Театральная жизнь

Супруги Мальсаговы: 25 лет труда в Ингушском государственном драмтеатре имени Идриса Базоркина

Тархан и Люба Мальсаговы — заслуженные деятели культуры Ингушетии, художники-декораторы Ингушского государственного драматического театра. Их трудно застать в кабинете. Ведь работа художников-декораторов в основном требует большой площади, с которой в театре, к сожалению, тоже проблема, связанная с отсутствием собственного здания, но несмотря ни на что, люди, посвятившиеся себя этому высокому творческому процессу, продолжают радовать своих зрителей.

Говорят, пьеса — это еще половина спектакля, вторая половина создается художником. Быть может, это сказано с преувеличением, но нельзя не согласиться с этим.

«Только в тесной взаимосвязи с режиссёром-постановщиком можно добиться желаемого результата, — говорят сами художники. — К тому же надо иметь ясное представление о характере пьесы, проникнуться особенностью исторической эпохи, в которой происходят события. Затем работать над макетом, перевести его в реальные размеры, и даже потом это только «каркас» сценического пространства. Его нужно обставить соответствующей мебелью, расположить на сцене так, чтобы ничто не мешало игре актёра, и чтобы обязательно обыгрывалась каждая деталь, будь то обои, картины, если понадобится — фотографии, часы, букет цветов и многое другое».

Да, может показаться, что слишком уж много мелочей в работе театрального художника. И все же из этих деталей складывается образ всей постановки, который помогает зрителю войти в атмосферу действия, а актерам — в их роли.

Мальсагов Тархан Ахмедович родился 11 сентября 1959 года в городе Алма-Ата Казахской ССР. В 1989 году окончил Кемеровское художественное училище по специальности «Художник декоративной росписи по металлу».

Основная работа художника, конечно же, театр. Но он творец, человек искусства. Ему принадлежит целый ряд живописных произведений, написанных в пейзажном и портретном жанрах. Они хранятся как в частных коллекциях, так и в Музее изобразительных искусств в Карабулаке.

Им написано более десяти портретов видных общественных деятелей ингушского народа, в их числе портрет Дошлуко Мальсагова, Хажбикара Муталиева, Заурбека Мальсагова, театралов Магомет-Гирея Хадзиева и Магомета Цицкиева. Среди его пейзажных работ такие произведения, как «Луна над прудом», «Умиротворение», «Ущелье» и т. д.

В школьные годы, и потом в юности, а точнее в Назрановском аграрном техникуме, где учился Тархан, талант художника всегда был востребован. Держать кисть ему пришлось и на службе, в Советской армии, хотя он мечтал пройти настоящий курс солдата, с автоматом в руках. Однако начальник штаба, узнав о его таланте, отправил «воина» в клуб, а там, как и дома, работа над лозунгами, оформление стендов, поощрительных грамот и разного рода благодарностей родителям солдат.

Когда в конце 80-х в городе Карабулаке Чечено-Ингушетии открылся художественный цех от грозненского завода «Металлист», школьный учитель рисования был принят на должность главного художника. В то же самое время, в 1984 году, в цех пришла молодая, подающая надежды художница Люба Мальсагова (в девичестве Колоева). Молодые присмотрелись друг к другу и вскоре поженились. А сразу же после свадьбы, по направлению директора филиала Хусейна Фирзоули, уехали учиться в Кемерово, осваивать специальность «декоративная роспись по металлу». Через три года, когда молодые специалисты вернулись домой, а это было в 1993 году, цех уже прикрыли за нерентабельностью.

Через год молодую чету пригласил на работу художественный руководитель ингушского драмтеатра Иса Чахкиев. Творческий союз художников очень гармонично вписался в работу театра. Супруги трудятся здесь уже около 25 лет, дополняя друг друга, поддерживая обоюдные интересы, как часто это бывает, споря в поисках красоты, оттачивая свои таланты.

— Театр затягивает, — говорит Тархан Мальсагов. — Есть в этом виде искусства своя специфика, не сравнимая ни с чем. И прежде всего, это творческое единение, совместный труд, состояние художественной сплоченности. И эта аура завораживает, притягивает и не отпускает больше тех, кто так или иначе распложен к такому единству. Театр к тому же требует от каждого человека творческой дисциплины, некоторого самоограничения, коллективизма и товарищеской взаимопомощи. И если вы готовы к этому, тогда вопросов не возникает никаких, что вы на своём месте.

Любовь Султановна Мальсагова родилась 19 июня 1960 года в селении Чемульга Сунженского района Чечено-Ингушской АССР. В 1989 году окончила Кемеровское художественное училище по специальности «Художник декоративной росписи по металлу».

— Театр я полюбила сразу же, — признаётся Люба, — мне казалось, что я попала в райский уголок. Ощущение, что прикоснулась к чему-то возвышенному, прекрасному. В те годы вообще вся республика была на каком-то патриотическом подъёме. Мы понимали, что создаём свою республику и готовы были работать безвозмездно, не жалуясь на неудобства. А их было много, да и сегодня мы не можем похвастаться хорошими условиями.

Помимо основной работы Люба Султановна находится в постоянном творческом поиске. В свободное от театральной работы время она, к примеру, расписывает подносы, подобно тем, что ещё в начале 18-го века выковывали уральские мастера. В её руках грубый металл превращается в нежнейшее произведение искусства, с неповторимыми расписными сюжетами, мотивы которых она черпает из родной природы.

Среди уникальных работ, признанных широкой общественностью, хочется отметить панно-коврики на мешковине с национальными орнаментами. Люба является единственным автором и исполнителем национального коврика в таком вот своеобразном техническом исполнении.

— Вообще, мешковина — это удивительный материал: с одной стороны — простой и невзрачный, а с другой, стоит к нему приложить фантазию и немного усилий, он становится неповторимым, — говорит Люба Мальсагова. — Изначально я их делала просто так, для души. И вот как-то Зелимхан Эсмурзиев, будучи председателем Союза художников, предложил мне участвовать в выставке «Прикладное искусство ингушского народа». Я показала свои работы. Понравились. Договорились подготовить их к выставке. К моей радости, работы были высоко оценены всеми присутствующими. Я потом дарила их многим своим знакомым, родственникам, гостям театра.

Но как это часто бывает у творческих людей, авторство она нигде не отмечала. Надеемся, что за неё это сделают счастливые обладатели этих уникальных произведений искусства. Сегодня посетителей и гостей Ингушского государственного драматического театра имени Базоркина радуют её работы, представленные на стендах театра. Её панно не раз представлялись на различных региональных и российских выставках изобразительного искусства, удивляя всех своей оригинальностью и насыщенностью национального колорита.

— Но панно — это моё хобби. А театр — душа, — говорит Люба Мальсагова. — Первая декорация была подготовлена к спектаклю «Ханума» по пьесе Цагарели, комедия, написанная грузинским драматургом более ста лет назад. Она неоднократно воплощалась на сцене нашего театра. Это была работа самой впечатляющей и незабываемой, как в самом её исполнении, так и в ощущениях. Можно сказать, что эта работа стала входным билетом для нас с Тарханом в мир театрального искусства. Представьте себе мои ощущения, когда я впервые увидела макет, а это грузинские мотивы, грузинский коллаж, сюжеты из грузинского быта, и мне говорят, что это надо перенести на большой макет. Тархана тогда ещё не было в театре, он чуть позже пришёл. Если бы не Нанель Дворяк, опытный работник театра, мастер высокого класса, специалист-технолог, которая дала нам мощный толчок, оказала профессиональную поддержку, рассказала технологию, как наносить краски, как их разводить, не знаю даже, как бы мы справились с этим. Она привязала к палочке кисть и говорит мне: «Перенеси рисунок». Сказать, что боюсь и не решаюсь, не могла, гордость не позволяла. Пересилила себя и начала. Там и Тархан подоспел. А работа оказалось такой интересной, такой захватывающей! Этот спектакль играли на сцене нашего театра очень долго. Я все время удивлялась, как это мы тогда справились с таким заданием! Потом пошло-поехало.

За время работы в театре супруги-художники проявили себя как очень профессиональные и трудолюбивые работники, обеспечивая художественный уровень оформления всех спектаклей, разных видов сценических представлений, интерьера театра, рекламы и выставок, отражающих творческие достижения театра. Кроме того, они, будучи членами Союза художников Ингушетии, принимали активное участие в различных выставках регионального музея изобразительных искусств.

Декорация художников-постановщиков к драме «Падение Жанхота» С. Чахкиева на V Международном фестивале «Сцена без границ», который проходил в 2011 году во Владикавказе, была удостоена диплома в номинации «Лучшая сценография». А огромное полотно — «задник» размером шестнадцать на шесть метров, изготовленное мастерами для спектакля Руслана Хакишева «Когда гибнут сыновья» — башни на фоне величественного горного пейзажа, использовалось на всех мероприятиях республиканского значения. Его потом режиссер Хакишев подарил, будучи на гастролях в Германии, нашей диаспоре.

В молодой республике в те годы действительно не было специалистов. Практически, художники-оформители Ингушского драмтеатра выполняли все работы республиканского масштаба по оформлению мероприятий различного уровня. Огромные баннеры, эскизы, всевозможные рекламы, «задники» в телевизионной студии — все они прошли через их руки. К тому же за это платили, что поддерживало не только материальное благополучие художников, но и сам театр.

Но времена изменились. Последнее масштабное оформление художников прошло на 15-летие республики. Потом крупные полотна, баннеры стали заказывать в рекламных компаниях.

Но всё же ничто не заменит живое творчество, то, что сделано руками, где чувствуется душа и откуда исходит особая энергетика, считают мастера. Такого мнения придерживается и худрук театра Иса Чахкиев, который очень ценит своих художников, и многие специалисты, знающие толк в этом деле.