть эздий (благородным) — значит никогда и ни в чём не допускать ни малейшей слабости, отступления от этических норм: ни в храбрости и отваге, ни в великодушии и щедрости, ни в верности долгу и данному слову, ни в опрятности облика и благопристойности поведения (А. Танкиев).

Неслучайно, выбирая невесту, ингуши интересуются родством по линии матери. Ноанахой (родственники по материнской линии), особенно, нана, наьна нана, наьнче (мать, бабушка по матери, их матери и т. д.) — представляют не праздный интерес. Именно нана сохраняет традиционную культуру народа через воспитание детей. Нередко среди ингушей говорят: «Эти дети вскормлены благородным молоком», имея в виду происхождение матери.

Женщина-мать знакомит детей с нормами поведения в семье и обществе. Именно женщина, часто собой и своим примером воспитывает детей. «Портится мужчина — портится семья. Портится женщина — портится весь народ», — говорят ингуши, подчеркивая роль женщины в семье и обществе.

Семья находится в системе родственных взаимоотношений, поддерживать которые обязаны все для сохранения гармонии и взаимного уважения в семье и обществе.