Чтобы ценили и дорожили

Необычное путешествие в историю ковроткачества

На днях в общеобразовательной школе № 15 г. Назрань прошла встреча учащихся с художниками прикладного искусства на тему «Древнее ингушское войлочное ковроделие». Встреча проходила в рамках гранта Президента России «К ступеням будущей профессии».

Надо сказать, что руководство школы в лице директора Любови Евлоевой всецело поддержало инициативу о проведении этого мероприятия и оказало при этом всю необходимую помощь. После начала мероприятия было видно, что встречу с необычным путешествием в историю культуры народа и его коврового искусства старшеклассники ждали с большим интересом. Актовый зал школы был переполнен.

Главный инициатор этого мероприятия, доктор исторических наук, известный этнограф Зейнеп Дзарахова выступила перед присутствующими с лекцией об истории ремесла и подробно рассказала о том, как ручное ковроткачество отражало в себе жизнь народа и его мысли. Рассказ её сопровождался видеопоказом, интерпретацией замысловатых сюжетов ковров и их орнаментов.

Как отметила лектор в своем выступлении, народные знания передавались от поколения к поколению. Также заметную роль в народной медицине играли различные средства лечения животного происхождения. Особо ценилась овечья шерсть темного цвета, её использовали как в немытом состоянии в виде компрессов и примочек в качестве согревающего средства, так и для изготовления вещей и одежды. На особом счету были войлоки, сделанные из овечьей шерсти тушинской породы, ворсинки которой имеют трубчатую форму. Войлоками застилали полы, украшали стены, более тонкие использовали как покрывало. А из овечьей шерсти делали бурки. Войлоки красили в разные цвета, затем вырезали орнаменты и, перекладывая их из одного полотна в другое, создавали настоящие произведения прикладного искусства.

Развитие овцеводства у нас на Кавказе способствовало широкому распространению этого ремесла. А на само формирование рисунков, орнаментов ковров оказывали влияние окружающая среда, народные знания, место проживания и предназначение изделия.

Надо сказать, что Зейнеп Дзарахова знает о тонкостях ковроделия не только теоретически, но и владеет этим искусством практически. Уже второй год она увлеченно делает ковры, собирает свою персональную коллекцию. Рассказывая об этом, она отметила, что невозможно говорить об этом ремесле, не зная его душу.

Особое внимание на встрече было уделено старинным семейным фотографиям, где на заднем плане запечатлены войлочные орнаментальные ковры. Сбор таких фотографий Зейнеп Дзарахова начала еще в 90-х годах.

— Память снова и снова возвращает нас к трагедии 1944 года, когда ингушский народ поголовно был сослан в Сибирь, — говорит Зейнеп Магомет-Тагировна. — Мы теряли родину, материальные ценности, в числе которых были и войлочные орнаментированные ковры. Кто-то смог вывезти с собой некоторые вещи, кто-то смог прихватить фотографии, на которых вместе с родными были запечатлены и ковры. А войлочные ковры как раз таки и сберегли нас от холода в суровом Казахстане. Но, к сожалению, редко кто смог привезти их обратно домой через тринадцать лет после депортации, потому как тотальный голод заставлял людей менять такие дорогие реликвии на хлеб и другие продукты питания.

Необходимо отметить, что войлочные ковры ингушские мастерицы продолжали делать ещё и в депортации. Но ковры, изготовленные в Казахстане, имели в своих орнаментах некоторый отпечаток влияния местных мотивов.

На многочисленных фотографиях, которые представила лектор своим слушателям, дети смогли увидеть наиболее часто встречающиеся орнаментальные рогообразные, астральные знаки-символы, имеющие свое определенное значение. Также Зейнеп Дзарахова познакомила учащихся с содержанием своей книги о старинном ковроткачестве и продемонстрировала им альбом «Г1алг1ай г1арчож», на страницах которого сохранились зарисовки и эскизы уникальных вещей. С большим интересом дети слушали рассказ этнографа о творчестве ингушских рукодельниц Хази Ведзижевой, Мойти Даурбековой, сестёр Баракиевых и других, произведения которых бережно хранятся как в частных коллекциях, так и у благодарных потомков.

Важной частью на встрече со школьниками стал мастер-класс, проведенный известным мастером ковроделия Райшат Ахильговой. Расстелив войлочные полотна на длинных столах, Райшат собрала вокруг себя ребят и начала работу. Она не просто показывала пошаговую инструкцию создания этого вида искусства, но и рассказывала интересные истории о коврах, о том, когда сама стала увлекаться этим ремеслом, и почему именно древние орнаменты её интересовали всегда.

В процессе мастер-класса дети задавали много вопросов рукодельнице. К примеру, их интересовало, какими красителями пользуются мастерицы, красят ли шерсть или войлок, или почему рукодельницы одновременно делают несколько ковров с одинаковыми рисунками. Вопросов было много, но поскольку большой интерес вызывало и само искусство шитья, девочки старались своими руками сшивать орнаменты, торопились получить хорошую оценку в глазах мастера-ковродела. А Райшат не скупилась и делилась с учениками своими маленькими секретами по производству рукотворной красоты.

В завершение встречи директор школы № 15 Любовь Исаевна Евлоева поблагодарила организаторов встречи за проведенную работу и, обращаясь к школьникам, сказала: «Цените нашу историю и дорожите бесценным национальным искусством, на языке которого из седой древности с нами говорят наши предки!».