В ситуации с соглашением о границе между Ингушетией и Чечней референдум не требовался — Силаев

В ситуации с принятием документа об установлении границы между Ингушетией и Чечней вряд ли требовалось проведение в республиках общенародного референдума — он был бы необходим в ситуации с объединением двух субъектов, а в данном случае, когда речь идет о закреплении, по сути, сложившейся линии границы, референдум не актуален.

Такое мнение высказал старший научный сотрудник центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО (У) МИД России Николай Силаев, сообщает пресс-служба постпредства Ингушетии в Москве.

«Неужели любое изменение границ субъектов федерации требует референдума? Региональные референдумы, как правило, проводились, когда проходило объединение субъектов, когда один субъект ликвидируется. Это должно решаться на референдуме. В данном случае я не думаю, что есть такое требование. Очевидно, что с этим соглашением работали юристы, в том числе федеральные. Вряд ли, если бы возник вопрос референдума, это упустили бы», — сказал Силаев.

Отметим, что в силу правовой неграмотности люди путаются в терминологии — в законе речь идет об «изменении территории или границ», тогда как, по сути, подписанное соглашение ничего не меняет, а определяет границы между субъектами, не существовавшие ранее, говорится в релизе.

26 сентября Евкуров и Кадыров подписали в Магасе соглашение о закреплении административной границы между двумя регионами, которая не была четко установлена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 году. Главы обеих республик уже назвали соглашение историческим — документ ставит точку в распрях, длившихся более 25 лет, и будет не препятствовать, а, наоборот, способствовать экономической интеграции двух республик, укреплению дружбы и братства.

Казалось бы, вопрос решен, но противники документа все-таки нашлись. Часть населения Ингушетии подняла настоящую шумиху в социальных сетях, в том числе по поводу того, что решение о границе было принято без проведения общенародного референдума в республике.

При этом общественные активисты ссылались на статью 3 регионального Закона «О референдуме Республики Ингушетия», которая гласит о том, что «на референдум Республики Ингушетия обязательно выносятся вопросы об изменении статуса, наименования республики, ее разделения или объединения с другими субъектами Российской Федерации, изменения ее территории или границ в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Как ранее заявил Евкуров, согласно документу, Ингушетия и Чечня обменялись равными участками нежилых территорий площадью 1890 га для выравнивания административных границ. Документ был неоднозначно воспринят в республике — часть жителей высказала опасения, что Ингушетия отдает Чечне свои исторические земли. Глава республики в настоящее время проводит активную разъяснительную работу с населением, объясняя, что физической передачи территорий между республиками не будет.