Как, наверное, многие заметили, в последние годы в нашей республике обрело популярность возрождение войлочного орнаментального ковроделия.
По словам ведущих мастеров прикладного искусства, такое отношение к древней культуре ингушей, безусловно, является позитивным моментом в истории ковроделия, потому как если настоящие мастерицы не будут передавать свое умение будущим поколениям, этот культовый вид шерстяного зодчества может просто исчезнуть.
Газета «Ингушетия» пристально следит за культурными мероприятиями, направленными на популяризацию ковроделия, как одного из старинных видов искусства на Кавказе, и как нам стало известно, в прошедшие выходные в детском лагере «Эрзи» состоялась встреча детей с настоящими мастерами и рукодельницами нашего времени.
Вызвав неподдельный интерес у детей, со вкусом и правильной расстановкой провели свой очередной мастер-класс известные не только в нашей республике, но и далеко за её пределами ингушские мастерицы Зейнеп Дзарахова и Райшет Ахильгова. По окончании встречи, доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова согласилась дать нам небольшое интервью.
— Зейнеп Магомет-Тагировна, мы знаем вас как этнографа и теоретика, знакомы с вашими трудами по обрядовой культуре народа. А когда у вас родилась идея возрождения войлочного орнаментального ковроделия?
— Вы, наверное, сами обратили внимание на то, что интерес к искусству орнамента и войлочного ковроделия — это все тот же интерес к этнокультуре народа, в котором прикладное искусство занимает важное место. К тому же войлочным ковроделием занималась моя бабушка, Шутурова Эсет, у которой долго хранились старинные лекала.
Помимо этого, к теме искусства я часто возвращалась в рамках своей научной работы. К примеру, после защиты докторской диссертации, для работы над этнографией ингушского искусства, мной была определена тема «Орнамент, как этнографический источник», а также был написан план исследовательской работы для диссертации аспирантке Т. Дзауровой, которая неохотно, но всё же приняла это предложение. Кстати, тогда же я предложила ей и саму идею гранта по этой теме. В принципе, это и стало началом активной работы в этом направлении.
— В различных печатных изданиях нашей республики мы периодически знакомимся с вашими материалами об орнаменте «Альбом «Г1алг1ай г1арчож. 1924». История происхождения»; «Ингушский национальный орнамент» и др. А когда вы сами стали изготавливать войлочные ковры?
— Рукоделием я занималась всегда. Вышивала, вязала и даже пробовала писать картины маслом. Однако все время возвращалась к войлочным орнаментам. Об основном процессе изготовления войлока я знала с детства, потому что у нас в роду многие этим занимались. Но я собирала ещё и дополнительную информацию касательно этого вида искусства, потому что мне безумно было интересно знать всё.
Сначала я вышивала орнаменты, а потом уже стала изготавливать войлочные орнаментальные ковры. Но для тщательной подготовки к этому делу я ездила к своим коллегам по ремеслу в Кабардино-Балкарию, Абхазию, Дагестан, знакомилась с разновидностями валяния войлока, принцип которых во многом перекликается с нашим, ингушским.
Должна отметить, что знакомство и дружба с Райшет Ахильговой, которая изготавливает ковры по древним орнаментам из альбома «Г1алг1ай г1арчож», дала мне дополнительный импульс и стимул.
Постепенно я стала делать войлочные ковры. Это меня увлекло настолько, что могла вышивать сутками. Благо искусство шитья, как мастеру по пошиву, мне было знакомо с юности. Изготовленные мною войлоки тут же входили в культурную программу от Министерства культуры Республики Ингушетия.
Так, в рамках фестиваля «Мир Кавказа», который проходил в прошлом году в Грозном, мои авторские работы использовались в обрядовых играх, фольклорных и хореографических постановках. А изготовив коврики светлых, праздничных тонов, поняла, что это нравится людям, и предложила использовать их для свадебных церемоний. Причем название своим работам я даю исходя из чисто символических побуждений, и все они прямо или косвенно касаются нашей отчизны «Даькъасте».
Таким образом можно утверждать, что идеи возрождения войлочного рукоделия зрели у меня давно и вполне осознанно.
— Как была принята обществом ваша идея о возрождении войлочного орнаментального искусства, и кто вас поддерживает в этих начинаниях?
— Впервые с мыслями о возрождении этого древнего вида искусства и результатами апробации войлочных ковров в культурной жизни республики я поделилась с директором Республиканского дома народного творчества Ингушетии Бесланом Газдиевым, который принял и поддержал мою идею, высоко оценив актуальность старинного ковроделия у ингушей.
Летом прошлого года совместно с Бесланом Газдиевым и методистами Дома творчества Марем Котиевой и Асей Абдурзаковой мы провели пресс-конференцию, на которую были приглашены все директора домов культуры республики. На этой встрече вместе с Райшет Ахильговой мы провели лекцию и мастер-класс по войлочному орнаментальному искусству. Это вызвало большой интерес у руководителей учреждений культуры, и в этот же день было принято решение, что такие кружки будут функционировать повсеместно.
Пользуясь случаем, я хотела бы выразить особую благодарность директору государственного ансамбля народного танца «Ингушетия» Баширу Досхоеву, который безвозмездно выделил для нас большое помещение в здании ансамбля и пожелал творческих успехов в таком важном начинании, как возрождение войлочного орнаментального ковроделия ингушей!
— А можно узнать, какую работу проводит Министерство культуры Ингушетии и другие ведомства для популяризации этого вида искусства?
— Прежде всего надо отметить, что работа по обучению и популяризации ковроделия началась необычайно быстро. В частности, министр культуры Микаэл Базоркин, всецело поддерживая нашу инициативную группу, помог организовать участие наших мастеров в международных фестивалях «Горцы» и «Мастеровая», которые проходили недавно в дагестанских городах Махачкале и Дербенте. Там же было достигнуто соглашение о перспективах развития этого ремесла между всеми участниками фестиваля.
Также в прошлом году мы с Райшет Ахильговой стали участницами коллективного президентского гранта «К будущей профессии». Встречи с молодежью у нас проходили во всех городах и районах нашей республики, а также мы встречались в детских лагерях «Армхи» и «Эрзи», где присутствовало много приглашенных ценителей искусства из других республик.
Необходимо отметить, что с особым интересом молодежь относится к секретам оформления ковров, т. е. орнаментам. И взрослые, и дети всегда задают вопросы, которые их интересуют, а мы не на словах, а на деле обучаем и пропагандируем это ремесло. Согласитесь, для того чтобы иметь результат, надо знать, о чем идет речь. Можно на словах говорить о процессе организации обучения этого ремесла с привлечением профильных специалистов. Но это только слова. Специалистов — единицы, а практиков по валянию войлока просто нет. Это слишком трудоемкий процесс. Надо знать это дело изнутри, владеть этим ремеслом, а потом уже заявлять о своих возможностях.
Ещё раз повторюсь, руководитель Республиканского дома народного творчества Беслан Газдиев с полным знанием дела поддерживает идею популяризации ковроделия, и мы ему за это благодарны от души.
Лично для меня возрождение искусства войлочного ковроделия — отдушина. Переключаясь с одной работы на другую, я получаю дополнительный импульс и радость от соприкосновения к древней ингушской историей.
— Какие задачи стоят перед вами сегодня?
— Мы планируем приобрести оборудование, которое поможет нам облегчить труд чесания и валяния войлока. Уже были предложения со стороны спонсоров по этому вопросу, и думаем, что результаты не заставят себя долго ждать. Благо, шерсть нам обещали завозить друзья и родные. Мир не без добрых людей, хотя имеются и завистники, но наши многочисленные друзья, ученые помогают нам применять в окраске естественные, природные красители. Это довольно сложно, но возможно.
Напоминаю, что кружковой работой я занимаюсь в Доме народного творчества в Назрани вечерами с 6 часов. Для меня такой ритм работы — это и отдых, и вдохновение одновременно!
— Какими результатами вы можете порадовать жителей Ингушетии?
— Результаты нашего творческого рвения уже видны сегодня. Мы стали лауреатами международных форумов «Будущее за дружбой народов», «Горцы», «Мастеровая», «Народные промыслы Дагестана» и др.
Ковры нашей мастерицы Райшет Ахильговой известны всем ценителям прикладного искусства и имеются в коллекциях любителей в стране и мире. Мои же авторские работы, вошедшие в Альманах фестиваля "Горцы", имеются в частных коллекциях наших соотечественников и во многих семьях в Республике Казахстан.
За 2018 год под моим руководством подготовлены две ученицы, которые уже в начале нового учебного года сами будут вести кружки войлочного орнаментального ковроделия в школах республики.
Наша работа по популяризации войлочного орнаментального ковроделия освещалась НТРК и ГТРК «Ингушетия», о наших проектах на российском телеканале НТК прошла передача «Войлочное чудо», сюжет о войлоках в обрядах народа также был показан по российскому телеканалу.
Основные итоги, полученные за это короткое время, будут подведены в рамках круглого стола «Возрождение орнаментального войлочного ковроделия», который пройдет в сентябре 2019 года в Республиканском доме народного творчества, куда мы приглашаем всех заинтересованных лиц.