Семейные обряды

Обычаи ухода и воспитания младенцев: укладывание в люльку

Обряды, связанные с уходом и воспитанием ребёнка с младенчества, состояли из ряда очень важных в представлении ингушского народа ритуалов. В последнее время ряд из них, к сожалению, утрачивает свою значимость. О семейных обрядах, связанных с воспитанием ребёнка с младенчества, этнограф Зейнеп Дзарахова пишет в своей монографии «Вековые устои семьи».

Люлька одновременно представляет собой детское пространство. Люльки-колыбельки встречаются у многих народов мира, известных оседлым земледельческим типом хозяйствования. Делали её из разных пород деревьев, но чаще всего из г1иринг (боярышника). Было поверье о том, что ребёнок, выросший в люльке из боярышника, будет счастливым.

Ингушское название люльки — «ага», по свидетельству информатора из с. п. Плиево Р. И. Албогачиевой, объясняется слиянием двух понятий: «га» (в ингушском языке означает дерево) и припева к колыбельным песням «а-а-а», которые звучали во время убаюкивания ребёнка в люльке.

Колыбели были разные, но более устойчивой в предпочтениях ингушей считалась деревянная колыбель-качалка.

Основание колыбели имело где-то в середине отверстие, предназначенное для ёмкости (баночки), куда через специальные сосуды-трубочки (сип) стекала моча. Матрасов было два. Первый — набитый соломой для прочности лежака, «чен фалти», был сделан тоже с дыркой, соответствующей той, что и в люльке. Второй матрас — верхний, состоял из двух подушек, сделанных из шерсти. Трубочка (сип) могла быть деревянной, костяной, стеклянной, она разнилась по форме в зависимости от пола ребёнка. Стеклянная стала появляться к концу ХХ века.

Ребёнок в этой колыбельной конструкции всегда оставался сухим и аккуратным. Пелёнок не требовалось. Достаточно было иметь мягкие куски материи, выкроенные из любой старой одежды. В состав люльки входили «аган ч1и» — прутик, за который привязывают свивальники, «ага г1ач» — ручка люльки. Младенца туго пеленали двумя перевязочными поясами — «г1оахкар», шириной около 20 см.

Такую люльку готовили родственники с материнской стороны. В одной и той же люльке вырастало несколько поколений. Обычно ребёнок в ней лежал до тех пор, пока не начинал ходить.

В силу того, что женщины много времени проводили на полях, в работах, им приходилось брать с собой малышей. Для этих целей имелись люльки более упрощённой конструкции. Называли их «ц1ун». Готовили их просто. Брали обычное бревно длиной 70-80 см. в диаметре до 30 см, пилили его на 3 части по вертикали и получали из серединной части ровное основание. На него, предварительно накрыв овечьей шкурой или мягкой тканью, укладывали малыша и перевязывали «оасашца» (кожаными верёвками). Такую люльку подвязывали к древку арбы, на которой члены семьи выезжали в поле. «Раскачиваясь в люльке, которая издавала звуки «ц1у-ц1у-ц1у», ребёнок засыпал. Возможно, из-за таких звуков и назвали люльку «ц1ун»». Эту же люльку могли подвесить на крепкий сук дерева, ибо оставлять на земле люльку было боязливо из-за разных насекомых и змей, которые могли водиться в полях. По мере того как ребёнок вырастал, к той доске-люльке (ц1ун) сбоку приставлялись те две части, которые остались от того куска бревна — исходного материала для люльки, и так же перевязывали в ней ребёнка, поведала автору Р. И. Албогачиева.

Были известны в далёкой древности и люльки плетёного изготовления. Плели корзины-люльки из дерева «ц1ув» и подвешивали в доме. Любой член семьи мог просто подтолкнуть люльку, и она раскачивалась. Её надежно крепили под потолком.

Традиционно детей укладывали в люльку-качалку. Укладывание носило церемониальный характер. Эта была ритуальная традиция, сохранившая и до наших дней, но в меньшей степени.

Возглавляла эту церемонию бабушка (мать отца). Обычно ритуал сопровождался пожеланиями, типо «Йиша-воша дебаде тха, аьннача т1ехье хилийта тха, Эг1а 1аса ма эшаде тха, маг1а ага ма эшаде тха» (Пусть множится семья наша и потомки послушными растут, Пусть посох у порога стоит, а на почётном месте люлька стоит).

О дне укладывания ребенка в люльку сообщали заранее повивальной бабке (бер нанильг), родственникам по отцу и по матери (даьхой и ноанхой). Ребёнок к этому времени уже имел имя или получал его в тот же день. Т. е. могло быть сочетание двух важных моментов жизни: имянаречение и укладка в люльку. Как правило, для укладки ребёнка в люльку приглашали здорового мальчика, если новорожденный мальчик, и девочку, если родилась дочь, обязательно из благополучных семей. Под чутким руководством взрослой женщины проводили ритуал, приговаривая: «Шера керте кога кадай волаш, т1ах аьнна волаш агара валва» (Пусть с крепким здоровьем и бодрым настроением через год он оставит люльку). «Ага — цхьан шера бера фусама я» (В течение года домом ребёнка является люлька).

Мать ребенка, если это был первенец, должна была запомнить процедуру укладывания в люльку. Многодетные матери давали молодой матери советы, типа не вытягивать сильно руки ребёнка во время пеленания, иначе будет сутулиться; не класть под голову высокую подушку, иначе шея будет короткая, перетягивать сильно ноги, чтобы они не искривились, и т. д. Так ингуши заботились о красоте его телосложения. Старшее поколение женщин считает, что благодаря люльке у детей не было проблем с опорно-двигательным аппаратом.

И с физиологической и с воспитательной точки зрения считали неправильным, если ребёнка приучали к рукам. «Ребёнок как ягнёнок. Когда избалованного вниманием ягнёнка зарезали, то увидели чёрные пятна-вмятины от многочисленных людских рук. Таким же бывает и состояние ребёнка, когда он всё время на руках», — говорила автору информатор Э. Ш. Шутурова, убеждая в целесообразности люльки для ребёнка. У ребёнка болит спина, если не уложить его в люльку, говорят у разных народов.

Не менее важной представлялась и воспитательная сторона процесса укладывания ребёнка в люльку. Это введение его с первых дней в культуру, в которой предстоит жить. «Именно при помощи люльки происходило первое приучение к дисциплине, необходимое в традиционном обществе, где многие стороны жизни были в достаточной степени регламентированы в соответствии с условиями жизни», — пишет М. К. Мусаева.

Укладывать ребёнка в люльку советуют как можно раньше, иначе потом его уже трудно будет приучить к ней. Приучение ребёнка к люльке понималась родителями как первый и необходимый этап в воспитательном процессе.