По следам старых фотографий

Ингушские выпускники Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства

На фотографии запечатлены выпускники Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, которые после возвращения народа из депортации в числе первых поступили в высший театральный вуз России. Это Суламбек Котиев, Суламбек Мамилов и Магомед Дакиев.

Годы учебы пролетели быстро. Они освоили кинематографию. Северная столица открыла им мир знаний и новой профессии. Шел год 1962-ой. Впереди была целая жизнь, были планы, проекты, фильмы.

Общественный деятель с активной жизненной позицией Суламбек Садулович Котиев родился в 1936 году в селе Черноренченское ЧИАССР. Актер театра и кино, первый профессиональный режиссер телевидения, журналист, телеведущий и сценарист.

Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино, работал на студии Чечено-Ингушского телевидения в Грозном. Окончил целевую очную аспирантуру в Баку при АЗГУ имени Кирова. Поставил спектакль на ингушском языке по новелле О’Генри «Последний лист».

Суламбек Котиев создал свыше 150 масштабных телеработ на исторические и современные темы, он автор и организатор массовых праздников под открытым небом, таких как «Праздник поэзии в с. Экажево», «Величие духа» и др.

В 1992-2003 гг. работал председателем ГТРК «Ингушетия», главным режиссером ГТРК «Ингушетия».

Родился Суламбек Ахметович Мамилов 27 августа 1938 года в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Детство будущего кинематографиста прошло в Казахстане, куда он был депортирован вместе со своим народом. После возвращения на родину поступил в Грозненский педагогический институт, откуда перевелся на актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кино. Творческий путь известного кинематографиста начался в Чечено-Ингушском государственном драматическом театре имени Ханпаши Нурадилова.

Путь в большой кинематограф Суламбека Мамилова начался с фильма «Герой нашего времени», в котором он сыграл одну из главных ролей — Казбича. Затем получил профессию режиссера и трудился на студии Северо-Кавказского телевидения. В 1977 году Суламбек Мамилов перешел на Одесскую киностудию, где приобрел большой опыт. Первым его фильмом была картина под названием «Цвет белого снега». Позже были фильмы «День гнева», «Убийство на Ждановской», документально-исторические картины «Ингушетия: Вчера. Сегодня. Завтра», «Мелодии гор», «Забытые герои Бреста», «Покушение. Дело 2004 года», «Восхождение на Олимп», «12 секунд до взрыва», «Эрмитаж», «Лезгинка» и т. д.

Родился Магомед Ахметович Дакиев в 1933 году в предгорном селении Сурхохи Чечено-Ингушской АССР, пережил с народом депортацию, в 1958 году поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино, который успешно окончил в 1962 году.

За время своей профессиональной деятельности с 1962 по 1995 год большую часть посвятил работе на «Ленфильме». Съемки общеизвестного фильма «Белое солнце пустыни», где Магомед был вторым режиссёром, происходили в Дагестане на берегу Каспийского моря в 1969 году.

После этого фильма ему довелось снять ещё несколько художественных фильмов, среди которых «Поезд милосердия» по повести Веры Пановой, «Угол падения», «Друзья и годы», «В огне брода нет». Снял кинооперу «Катерина Измайлова» по повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», в которой в главной роли снялась знаменитая оперная певица Галина Вишневская и др.

В качестве режиссера Дакиев снял более 130 документальных фильмов. Всегда ему хотелось сделать фильм об ингушах и Ингушетии. Приходилось работать над разными историческими картинами, изучать архивные материалы. Он радовался, когда находил что-то об ингушах. Со временем это стало его любимым делом, и потому он многие годы работал в исторических архивах Санкт-Петербурга.