Грани возвышенного

Зелимхану Джаниеву, одному из первых профессиональных кинорежиссеров Ингушетии, поэту и композитору сегодня исполняется 80 лет

Родился Зелимхан Ахметович в городе Владикавказе 29 октября 1938 года. В шестилетнем возрасте он оказался вместе со своим народом в далёких степях Казахстана, депортированного по воле тирана Сталина. Как сегодня помнит Зелимхан Ахметович эту трагическую дату в жизни ингушского народа, события февральского утра, и последующие за ним тяжёлые и бесконечно серые дни... Всё это нашло отражение в художественно-документальной повести Зелимхана Джаниева «Память не прощает».

Народ не сломился и с твердой верой в завтрашний день вернулся к жизни. Маленький Зелимхан мужал и рос в небольшом казахстанском городке Макинке, где люди разных национальностей, депортированные и местные жили одной большой семьёй, деля меж собой и горести, и радости. Здесь начался и творческий путь будущего кинематографиста, поэта, писателя и композитора.

Ещё до высылки, в детском саду в селении Октябрьское (ингушское селение Шолхи), откуда он родом, Зелимхан играл на балалайке и подпевал звонким голосом: «Синее море, красный пароход...», революционная песня, которую он помнит и напевает сегодня, всё с таким же детским азартом. Этому искусству его обучила тётя — Фатима Базоркина, заведующая садиком. Его желание петь и склонность играть на музыкальных инструментах заметили и школьные педагоги. Вскоре он стал солистом детского ансамбля под руководством такого же спецпереселенца, как и он, немца Йогана Фишера. Затем пошли участия и победы в фестивалях и конкурсах городского, межрайонного и республиканского значения.

Накопленный творческий опыт не оставил сомнения в выборе его будущей профессии. По окончании средней школы он поступает в Днепропетровское театральное училище.

Говорят, в жизни случайного ничего не бывает. Это изречение можно смело отнести и к судьбе Зелимхана Ахметовича.

В Макинке по соседству с ними жила украинская семья, тоже ссыльная. Общее горе, общая тоска по родине, хотя у каждой семьи она была своя, сплотили их. Жили они душа в душу, пока украинцы не вернулись в Днепропетровск. Расставание, конечно же, было тяжёлым, но связь между ставшими уже близкими и родными людьми, не была потеряна. После окончания школы Зелимхан едет в гости к своим друзьям.

Недельку погостив, он собрался было обратно в дорогу, но перед самым отъездом услышал о Днепропетровском театральном училище. Условие, что надо выучить украинский язык, потому что преподавание здесь шло на этом языке, его не испугали. На первом же туре талант молодого абитуриента был замечен и отмечен членами комиссии, что избавило его от прохождения последующих туров.

Время пролетело быстро. Своё профессиональное мастерство выпускник-отличник продемонстрировал двумя дипломными спектаклями: «Лес» Островского и произведение Карпенко-Карого.

В 1961 году дипломированного актёра театра и кино призывают на службу в ряды Советской армии. Он попадает в город Чернигов в полк связи. Но вскоре его переводят в особый отдел, где он руководит драматическим коллективом из 48 человек в гарнизонном Доме офицеров. За годы службы он поставил 28 спектаклей! Это был настоящий успех. Областные и республиканские газеты пестрели материалами о новых постановках драматического коллектива под руководством Зелимхана Джаниева. По окончании срока службы, он, по настоянию руководства части, продолжил свою работу, совмещая её с видеосъемками на базе местного Дома пионеров. Так он реализовывал свою давнишную мечту стать кинорежиссером. За несколько месяцев он подготовил короткометражный фильм — комедию «Прыг-Скок», ставшую участницей Всеукраинского конкурса. В газетах появились лестные статьи о зарождающемся молодом таланте. Последующие работы принесли Зелимхану Ахметовичу новые победы и одновременно поставили перед ним новую планку — стать профессиональным кинорежиссёром.

Следующая ступень его профессионального роста — Ленинградский институт театра, музыки и кино, факультет широкого профиля режиссуры, кино и телевидения.

А тем временем, наступили события 1973 года, когда ингуши вышли на главную площадь Грозного с требованиями вернуть им отторгнутый Пригородный район. Они прошлись тяжёлым бременем по судьбе Зелихана Джаниева, в то время работавшего телеоператором на северо-осетинском телевидении, как и по всем мыслящим, передовым представителям ингушской интеллигенции, которые подверглись разного рода репрессиям. Зелимхан был исключён из партии. А это в те годы был сильный удар по карьере. Теперь его могли исключить из института, несмотря на то, что он был на последнем курсе. Однако преподаватели сумели загладить «вину» и сохранить студента, подающего большие надежды. В 1973 году Зелимхан приступает к преддипломной работе.

Этот проект был очень важен для него. Надо было не только оправдать надежды педагогов, но и передать в нём свою боль, своё гнетущее состояние по проблеме несправедливости, проявляемой властью к ингушскому народу. Ему удалось в 25-минутном художественном фильме «Следы» передать и трагизм, и героизм, и величие человеческой души. Что и нужно было молодому борцу за правое дело.

Речь в сюжете шла о ветеране войны. В буднях супруга из-за того, что он наследил по только что помытому полу, позволила себе нагрубить и накричать на мужа. Но тут, случайно на выпавшей из альбома военной фотографии, она увидела мужа среди однополчан, погибших в бою. «Боже мой, следы, — говорит она дрожащим голосом, — ведь не будет следов, не будет и его. А ведь многие ждут этих следов!»

Фильм прошёл с огромным успехом, его потом 15 раз выставляли в эфире северо-осетинского телевидения. К сожалению, он не сохранился в архиве и не дошёл до сегодняшнего зрителя, как и многие его другие фильмы.

Вслед за этой работой был уже дипломный проект — документальная кинолента «С первыми лучами солнца...». Она родилась случайно, впрочем...

Устав от раздумий, не находя нужную идею, Зелимхан вышел прогуляться в сквер в центре Орджоникидзе. Сидя на лавочке, он заметил русского дворника с орденами и медалями, который просто наводил чистоту, продолжал жить и бороться. «Вот она, идея картины, — подумал он, — человек остается человеком, где бы он ни был. Он боец и на полях сражений, и в быту, дарящий чистоту и знающий цену жизни».

Эта дипломная работа была удостоена высшей отметки за идею, и высшей отметки за мастерство. В обоих фильмах он постарался сказать о чистоте помыслов, и высоте человеческой души.

Будучи уже профессиональным кинорежиссером, Зелимхан снимал картины о счастливой советской жизни, о горбачевской перестройке, о последующих трагических страницах постсоветского пространства, но не подозревал, что скоро будет делать видеосъемки о трагических последствиях осени 1992 года, лишившие его в одночасье родного дома, места работы, друзей и коллег. Ему самому пришлось испытать тяжёлый моральный и физический надлом, будучи в заложниках в Майрамадаге, где он подорвал здоровье, и откуда его чудом спасли друзья. Это был третий удар по судьбе Зелимхана Джаниева.

Но он продолжал бороться, отвоёвывая право на достойную жизнь. Открытие телевидения Ингушетии — один из самых ярких моментов в воспоминаниях первого телеоператора Зелимхана Джаниева. Говорить о киноиндустрии, где все создавалось на голом месте, конечно же, не приходилось. Работа шла по созданию серии документальных фильмов: «Возрождение», «Храм науки», «Становление», «Запах земли», «Рожденный стать героем» о герое России Мурате Оздоеве и т. д. Но реализовать режиссерские задумки по созданию художественных фильмов режиссёру не удалось. В 2001 году он прекратил заниматься кинорежиссурой, оставив в памяти людей 24 фильма документального жанра, многие из которых, к сожалению, по халатности чиновников были просто утеряны.

Нетлеющий огонь разлуки с любимым делом погасила музыка и поэтическое творчество. Сегодня в коллекции поэта и композитора более сорока произведений. Музыка наложена в основном на его собственные стихи.

Песни «Ингушетия», «Лесная прогулка», «Листопад» впервые исполнил на фестивале в с. п. Нестеровское руководитель владикавказской филармонии, заслуженный деятель культуры Республики Ингушетия Азамат Макоев. Потом были и другие песни. «Мой город Магас», «Малгобек», «Земля моя», которые великолепно воплотил в жизнь народный артист Республики Ингушетия, член союза композиторов России Тимур Дзейтов.

«Я на его стихи и музыку делал много аранжировок, — говорит Тимур Дзейтов. — Очень талантливый человек, удивительно добрый, удивительно энергичный. Человек с большой буквы. Несмотря на возрастной барьер, мы с ним друзья, и часто проводим время за чашкой чая. Признаюсь вам, что его неугасающего творческого заряда хватит на долгие годы».

Самое любимое произведение Зелимхана — эта песня на стихи Якуба Патиева, посвящённая великому писателю Идрису Базоркину.

«Я знаю Зелимхана давно, ещё с того времени, когда он работал на северо-осетинском телевидении, — говорит поэт, писатель, главный редактор газеты «Сердало» Якуб Патиев. — Могу сказать о нём много положительного, как о профессиональном, талантливом кинорежиссёре. Но прежде всего, он настоящий человек, мужественный, неподкупный и глубоко порядочный, истинный патриот своего народа. Знаю, что он безгранично предан своему любимому делу, кинематографии. Сегодня, как мы видим, его возможности гораздо шире и многограннее. Он оказался на редкость талантливым поэтом и композитором».

«Я прожил сложную жизнь, но интересную, — говорит о себе, сам Зелимхан Джаниев. — Никогда ни на кого не нападал, только защищался. Никогда никого ни в чём не обвинял. Но, ни перед кем и не прогибался. Чистым идти по жизни и до конца оставаться таковым, очень нелегко, но я стремился к этому. Самое главное, сегодня мне вслед никто не скажет, что Зелимхан подлый или на него нельзя положиться. Как бы меня не била судьба, я поднимался и прямо шёл навстречу трудностям. Сегодня жизнь моя определяется двумя китами, на которых держится смысл моей творческой души — это музыка и поэзия».

Рядом с творческой личностью, должны быть родные и близкие люди, которые всегда поймут и всегда поддержат. Ведь при всей кажущейся силе и неподатливости на разного рода нападки, от чего не защищена эта категория людей, они очень ранимы.

Супруга кинорежиссёра, поэта и композитора Хава Джаниева и его дочь Фатима Джаниева в этом плане настоящие друзья, которые подставят в любой ситуации своё надёжное плечо.

Хава Джаниева, преподаватель немецкого языка, удивительно чувственный, отзывчивый и добрый человек. Она же первый слушатель его песенных произведений, и первый зритель его документальных фильмов.

— Он всё светлое в нашей жизни, — говорит Хава, — просто человек добрейшей души. Это его главное качество. А доброта, как знаете, спасёт мир, спасёт народ. Ведь не так много времени отвела человеку жизнь. Надо просто беречь друг друга. И всё.

Другое его качество — упорство, в хорошем смысле этого слова. Душевным переживанием творческого человека нужен какой-то выход. Поэзия и песни стали его спасением в постоянном творческом поиске. Хотя он пишет ещё и повести. Верно, говорят, что талантливый человек, талантлив во всём. Из-под его пера вышли такие произведения, как «Память не прощает», «На изломе судьбы», «Кровник», «Ингуши» (поэма). Он продолжает работать и над другими проектами. И каждое свое произведение оттачивает как алмаз.

Я же стараюсь поддерживать его, собираю по страничке весь черновой процесс рождения новой песни, новой музыки. Он всё ещё пишет по-старинке, на листе бумаги.

— Творческий процесс у всех талантливых людей проходит, практически одинаково, — говорит Фатима, — я всегда помню отца за работой. Он по многу раз исправляет своё сочинение, по многу раз просит меня его перепечатать. Затем накладывает музыку, проигрывает, исправляет и так до бесконечности, пока не доведёт до совершенства. Очень преданный своему делу, такого же отношения требует от остальных, с кем ему приходится работать.

А в жизни, и в быту папа — наша крепость, надежная и сильная духом. Хотя и говорят, что творческие люди ранимы. Да, это про отца, и не про отца. В том деле, которому он себя посвятил, человек должен быть борцом. А он творец и борец в одном лице за достойную жизнь.

Зелимхан Джаниев награждён Почетными грамотами Главы Республики Ингушетия и Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию за большой вклад в развитие отечественного кино и телевидения. Но, всё же, самая его высокая награда — это признание народа, это исполнение его песен, это признание многогранности его таланта.

Коллектив редакции газеты «Ингушетия» поздравляет Зелимхана Джаниева с юбилеем и желает ему здоровья, новых песен и радостных побед.