В мемориальном комплексе Ингушетии проходит выставка, посвященная художнику Хаджи-Бекиру Ахриеву

В Мемориальном комплексе жертвам репрессий Ингушетии в постоянной экспозиции «Репрессии первой половины ХХ века» представлена выставка, посвященная первому профессиональному художнику, скульптору Хаджи-Бекиру Бачиевичу Ахриеву, сообщила пресс-служба учреждения.

Здесь представлены документальные материалы, фотографии и статьи из газет, отображающие творческий и жизненный путь художника, 126-летие которого отмечается 5 апреля.

Родился художник в 1895 году в ингушском селении Фуртоуг. С 1904 по 1912 год Хаджи-Бекир Ахриев учился во Владикавказском 1-м реальном училище, затем уехал в Москву и поступил в Художественно-ремесленные учебные мастерские, состоящие под Августейшим покровительством Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

В 1916 году Хаджи-Бекир успешно окончил четырехлетний курс практических работ по скульптурному делу и курс специальных художественных предметов, после чего вернулся на родину. Много работал в области пластики: делал медальоны, кулоны, пуговицы, трости, шкатулки. Был также искусным резчиком.

Хаджи-Бекир Ахриев принял активное участие в борьбе с контрреволюцией. В период становления советской власти в Ингушетии по его инициативе создан первый ингушский краеведческий музей. С 1927 года активно участвует в археолого-этнографических экспедициях с известным археологом Л. П. Семёновым и кавказоведом Е. И. Крупновым.

Первое участие в художественной выставке состоялось в 1931 году. В экспозицию вошли произведения «Совнарком Горской республики в горах в 1919 году», «Колхоз в горах», «Женщины, идущие на покос», «Вид аула Знай», «Храм Тхаба-Ерды», «Изготовление ковра», «Лечение сумасшедшего», «Моление на Столовой горе» и др.

С 1932 года — директор Ингушского музея краеведения. Под его руководством музей стал ведущим центром, в котором сконцентрировалась основная научно-исследовательская деятельность Ингушетии. М. Д. Горожанский отмечал: «В целом нужно признать, что Ингушский краеведческий музей соответствует своему названию, является одним из наиболее здоровых областных музеев Кавказа на период 1933 года».

В 1934 году по доносу и ложному обвинению был арестован и как политический ссыльный сослан на строительство Беломорско-Балтийского канала. Большая часть его работ была сожжена при аресте, оставшееся уничтожено во время высылки ингушей в Казахстан и Среднюю Азию.

Умер в ссылке в 1940 году.