История рождения танца

Народный танец ингушей — это выражение традиций, характера народа

0

Об истории и культуре танца, древних корнях и сюжетном содержании ингушских танцев мы часто говорим с директором Государственного ансамбля народного танца «Ингушетия» Магомет-Баширом Досхоевым, прекрасным руководителем и благородным человеком, умеющим ценить людей и время, в которое мы живем, республику и народ, который мы представляем.

Общие истоки

Хореография — искусство, сочетающее в себе элементы древней и современной профессиональной танцевальной культуры. Являясь частью ингушской духовной культуры, хореография совершенствовалась, наполняя формы танца эстетическими функциями, воспитывая новые и новые поколения. Танец формировался во взаимосвязи с жизнью. В отдалённые времена танцы скорее являлись ритуальными действиями, нежели искусством. Со временем танец стал некой одушевленной картиной, выражающей смыслы движениями и жестами.

Языком танца люди могли общаться: каждый жест и каждое движение имели определенное смысловое содержание. Посредством танца могли выражать чувства, элементами танца могли демонстрировать хозяйственную деятельность человека, рассказывать о борьбе за правое дело. Содержание жестов и движений некоторых танцев сохранили сцены охоты, стрельбу из лука и др. И сегодня мы это прослеживаем в движениях танца. Есть в танцах элементы хозяйственной деятельности — прополка, стрижка овец, уборка урожая, рыбный промысел и многое другое. Все это передается в танцах народов в изобразительно-подражательной форме. И именно это разнообразие делает танцы народов, живущих в разных уголках земного шара, неповторимыми.

Древние танцы носили синкретический характер. Танец был тесно связан с песней, музыкой, драмой, молитвой. Возникновение танцев было связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявлялись в построении и стиле танца, в музыке, одежде танцующих, их манерах. Обрядовые танцы менялись со временем, так как каждая эпоха накладывала свой отпечаток. И танцы между тем, постепенно отходя от обрядовых действий, наполнялись содержанием, выражавшим особенности быта.

Заметки исследователей о танцевальной культуре народа, сделанные в XVIII-XIX вв., позволяют судить о хореографическом искусстве, характере, рисунке танца, осанке и этикете исполнителей. «Тематика танцевального искусства неисчерпаема, но главным источником, откуда танец извлекает свои темы и образы, является уклад жизни народа», — пишет В. В. Гривицкас в работе «Искусство танца». В танцевальных движениях сохранились отголоски древних форм хозяйственной деятельности, которые сменились позже новыми элементами танца с появлением ремесленного и фабричного труда.

Истоки ингушского танца

Горцы любили танцевать. Танцы проводились в духе состязаний в ловкости, мужестве и бесстрашии, где юноши демонстрировали замысловатые па из сложных физических движений, на какие только способно человеческое тело. Выходя в полукруг танца, образованный товарищами, каждый юноша старался превзойти другого в сольных движениях — в прыжках на кончиках пальцев, в танце с кинжалами в зубах, в головокружительных вращениях в воздухе и других. Танцевальную джигитовку юношей оценивали все.

В культуре ингушского народа танец (халхар) всегда занимал важное место. К нему обращались и в радости, и в горе. Танцы устраивались как для души, так и для отдыха и развлечения (в случае приема гостя, после белхи (коллективная помощь, обычно, когда строится дом), по случаю рождения ребенка и т. д.). В танце запечатлены особенности характера народа: мужественность, выносливость, скромность. «Их танец — это нечто особенное», — восхищался Иоганн Бларамберг.

Были разные виды танцев у ингушей: «Массовый круговой танец мужчин», «Танец девушек», «Танец мальчиков», «Плавный танец и танец с кинжалами», «Боевые танцы ингушей», «Казбекский танец», «Массовый круговой танец женщин» и др.«, — отмечает Руслан Куркиев. «Пляска их начинается сперва всякого рода опасным прыганием, потом, когда уже сие многими плясунами было повторено, взявшись за руки, поют в коротких и обрывистых словах и пляшут длинными рядами, иногда делают круг, который то разрывают, то опять соединяют, и, наконец, оканчивают таким же опасным прыганием, которым начали свою пляску», — пишет Рейнеггс о круговых танцах мужчин, которые он наблюдал в 80-е годы ХVIII в. близ селения Ангушт.

«После, под звуки балалайки и другого инструмента, по волосным струнам коего играют смычком, как на виолончели, три девушки показывали мне образец своей живой, грациозной пляски, выделывая с необыкновенной быстротой мелкие, частые па и становясь на кончики больших пальцев, как наши балетные танцорки», — отмечал другой очевидец.

Во все времена воздействие танцев на зрителей было огромным. Повседневная жизнь людей, гражданские и общественные ритуалы были непосредственно связаны с пляской. Танцевать умели все. И все хорошо знали условные жесты, то есть язык танца. На Кавказе бывали разные ученые и путешественники, и каждый из них, увидев раз ингушские танцы, записывал свои наблюдения: «Все зрители, сидящие в кругу, поют и под звуки каких-то свирелей, волынки или флейты подзадоривают юных танцоров проявить их силу и искусство. В то время все, кто хочет, выходят, один за другим, исполняя всевозможные движения и сальто-мортале. Когда все танцоры повторили те же фортели под бурные аплодисменты собравшихся, они берутся за руки и, танцуя, поют. Иногда они образуют один большой круг, который то расширяется, то сужается, затем танец заканчивается теми же прыжками, которые имели место ранее».

Ингушская хореография с особым искусством проявлялась на свадьбах, которые называли «ловзар» (буквально — игрище). «Ловзар» существовал и как отдельный социальный и духовный институт. Это было значительное зрелище, состоявшее из джигитовки, скачек, песен, танцев.

Этикет танца

Основой народной хореографии ингушей является парный танец, который базируется на ингушских этических нормах. Направление девушки в танце определяет юноша, меняя движение танца, что является имитацией жизни, в которой «супружеская пара» проходит по жизни, и каждый в ней имеет роль, определенную природой.

В ингушских танцах замужние женщины не танцевали. Положено было танцевать только девушкам. И к тому же у ингушей было поверье о том, что замужняя женщина, совершившая три круга в танце с посторонним человеком, как бы расторгалась в браке. Танцы — это были и смотрины, в некотором роде. Танец показывал уровень культуры и знание этикета молодыми. Быстро перебирая ногами, юноша описывал круги, прельщая ловкостью, виртуозностью, неожиданно возникая перед ускользавшей всякий раз партнершей.

Нередко, сливаясь воедино, танцующая пара приводила в восторг зрителей изяществом, грацией и вместе с тем страстностью движений. «Именно в этом слиянии радости и веселья перед каждой девушкой и перед каждым юношей открываются возможности показать себя с лучшей стороны, показать свое мастерство, свой ум, свою воспитанность, а родителям и старшим порадоваться достижениям молодежи. Здесь пробуждается у каждого стремление быть лучше, красивее, достойнее...»

«В старину считалось хорошим тоном, когда девушка в танце мелкими шажками перебирала ногами (ког шершабеш), и руки не поднимала выше уровня сердца, то есть движения её рук оказывались перед собой ладонями, повернутыми вниз. Поворачивать ладони вверх считалось неприличным жестом. Танцевальный шаг парня не должен был превышать «дол» (размер руки до локтя)», — вспоминает рассказы бабушек Камурзоева Лида.

Особое уважение и почтение у ингушей вызывает танец старца, который все приветствуют стоя. С не меньшим восторгом встречают танец почетного гостя.

«Народный танец ингушей — это не просто изящное и виртуозное исполнение, это еще и выражение традиций, характера народа. Плавные и красивые движения девушек, строгость, скромность и вместе с тем грациозность, стремительные движения юношей, их ловкость, сила и талант покоряли зрителей. В ингушских танцах привлекают не внешние трюки, а целомудрие, элегантность, грация, благородство осанки, совершенство владения своей пластикой», — писал Р. Нашхоев.

В ингушском танце было важно соблюдение этикета. Если танцор перекрывает партнерше путь, по этикету она танцует на месте, не поднимая взгляда выше газырей его черкески, не поднимая рук выше плеч. В классическом ингушском танце юноша не раскрывает рук над партнершей при незначительном расстоянии. В какой-то момент он поднимается на носках (когбухар), чтобы показать взлет, одухотворенность, признание в искренности чувств. «Он гордо танцует» (кур халхар ду), «гордый шаг» (кур ког), — говорят о человеке, танцующем достойно, чеканно, уверенно, и в то же время наделённом природной красотой и выразительной пластикой.

В танце временами мужчина мог слегка заметным касанием носка партнерши сбить ход её танца, если она задавала тон и ускоряла ритм движения. «Чоал ког техар», — говорили в этом случае, то есть юноша поставил подножку.

В танцах всегда особое значение придавалось рукам. В хореографическом искусстве существует даже наука о выразительности рук и пальцев. Выразительная пластика тела и рук, знание жизни и характеров позволяет танцорам передавать в движениях то, что трудно выразить словами.

Хореографическое искусство народа — это неисчерпаемый источник художественной культуры народа. Это дух народа, его культура, этикет и нравственность. Танцы способствовали физическому и духовному совершенствованию людей, их эстетическому и нравственному воспитанию, в частности, развитию в них чувства красоты и доброты.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости