На стыке времён

Ахмед Ведзижев — один из первых выпускников ингушской школы каменщиков-реставраторов.

Фото:
Т. Агиров

Ахмед Ведзижев может рассказать о камнях много, а точнее, то, что надо знать каменщику-реставратору и намного больше. Он один из первых 12 выпускников школы каменщиков-реставраторов «Наследие», открытие которой состоялось в октябре 2023 года в Джейрахском районе Ингушетии. В мае нынешнего года состоялся выпуск первых специалистов, сертифицированных мастеров каменщиков-реставраторов, которые сегодня участвуют в восстановлении средневековых башенных комплексов в горных селениях.

Ничего случайного в этой жизни с нами не происходит, в каждом действии есть своя закономерность. Эта истина не нова. Так случилось и в жизни нашего героя, когда он выиграл школьный конкурс на лучший рисунок. По рекомендации своих наставников пять лет учился в Назрановской художественной школе, беря уроки у заслуженных художников Ингушетии Мусы Мартазанова и Хож-Ахмеда Имагожева, оттачивая свои творческие наклонности не только к рисованию, но и к эстетическому восприятию окружающего мира.

Но это ещё не всё. Он с раннего детства проявлял интерес к учёбе, отдельно интересовался историей и литературой. Изучал, где по школьной программе, а где углублённо из разных источников, в том числе из книг, исторических фильмов, интернет ресурсов мировую историю, историю своей страны, и, конечно же, своего народа. Ахмед любил читать книги, среди которых была художественная и историческая, научная и познавательная литература, которая отчасти открывала перед ним тайны мироздания.

Ахмед Васамбекович Ведзижев родился и вырос в ингушском селении Плиево в многодетной семье. После окончания школы поступил на филологический факультет, несмотря на то, что изначально собирался на исторический. Но здесь Ахмед тоже видит некую закономерность, ибо филологическое направление расширило его возможности обогатить багаж своих знаний. Он освоил литературоведение, познал лингвистику, очень интересную науку, изучающую языки, её особенности, историю появления и развития. К тому же филологический факультет дал возможность изучить два иностранных языка — английский и французский, на них он может сегодня писать, читать и общаться.

Фото:
Т. Агиров

«Но, — говорит Ахмед, — я боюсь потерять эти способности, ибо мне не хватает общения, а язык — это живая материя, и она требует постоянного общения на нём». В этом пока, конечно же, есть проблема, но жизнь продолжается, и кто знает, что ещё впереди ожидает нашего героя, ведь ему сегодня только 30 лет.

А пока Ахмед успел окончить бакалавриат и магистратуру по ингушской литературе.

Познавая себя

Отправившись в свободное плавание, Ахмед Ведзижев начал пробовать себя в разных ипостасях, в том числе и в строительной отрасли, чтобы как-то справляться с финансовыми потребностями. А чтобы реализовать свои педагогические способности, он составил собственную программу по изучению ингушского языка, а точнее онлайн-программу для детей, которые вообще не владеют родным языком. Этот проект оказался очень востребованным, в основном ингушами, живущими за пределами республики, в том числе за рубежом, и желающими изучить свой родной язык.

— Я работал у Амира Измайлова, в Языковом центре в Магасе, — говорит Ахмед Васамбекович. — Много было желающих учить ингушский язык в режиме онлайн. Были люди разных возрастов, но в основном дети и молодые. Я даже не предполагал такую широкую аудиторию. Но у меня, после достижения цели, что часто со мной бывает, появилось жгучее желание познать и изучить ещё что-то новое, более интересное и увлекательное. И этим оказалось желание выучиться на каменщика-реставратора. Я это понял, когда услышал, что у нас открывается такая школа, и, не раздумывая, подал заявление.

Вот к чему мы, в сущности, и шли. Ведь реставратор-каменщик это не просто камнетёс, это, прежде всего, мыслящий, творческий человек, это художник, историк, этнограф и многое другое, а в нашем случае ещё и настоящий патриот, преданный своим корням, приверженный к своим традициям и своим истокам.

После собеседования, а отбор в школу был самый серьёзный, комиссия в лице компетентных лиц сразу же отметила, что Ахмед Ведзижев тот человек, из которого получится настоящий специалист.

— У меня было большое желание глубже изучить историю нашего народа, изучить архитектурную составляющую, узнать, как наши предки строили башни, изнутри исследовать и освоить это ремесло. Это была сильная мотивация. И потом, заслуживало доверие, что руководить школой будет известный реставратор Рамзан Султыгов. И в целом, сами камни тянули меня своим магическим существом, своими неизведанными тайнами.

Справка

Школа каменщиков-реставраторов «Наследие» была создана в октябре прошлого года на территории историко-архитектурного комплекса «Нижний Пуй». Она призвана выпускать таких специалистов, как: каменщик-реставратор, реставратор-чеканщик, реставратор-плотник, мастер по обработке различных видов камней разного направления, в том числе угловые камни, угловые-связующие, арки всех видов, которые встречаются в средневековой архитектуре и т. д. Курс обучения длится 3-4 месяца, после которого выпускники приступают к практической работе на разных строительных объектах башенной архитектуры. 

Проект удалось реализовать благодаря поддержке благотворительного фонда «САФМАР», основателем которого является крупный российский предприниматель Микаил Гуцериев, который планирует реализовать в горной Ингушетии долгосрочный проект по исследованию и реставрации более трёх тысяч памятников ингушской средневековой архитектуры. 

Генеральным директором школы стал Рамзан Султыгов — специалист по каменному зодчеству, четверть века принимавший участие в реставрационных работах на исторических каменных сооружениях в Европе: Испании, Португалии, Франции и Великобритании. В одном из своих интервью журналистам, Рамзан Султыгов сказал: «В работе каменщика-реставратора заложена целая философия. Прежде, чем приступить к реставрации ингушской башни, он должен знать ее происхождение, историю рода, строившего башню. Проникнуться ею и представить, в какие думы был погружен человек, который тесал эти камни. Несмотря на то, что это была коллективная работа, мастер был один, тот, который делал все расчеты и клал последний камень на вершину башни. Только представив все это, реставратор сможет вложить свою душу и дать вторую жизнь нашим родовым башням».

Школьные будни 

— Первые занятия начались уже в январе текущего года, — вспоминает Ахмед Ведзижев. — Мы, как первопроходцы, ученики и преподаватели, люди от 18 лет и старше принимали самое активное участие в строительстве школы. Рамзан Султыгов старался всё устроить так, чтобы мы чувствовали себя комфортно и уютно, чтобы школа будущих мастеров напоминала собою не просто классическое образовательное учреждение, а что-то общее между школой и домом. И так оно и получилось. Наше ремесленное образование раскинулось в башенном комплексе Нижний Пуй, расположенном за храмом Тхаба-Ерды, у места впадения в реку крупного притока Гулой-хи, почти на границе с Грузией. Здесь мы дружной семьёй стали осваивать наши хитрые науки. 

Занятия были увлекательные, познавательные. Чтобы вы понимали, мы не только учились реставрировать каменные строения, мы изучали историю народа, здесь укреплялось исконно ингушское мировоззрение, любовь к культуре, традициям и истории. Без этого никак. Это происходило само собой в процессе познания, в процессе общения. Здесь, как нигде лучше чувствовался и чувствуется дух нашего народа, лучше воспринимается мир, в котором жили и творили наши предки. Здесь на лоне природы становится яснее, откуда они брали вдохновение, и откуда этот неисчерпаемый талант строителей башен. И чем глубже мы это познаем и впитываем в себя, тем больше стараемся соответствовать тем принципам и категориям нравственности, которым они следовали. Это и «яхь» (соревнования в чести и благородстве), и «эздел» (ингушский этикет, правила и нормы нравственности), и исходящие отсюда традиции, в том числе и традиция уважения и почитания старших, которая включает в себя и проявление заботы и покровительства над младшими. И мы чувствуем здесь эту заботу, ровно, как и проявляем уважение к старшим. Вот такая у нас на редкость удивительная учебная база.

И сам образовательный процесс был многосторонним, интересным и увлекательным. У нас теория и практические занятия проходили и проходят параллельно, сюда входят и полевые работы. Мы изучали несколько дисциплин. Это, прежде всего наука по обработке камня, которая включает в себя теорию и практику. На теории реставрации Рамзан Султыгов знакомил нас с мировыми реставрационными школами, рассказывал о средневековых реставраторах, современных мастеровых. Мы узнали, что существует Венецианская хартия, это своего рода конституция реставраторов, свод правил и рекомендаций для реставраторов и каменщиков всего мира, которым мы должны следовать. Этот документ признан мировыми реставраторами в 1964 году и переведён на 29 языков мира. Хартия регулирует вопросы охраны памятников и достопримечательных мест. В ней сказано, что к реставрационным работам должны допускаться только специалисты, и реставрация никоим образом, ни в угоду кому-либо не должна фальсифицироваться, не должна основываться на гипотезах, которые могут быть ложными. И наша задача сохранять подлинное наследие предков. Рамзан Султыгов знакомил нас и с европейской культурой, в частности, с тонкостями замковой, дворцовой, храмовой архитектуры. Разумеется, и с нашей башенной архитектурой, с архитектурой раннего средневековья и т. д. 

В школе мы изучали правила Юнеско — это мировая организация под эгидой ООН по охране памятников, которая призвана защищать и сохранять выдающиеся культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества.

Фото:
Т. Агиров

Мы изучали и такие дисциплины, как этнография, археология, геология. Проходили и технику безопасности, получали навыки по оказанию первой медицинской помощи. К нам в школу приглашали интересных людей, узких специалистов. Например, была встреча с Исой Боковым, нашим земляком, преподавателем Сорбонского университета во Франции; встреча с Сафарбеком Султыговым, известным геологом, который живет и работает в Питере, который много лет отдал этой профессии, и ему было, что нам рассказать и какими знаниями поделиться.

Школа нам дала многое, но, прежде всего толчок к действию, заложила в нас основы к тому, чтобы мы уже в процессе деятельности лучше и глубже могли и хотели познавать и совершенствовать полученные знания и опыт. 

И ещё, важный очень момент, школа целенаправленно набирает представителей разных тейпов, чтобы у каждого рода был свой мастер-реставратор. 

Молодой реставратор и инструктор 

В настоящее время Ахмед Васамбекович принимает участие в реставрационных работах в Нижнем Пуе. В частности он восстанавливает жилую башню № 3, и, параллельно занимается педагогической деятельностью. 

— В Нижнем Пуе есть классическая боевая башня в шесть этажей, достигающая 30 метров в высоту с пирамидальной сланцевой кровлей, на которой сохранился замковый камень. Башня почти не пострадала. Не повреждены и машикули (балкончики без дна в верхнем дозорном ярусе). Мы же восстанавливаем сегодня жилую башню, наречённую «Башня № 3», — говорит Ахмед Ведзижев. — А так, занимаемся и консервацией памятников. Это тоже часть нашей работы, очищаем от мусора и защищаем от дальнейшего разрушения.

Ахмед — инструктор школы. Он сертифицированный мастер, каменщик-реставратор. 

— Но я далёк от профессионализма, мне ещё надо годами оттачивать своё мастерство. Я продолжаю учиться ежедневно и ежечасно, и передаю полученный опыт и знания новому потоку учеников, — говорит Ахмед Ведзижев. — Обучаю их вытачивать и обрабатывать камни для фасада.

О камнях и специфике своей работы Ахмед рассказывает очень увлекательно, интересно и подробно:

— Нужно каменщику иметь свой профессиональный взгляд на камень, — говорит Ахмед Васамбекович, — визуализировать в голове, каким он станет камнем после обработки, какое место он должен будет занять в кладке, он должен видеть перспективу — какой из него получится каменный блок. В ходе реставрации очень важно следовать единству стиля художника. На языке реставратора это звучит как «рисунок автора», который должен видеть, распознать и повторить мастер. Надо обязательно использовать в реставрации тот камень и ту кладку, которую использовал изначально автор восстанавливаемого объекта. Реставрация не должна фальсифицировать правду, поэтому замененные и недостающие фрагменты должны гармонично вписываться в объект. 

Основной строительный камень в нашей архитектуре — это доломитовый известняк, но есть и песчаники, красный и белый известняк, есть речной камень. Последний немного сложнее поддаётся обработке, но у нас довольно много построек из речного камня. 

Всё зависело от того, в какой местности находилось то или иное строение и какими материалами располагали строители. В данном комплексе, где базируется наша школа, в строении башен широко использовался речной камень.

Повторюсь, что надо соблюдать и тип кладки, из которого сделана постройка. Есть два типа кладки: полигональная и блочная кладка. Полигональная кладка сделана из притёсанных друг к другу многоугольных камней, состыкованных под произвольными углами. Это более древний вид кладки, он не требует тщательной подгонки каждого камня, а даёт возможность использовать свою естественную форму, обрабатывая лишь стыки. И блочная кладка, это когда у камня четыре грани. Тут камень обтачивается как блок. Есть сухая кладка, когда камень за счет законов физики сбалансированно опирается и лежит на четырёх точках, камень находит себе место и зачеканивается раствором, чтобы внутрь ничего не проникало: ни насекомые, ни влага. 

Работа каменщика-реставратора требует практики по овладению навыками работы со специальными инструментами, такими как: зубила, кирки маленькие и большие, молотки простые и заострённые, кувалды обычные и остроносые и т. д. То есть мастер должен получить техническое мастерство, уметь грамотно пользоваться и работать с инструментами. 

В общем, это объёмная и трудоёмкая наука, всего не расскажешь.

Но мне интересно то, чем я занимаюсь. И не только мне. У каждого из нас самые что ни на есть патриотичные цели — вклад в будущее. Каждый из нас не сомневается, что мы строим историю нашего народа. Каждый из нас уверен, что мы выполняем важную историческую миссию.

Я ловлю на себе оценочный взгляд...

— Прежде всего, я ловлю себя на том, что у меня появился взгляд профессионала на башенную архитектуру. Если раньше, я как обыватель, видел только эстетическую составляющую, восхищался строением, удивлялся мастерству строителей, то теперь замечаю в себе интерес профессионала. У меня возникают вопросы о том, что собой представляет та или иная башня, каменное строение, из какого камня оно сложено, какая здесь кладка, каков почерк, рисунок мастера, ну и тому подобное. То есть появился оценочный взгляд. 

Если мне раньше казалось, что все башни одинаковые, то теперь я вижу их разными. Каждая башня — это индивидуальность. Нет похожих башен, они как люди, вроде и одинаковые, но разные, и каждая интересна по-своему. Я говорю и о боевых, и о жилых башнях, и о склепах.

Стать мастером реставратором

— Конечно же, реставрация задача не простая, — говорит Ахмед Чедзижев. — Чтобы стать настоящим мастером, помимо желания и таланта, нужен характер, сила воли, выносливость, напористость, терпение. Ведь бывает и так, весь день точишь камень, и в конце дня теряешь всё, что сделал. Камень вдруг может расколоться или рассыпаться, и всё надо бывает начинать сначала. Вот тут отчаиваться нельзя, к этому надо быть готовым, иметь, как говорили наши старики «сабар» (терпение), «денал» (мужество). Должно быть и чувство преданности этой профессии, и не обязательно ярко выраженное, оно может быть и в мелочах. И, конечно же, здоровье, нездоровому человеку заниматься таким трудом сложновато. Поэтому, не все станут на путь каменщика-реставратора, но знания, полученные здесь, бесследно не исчезают.

В целом, реставратор, мы повторим мысль, которая у нас прозвучала ранее, это и историк, и исследователь, это плотник и архитектор, художник и мастер на все руки. Это человек, который чтит память предков, воссоздает и сохраняет шедевры наследия, стоит на стыке прошлого и настоящего, ради будущих поколений. «Учимся у предков, сохраняем для потомков», — звучит их посыл. Сказанное можно смело приложить к нашему герою, пожелать Ахмеду Ведзижеву и его коллегам успехов, удачи и больших свершений на пути к благородной цели.

PS: «Мы мотивированы тем, что стали одними из тех, кому посчастливилось принять участие в этой важной для нашего народа и потомков исторической миссии — восстановление башенной архитектуры ингушей», — говорит Ахмед Ведзижев.