В Ингушском краеведческом музее проходит выставка «Зооморфные фигурки»

В Ингушском государственном музее краеведения имени Тугана Мальсагова проходит выставка «Зооморфные фигурки», сообщила пресс-служба учреждения.

На выставке представлены зооморфные фигурки — зеркала, фигурки в виде птицы, топор, лев, головы орла и т. д.

«Зооморфное искусство — это яркий феномен, который отражает многие аспекты жизни населения Северного Кавказа. Наиболее ярко звериный стиль в изобразительной пластике народов Центрального Кавказа проявляется в период так называемой кобанской культуры. Культы домашних и диких животных отображались на бронзовых изделиях начиная с XII-XI вв. до н. э., на железных — с VII-IV вв. до н. э. Отражая эволюцию верований и занятий кобанцев, археологические находки позволяют восстановить картину их жизни», — рассказала газете «Ингушетия» научный сотрудник по археологии Роза Гойгова.

По ее словам, в сельском поселении Джейрах обнаружены скульптурные изображения в виде статуэток и голов быка, оленя, барана, козла, коня, собаки, волка, птицы, рыбы, некоторые из них имеют петли для привешивания.

«Изображения барана, козла, оленя, волка, медведя, змеи, птиц, мифических животных можно встретить в виде литых бронзовых амулетов, на изящных ювелирных изделиях, покрытых тонкой узорной резьбой и рельефными фигурами животных и людей, на камнях, выполненные в виде линейного контура или рельефной резьбы, узорчатых войлоках, в вышивке, керамике и т. д.», — пояснила Гойгова.

Она отметила, что в среде священного зоомира ингушей особое место занимают орел, удод, голубь, ласточка. Ласточка служит символом чистоты и благодати, обладая магическими свойствами, она может оживлять. Голубь — священная птица у ингушей, он напоил умирающего Сеска Солсу, который выпил расплавленной меди.

Еще один тип мифических птиц нашел свое отражение в бронзовой пластике — подвески в виде «рогатых птичек», или так называемых «птичек — барашек», которые, по мнению Е. И. Крупнова, относятся к первому тысячелетию до новой эры.

Выставка отразила развитие образа зверя и человека в предметах и объектах материальной культуры на протяжении не одного тысячелетия.