Театральная жизнь

Выпускники Тбилисского театрального института имени Шота Руставели

В 1984 году Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Ханпаши Нурадилова пополнился выпускниками Тбилисской театральной школы, привнеся особый шарм в национальное культурное искусство.

Тбилисский театральный институт имени Шота Руставели (ТГИТиК) славился как один из лучших театральных вузов в бывшем Союзе. Да и сама Грузия считалась театральной Меккой для всего Кавказа и страны в целом. В одном только Тбилиси было одиннадцать театров, до пятидесяти кинотеатров и киноустановок, шестнадцать музеев и многочисленные культурно-просветительные учреждения. Для России институт дал плеяду великих театральных деятелей, среди которых Владимир Немирович-Данченко, Котэ Марджанишвили, Георгий Товстоногов, Евгений Вахтангов и другие.

Надо отметить особый мир грузинской театральной культуры, в которой училась ингушская студия. Здесь переплелись древнее зрелищное искусство грузин и лучшие театральные традиции русской и европейской школ.

«Педагоги, руководство института встретили нас очень тепло и добродушно, — вспоминает выпускница института Пятимат Хамхоева. — Такие же теплые воспоминания остались у нас и от времени пребывания в самой Грузии, дружелюбной, добродушной и открытой. Педагоги у нас были сильные, большинства из них уже нет в живых, но они оставили нам богатое творческое наследие, в какой бы области сегодня нам ни приходилось работать».

С теплотой вспоминают выпускники своего руководителя, который был к тому же деканом факультета, известного режиссёра Рэма Давыдовича Шаптошвили, человека глубоко профессионального, внимательного к проблемам своих подопечных, к тому же требовательного и дисциплинированного. Замечательными педагогами были и Константин Спиридонович Бакрадзе, Гурам Георгиевич Черкезишвили. Строгой, но удивительно мягкой запомнилась педагог по сценической речи Эсфирь Борисовна Шерман. Яркой, энергичной, прямой в выражениях и неповторимой осталась в памяти педагог по танцам Натэлла Ивановна Колбатова и многие другие. Именно эта школа сформировала театральные идеалы в выпускниках ингушской студии. В Чечено-Ингушский государственный драматический театр они пришли в 1984 году.

Дипломными спектаклями тбилисской студии были «Ханума», один из самых любимых публикой спектакль по водевилю грузинского драматурга А. Цагарели, и «Иду в путь мой» А. Проханова и Л. Герчикова.

Премьера спектакля выпускников-«тбилисцев» «Ханума» в постановке режиссёра Мурада Галаева стала настоящим праздником для театра. Комедия «Ханума» требовала от актеров не только таланта, пластики, хорошей игры, но и умение хорошо ориентироваться в специфике народной грузинской жизни. Замечательно играли свои роли Хади Цороева (Ханума) и Фатима Албакова (Кабато). Страстно и убедительно играл роль Акопа Руслан Зангиев. Он же был переводчиком текста с грузинского на ингушский язык. Спектакль был принят зрителями очень тепло. Главный режиссёр Чечено-Ингушского театра Руслан Хакишев после просмотра спектакля сразу же задействовал выпускников грузинской театральной школы в других постановках.

Другой спектакль «тбилисцев» «Иду в путь мой» режиссёра Р. Хакишева вызвал к себе внимание не только великолепной игрой актёров, но и актуальностью сюжета. Здесь была поднята серьёзная политическая тема. Режиссёр попытался соединить на сцене драматический материал с жизнью, с современностью, в нем переплелись нужды и чаяния подрастающего поколения, их протест на социальные и политические проблемы времени. Для выпускников грузинской театральной школы постановка спектакля «Иду в путь мой» стала своего рода символическим началом их творческой судьбы. Надо отметить, что тбилисская школа привнесла в ингушский театр особое отношение к национальному культурному наследию, богатству ингушского языка, фольклору, к бесценному ресурсу народной драмы.

Из выпускников грузинской школы в театре в разные годы работали Фатима Албакова, которая в 1999 году защитила диссертацию на тему «Вайнахский театр от истоков к профессионализму».

«Национальная театральная школа не может развиваться без знаний прошлого театра, — пишет она. — Театроведение, занимаясь одним из важнейших вопросов искусства, не может состояться без учёта исторического опыта национального театра, его истоков».

Сегодня Фатима — профессор Московского государственного университета, доктор философских наук, член Высшего совета Российского конгресса народов Кавказа, член Общественной палаты РФ.

В Чечено-Ингушском государственном драматическом театре успели поработать в разное время Юнус Вышегуров, Люба Гантемирова, Иса Гулиев, Микаил Даурбеков, Пятимат Хамхоева, Тимур Хамхоев, Хяди Цороева, Беслан Халухаев. Актёром столичного цирка стал Абукар Богатырёв. Видным предпринимателем и общественным деятелем Грузии, а также активным меценатом и спонсором различных культурных проектов с участием ингушских деятелей стал Гелани Халухаев.

Сегодня на сцене Ингушского государственного драматического театра продолжают работать народные артисты Ингушетии Мурад Галаев, Руслан Зангиев и Махмуд Нальгиев. Остальные нашли применение своим знаниям и талантам в других областях культуры, экономики и просвещения на благо развития ингушского народа.