Сохраняя память для потомков

Народный художник Ингушетии Багаудин Сагов один из тех, кто заслуженно получил всенародное признание

Как мы знаем, в первые годы образования Республики Ингушетия у нас в регионе не была должным образом налажена инфраструктура, не говоря уже об удручающем положении различных учреждений культуры. Коснулось это и музеев, так как в бытность Чечено-Ингушетии самые лучшие произведения ингушских художников находились в фондах музейных учреждений города Грозного, и они были безвозвратно потеряны в ходе военных действий.

Таким образом, всю работу по созданию музейных коллекций в нашей республике пришлось начинать с нуля. Возглавить новое учреждение культуры, которое какое-то время располагалось в здании клуба «60 лет ВЛКСМ» г. Карабулака, было доверено молодому директору Сунженской детской художественной школы Багаудину Сагову.

С инициативой создать в новой республике музей изобразительных искусств в те годы выступил известный ингушский писатель и поэт Саид Чахкиев, который работал министром культуры Ингушетии, а одним из тех, кто поддержал эту идею и стоял у истоков создания Государственного музея изобразительных искусств Ингушетии, был наш герой, художник Багаудин Сагов. Сегодня имя этого талантливого ингушского художника хорошо известно любителям живописи нашей республики. А начинал он свой путь в живописном творчестве ещё со школьных лет.

Родился Багаудин Шарпудинович Сагов 15 декабря 1960 года в Назрани Чечено-Ингушской АССР. Появившуюся еще в раннем возрасте страсть к рисованию Багаудин развил в Назрановской детской художественной школе, которую он успешно окончил в тринадцатилетнем возрасте. А через десять лет он становится студентом Пермского художественного училища. Учась здесь, юноша начинает творить, и его работы не раз высоко оценивались профессиональными художниками и критиками. Поэтому все годы учебы в художественном училище Багаудин Сагов принимал участие в студенческих выставках. По всему было видно, что природа щедро одарила его глубоким умом и разнообразными талантами. Сам же он туда добавил знания, трудолюбие и невероятную работоспособность.

К своей большой персональной выставке народный художник Республики Ингушетия Багаудин Сагов шел долгие годы. И вот на днях в стенах музея изобразительных искусств в Карабулаке такое радостное событие состоялось. Демонстрацию своих работ член Союза художников Ингушетии Багаудин Сагов назвал самыми дорогими сердцу словами: «Моя Ингушетия».

По словам художника, руководством музея выставка планировалась еще в конце прошлого года, ко дню его 60-летия, но из-за эпидемиологических ограничений было решено перенести её на более благоприятный период.

«И вот сейчас я с большим удовольствием и трепетом представляю на суд зрителей и всех почитателей изобразительного искусства экспозицию из 40 работ, написанных в различных жанрах, — рассказывает виновник торжества. — Хотелось бы отметить, что особое место в моем творчестве занимают работы на исторические темы, которые я пишу с огромным удовольствием. Думаю, это заметили и сами ценители моего искусства, ведь я никогда не скрывал, что меня всегда интересовала история и судьба своего народа».

Действительно, побывавший на этой выставке человек поймет, что нежелание идти по протоптанному пути и пристальное внимание к трагической судьбе ингушского народа заставляет художника тщательно изучать исторический материал, касающийся древности нашего края. И, наверное, поэтому все его работы пронизаны любовью и теплотой к родной Ингушетии.

Несмотря на то, что особую линию в творчестве Б. Сагова составляют сюжетные произведения исторического направления, необходимо отметить, что он также искусно пишет портреты, пейзажи и натюрморты, а также создает прекрасные скульптуры. Как говорится, счастье художника, наверное, и состоит в том, чтобы взять новый холст и отразить на нем что-то новое.

Если сказать в общем, живопись для Багаудина Сагова является не просто творчеством в привычном смысле этого слова, а способом существования, внутренним содержанием жизни. Он постоянно экспериментирует в своих полотнах. Воздействие могучей творческой и человеческой индивидуальности автора насыщает каждую работу художника ярким темпераментом и собственной философией.

Одна из исторических картин Сагова, которая сразу обращает на себя внимание, называется «Храм Тхаба-Ерды. Совет старейшин». Любовь художника к историческому прошлому нашего народа выразилась в создании этого масштабного полотна, повествующего об обряде, совершавшемся в старину в одном из древнейших храмов. В этой красочной и очень содержательной по замыслу картине обнаруживается превосходное знание автором прошлого и современного быта ингушей.

Автор картины, рассказывая о своем детище, говорит так: «Большую роль в создании этой картины сыграл историк и художник Хасолт Акиев. Именно он предложил воплотить эту идею в жизнь. Сначала у меня было желание просто написать храм Тхаба-Ерды. Потом я понял, что это должна быть сюжетная работа. Но для создания такой картины нужно было знать подлинную историю. Перед тем как взяться за кисть, я неоднократно ездил в Таргим, изучал историю самого храма, а также жизнь ингушей, живших в то время. Я прикасался руками практически к каждому камню этого уникального строения, сохранившегося до наших дней, чтобы не только глаза, но и руки сохранили память об этом чудодейственном строении века».

Учитывая, что изначально у художника была идея в точности воспроизвести храм Тхаба-Ерды как архитектурное строение, можно с уверенностью сказать, что каждая деталь имеет здесь свое «лицо». А сюжет картины, как мы можем наблюдать, состоит из изображенных на холсте шести старейшин, представляющих шесть главных тейпов ингушей. На переднем плане — жрец. В центре стоит чан с водой, символизирующий женское начало. Позади чана находится четырехконечный каменный знак — символ четырех стихий (земля, воздух, огонь, вода). В куполе храма мы видим отверстие, через которое в чан стекает дождевая вода...

Как мы знаем из истории вайнахов, в те далекие времена, до принятия ингушами ислама, в храме собирались старейшины и проводили различные обряды. К примеру, во время засухи они опускали один из концов каменного четырехконечного знака, символизировавший воду, в чан и молились богам, после чего должны были начаться дожди. Вот один из таких удивительных моментов и запечатлен на картине.

Отсюда мы видим, что именно под влиянием исторической тематики в творчестве Багаудина Сагова происходит становление собственного стиля художника. Достаточно назвать хотя бы несколько из его последних работ, такие как «Напах», «Имам Шамиль», в которых автор захвачен поисками новых методов и выразительных средств в раскрытии национального духа и мировоззрения вайнахов.

Но как-то по-особенному тепло и проникновенно это чувствуется в лирической картине «Ожидание». Жадный интерес к жизни во всех ее проявлениях, конкретность и острота мировосприятия с большой силой раскрыты в богатых композиционных и колористических решениях, соответствующих неповторимости персонажей, принадлежащих к разным социальным слоям общества.

Наверное, не будет среди ингушских художников такого мастера, который не притронулся бы к трагической теме выселения ингушей в середине прошлого века. Есть такие полотна у и нашего героя. Продолжением исторической тематики, затронутой Саговым, являются две работы художника, посвященные теме выселения ингушского народа в феврале 1944 года. Картины называются «Галашки. Выселение» и «Назрань. Выселение». Вот как автор говорит о них: «Мне захотелось выразить на холсте свое видение тех страшных событий, одной из самых горьких и трагических страниц истории нашего народа. К сожалению, материала на эту тему у меня было мало. Поэтому приходилось искать не только в библиотеках, но и в личных архивах историков, узнавать у представителей старшего поколения».

Надо отметить, что Багаудин Сагов ищет и постоянно находит все новые и новые сюжеты, связанные с историей ингушского народа, для своих работ. В настоящее время он творит в небольшой мастерской, заполонённой не только живописными работами. Здесь и изделия из корней и дерева, и даже небольшая коллекция необычной формы камней, которые Багаудин Шарпудинович собрал вдоль берега реки Ассы, куда он часто выезжает писать пейзажи.

По признанию самого художника, не было в его жизни более счастливых мгновений, чем моменты общения с природой один на один. Сказочные увесистые скалы, разнотравье, цветы — всё это необыкновенно живые пейзажи, которые не могут оставить зрителя равнодушным. Причем творческий подход ощущается в каждой работе.

Надо сказать, что за свою долгую творческую жизнь наш герой успел побывать во многих городах России и зарубежья. Начиная с 1995 года Багаудин Сагов является участником многих художественных выставок в республике и за ее пределами. Причем работы ингушского художника не раз удостаивались высоких оценок его коллег-профессионалов.

Но одно дело выставляться самому, а другое — болеть за тех, кого научил писать и творить. Подобное испытание пришлось пережить нашему герою в начале 2018 года, когда в зале Государственного музея изобразительных искусств Ингушетии состоялась выставка картин воспитанников Багаудина Шарпудиновича. На радость посетителям и своему наставнику юные художники представили более сорока рисунков и пятидесяти глиняных скульптур. Здесь, гармонично сочетаясь друг с другом, была продемонстрирована техника коллажа, абстракция, монументальная живопись и скульптура.

«Я много лет подряд занимаюсь педагогической деятельностью, — говорит Багаудин, — потому что считаю, что любой человек, чем бы он ни занимался, должен передавать свой опыт и мастерство подрастающему поколению. Если даже среди ста учеников окажется один, способный перенять все это, то это уже можно назвать успехом».

11 марта 2020 года за № 41 был подписан Указ Главы Ингушетии Махмуд-Али Калиматова о награждении деятелей культуры высокими государственными наградами республики. Среди награжденных числился и художник Сагов, которому было присвоено почётное звание «Народный художник Республики Ингушетия».

«Эта высокая награда является признанием не только моего личного вклада в развитие культуры, — говорит Багаудин, — это общая для всех заслуга. В частности, я хотел бы отметить высокую профессиональную деятельность работников музея изобразительных искусств, которые считают работу с художниками и мастерами декоративно-прикладного искусства одним из приоритетных направлений. Мы все имеем возможность наблюдать, как за годы работы коллективу музея удалось объединить в одну творческую семью талантливых живописцев и мастеров. Также здесь проводится большая и плодотворная работа в поиске новых имён и творческих направлений, ведётся кропотливая исследовательская и просветительская деятельность для популяризации изобразительного и народного творчества Ингушетии».

Справедливости ради нужно отметить, что с первых дней работы музея изобразительных искусств здесь на постоянной основе отмечаются не только памятные даты истории нашей республики, страны, но и чествуют наших замечательных мастеров изобразительного искусства. Все выставочные проекты, образовательные программы, экскурсии музея направлены на то, чтобы показать и рассказать посетителям об искусстве, культуре и истории Ингушетии, популяризируя творчество мастеров живописи и декоративно-прикладного искусства.

Возвращаясь к персональной выставке Багаудина Сагова, которая продлится до 5 мая сего года, необходимо отметить, что это мероприятие собрало в зале декоративно-прикладного искусства музея ИЗО огромное количество почитателей его таланта. Живопись Сагова, как зеркало отражает богатый внутренний мир автора, — говорили все участники торжественной церемонии открытия.

Директор музея Любовь Тумгоева, вручая Сагову диплом за проведение персональной выставки, отметила, что Багаудин Шарпудинович — очень ответственный и порядочный человек, не говоря о его профессиональных качествах.

«К написанию своих картин и другим работам Багаудин относится очень добросовестно, тщательно изучая историю ингушского народа с точки зрения достоверности события», — отметила Любовь Исаевна. Также она сообщила, что сыновья Багаудина Шарпудиновича — Ахмед и Ислам унаследовали талант отца, и что Ислам Сагов передал в дар музею свою картину.

Председатель старейшин Федерации Союза казаков РИ Аслан Осканов рассказал нашему корреспонденту о давней дружбе с семьей Багаудина Сагова.

«Понимаете, Багаудин не мог быть бесчестным и бесполезным человеком, ведь его отец и дедушка были прекрасными и знатными в обществе людьми, и, несомненно, Багаудин унаследовал эти черты от них. Сегодня я искренне хотел бы поздравить Багаудина с долгожданным открытием его персональной выставки и пожелать ему дальнейших успехов в творчестве».

Безусловно, Багаудин Сагов является одним из тех, кто заслуженно получил народное признание, ибо полотна художника — гордость Ингушетии. Художник пишет для людей и своим творчеством передает им свою любовь к родной земле. Поэтому Багаудина Сагова называют художником с большой буквы.

Говоря о педагогической деятельности Сагова, председатель Союза художников РИ Муса Мартазанов привел такие факты, которые прямо говорят о том, что плохой мастер хорошим наставником быть не может.

«Если говорить о творчестве Багаудина Сагова, то хочется отметить, что главная его заслуга в том, что он замечательный педагог, который воспитал целую плеяду молодых художников и передал десяткам учеников свое видение мира», — подчеркнул он.

Багаудин Сагов поблагодарил всех посетителей музея за теплые слова в свой адрес.

«Особую благодарность я хотел бы выразить коллективу музея ИЗО РИ и лично Любови Тумгоевой, благодаря которой здесь работает профессиональный и сплоченный коллектив, а также куратору моей выставки Тамусе Акталиевой», — сказал он в завершение церемонии открытия выставки, которая, несомненно, станет в культурной жизни региона важным и сплачивающим интеллигенцию событием.