Нерушимая крепость

Обычай уважения и почитания старших

Известный кавказский обычай уважения и почитания старших носит характер общечеловеческий. Бережное отношение к старшему поколению, воспитание чувства уважения — это подлинная гуманность, то есть человеколюбие, истинная общечеловеческая ценность.

Особым почтением к традиции уважения и почитания старших всегда славились на Кавказе, в особенности почтительным уважением славились ингуши, которые сумели сохранить и донести до наших дней ценность и значимость этого обычая.

Традиция эта уходит своими корнями в далекое прошлое. Этикет уважения и почитания старших вытекает из авторитета отцовства, что покоится у ингушей на древнем культе предков. Народная мудрость гласит: «Кто чтит предков, тот возвышает свою честь» (Даь сий дечо ший сий хьалдоаккх).

Ингуш не волен жить никак иначе, чем по строго установленным канонам ингушского этикета, если для него важно признание народа. По общепринятому обычаю уважения и почитания старших, беспрекословным и обязательным считалось соблюдение этого закона, независимо от того, достоин или не достоин тот или иной человек их почтения и уважения. Нарушивший это правило, всегда подвергался общественному осуждению. При всём видимом свободолюбии, обычай сей ставит представителей ингушского народа в некие иерархические рамки. Они обязаны жить по строго определенным канонам. Они обязаны соблюдать требования ингушского этикета, обычаи, системы подчинения: родители — дети, муж — жена, старший — младший.

Основная идея, заложенная в древнейшем этикете, корнями, уходящая во времена, когда ещё не сформировалась государственная власть, заключалась в том, что каждый должен был соблюдать дисциплину и общественный характер, которые напрямую зависели от соблюдения принципа повиновения старшему.

Именно благодаря этому обычаю ингушский этикет сохранился до наших дней. И в семье, где не нарушаются эти постулаты, сохраняется мир и гармония. С малых лет в сознании ингуша вырабатывалась догма: как бы ни поступил старший, младший обязан соблюдать этикет. Эта идея проходит лейтмотивом прекрасного и возвышенного в духовной жизни ингушского народа. Говоря о благополучии в семье и обществе, ингуши отмечают, что здесь соблюдается принцип: «воакхачун — воакхалг1ал, з1амаг1чун — з1амаг1ал» (старшему — почести, младшему — уважение). Именно это условие является критерием гармонии семейных и общественных отношений.

Ещё в прошлом веке исследователь Н. Яковлев подчёркивал совершенство ингушского этикета. Он писал: «(Эздел) весьма сложный и разработанный до тонкости свод правил вежливости и приличия, одним из основ которого является уважение к старшему».

Для полного осмысления обычая следует дополнить, что молодой человек, прославившийся своими достойными поступками, уважаемый обществом за определённые поступки, заслуживший славу «яхь йола к1ант» (юноша, отвечающий всем требованиям ингушской моральной этики — эздел, стремящийся к идеалу, соревнующийся в чести и достоинстве) мог получить статус старшего, но только в социально-статусном понятии. Но при этом он пользовался своим положением только при решении важных вопросов, и то спросив разрешения у старшего по возрасту. Во всех остальных случаях он оставался младшим.

Что же происходит сегодня? Конечно же, любая традиция или обычай подвергается изменениям. Отчасти это объясняется свойствами человеческого разума — неустанного и скептического, жаждущего новизны и оригинальности. Но обычай почитания и уважения старших — краеугольный камень ингушского этикета — это особый случай. Претерпевает ли он влияние времени?

К сожалению, этот обычай тоже стал размываться. Он сузился до семейно-родовых отношений, а дальше, как говорится, по принципам: «хочу уважаю, хочу...», «этот заслужил, а этот нет». Но таковы ли критерии обычая уважения и почитания старших?

Печально, что нарушение норм, предъявляемых обычаем уважения почитания старших, сплошь и рядом. Стало модным демонстрировать молодыми людьми, рьяными «защитниками» ингушской культуры, хамское отношение к старшим по возрасту, если последние не разделяют с ними их мнения. Они открыто, без зазрения совести ведут себя так в коллективе, в обществе, в социальных сетях. Прикрываясь высокими идеями «сына-дочери-патриота народа», позволяют себе прямо или косвенно оскорбить человека, унизить его достоинство, несмотря на то, что он старше по возрасту. Никакие патриотические цели не оправдывают поведение, в котором нарушаются этикетные нормы ингушского «эздела».

Когда молодой человек с лёгкостью может унизить, оскорбить женщину, ещё хуже, если она старше по возрасту, что среди ингушей заслуживало презрительного отношения к последнему, и называться мужчиной он уже не имел никакого морального права. Если девушка, так сказать, с позволения чувства «патриотизма» пререкается со старшими, чуть ли не на равных «спорит» с мужчинами, какое воспитание она даст своим детям? Ингушское?

Да, можно быть начитанным, просвещённым, можно быть деловым и продвинутым, иметь определённые заслуги перед народом и государством, с утра до вечера не покидая социальных сетей, рассказывать о своих достоинствах, изощряться в красноречии, соревноваться в знаниях, но если его действия, его поведение не соответствует нормам ингушской моральной этики — «эздел», если он не придерживается его самого главного постулата — уважения и почитания старших, то можно ли говорить, что он — настоящий ингуш или ингушка? Можно ли говорить, что этот человек имеет «яхь» (соревновательная категория в чести и благородстве).

Хочу уточнить, что иметь своё мнение, которое может совпадать или не совпадать с мнением большинства или меньшинства, грамотно и тактично изложить его — это совсем другая история.

Если человек в семье не получил ингушского воспитания, то вряд ли кому-либо уже удастся привить ему эти нравственные категории. Воспитанный в семье по ингушским традициям никогда не позволит себе выйти за рамки ингушского этикета. Он сохранил наш народ, нашу культуру в самых жесточайших условиях. Это наша нерушимая крепость, и если мы потеряем «эздел», мы исчезнем как народ. Все остальные ценности при этом утрачивают свою значимость.