Жить по-человечески

Ингушский педагог Лида Богатырёва: «Идти в ногу со временем, не переставать учиться»

Фото:
Л. Богатырёва

В нашем современном мире существует огромное количество разных профессий. Некоторые из них появились совсем недавно, а другие — очень много лет назад. Одной из самых старейших профессий является профессия учителя, труд которого заслуживает всех похвал. 

Учитель... Это слово входит в сознание каждого человека ещё в раннем возрасте и остается там на долгие годы. Данная профессия является одной из самых благородных, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном итоге, будущее своих воспитанников, формирует фундамент знаний и умений, основы их мировоззрения, работая на завтрашний день, воспитывая гражданина своей страны. 

Еще Лев Толстой отмечал, что хороший учитель — это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам. Именно таким профессионалом мне видится учитель истории и обществознания лицея города Назрани — Лида Солсаевна Богатырёва, о ней мой рассказ. 

Наша героиня родилась в городе Грозном, росла в добропорядочной семье, где почитались ингушские обычаи и традиции. С детства она впитала в себя мудрые наставления старших, их советы, которые ей пригодились, как она признаётся, в дальнейшем. 

Детство и отрочество Л. С. Богатырёвой

«Мои юные годы прошли в очень красивом и любимом мною городе Грозном, который был в те годы очень многонациональным, где все народности жили дружно, не было никаких разногласий, делили между собой хлеб-соль. А ключ от запертой двери дома клали под коврик, прямо у входа двери, такое было доверие друг к другу, — рассказывает она о том периоде из своего детства. — Мать наша была самой настоящей хранительницей домашнего очага, занималась нашим воспитанием. Отец по профессии был строителем, принимал активное участие в возведении самых важных объектов в республике. Одними из его последних объектов в прежнем городе были дома, которые в народе назывались «Богатырь», они находились тогда на улице Ленина. Я еще помню, как мы очень часто шутили между собой: «Мы сами Богатыревы, ну и дома нашего отца — «Богатырь-дома». Хорошо владея своим ремеслом, отец приручал к этому делу своих сыновей. Родители наши были очень строги в том плане, что не разрешали нам, как многим нашим ровесникам, целыми днями, если так можно выразиться, пропадать на улице, утром ушли — вечером пришли. Такая возможность нам не предоставлялась, и это было правильное их решение. У каждого из членов нашей семьи были свои конкретные обязанности по дому. 

Я, как старшая среди детей, фактически должна была отвечать за своих сестер и братьев. Помню, мой отец говорил очень часто: «Ты самая старшая, ты отвечаешь за всех, значит, я с тебя спрашиваю. Это твоя обязанность». Когда к нам приходили гости, мама давала нам задание в первую очередь почистить обувь гостей и поставить их в сторону, если же брюки грязные, мы должны были эти брюки почистить щеткой, а мама их потом выглаживала. Она была старой закалки человек, любила, чтобы был порядок везде, почитание гостя и уважительное к нему отношение. 

Помнится, у нас было живое общение с родителями. Отец, приходя домой после рабочего дня, в процессе трапезы, когда мы помогали матери ставить на стол, заводил с нами разговор о школе, об уроках, спрашивал о том, какие произведения изучаем, что интересного в школе и т. д. Он сам, хорошо зная все изучаемые нами школьные произведения, задавал разные вопросы, стараясь узнать наши знания. Я хочу сказать, что это было участие отца в нашей жизни, и мы знали, что он спросит и должны были быть всегда настороже, готовы держать ответ на все его вопросы. 

Фото:
Л. Богатырёва

Всегда я с большой теплотой вспоминаю свои поездки во время школьных каникул к бабушке по материнской линии. Это было в Сипсог1ал, так мы тогда называли место, где проживали родственники Хамхоевы. В настоящем это город Сунжа. Они жили в районе вокзала. Я с нетерпением ждала начало летних каникул, чтобы мы могли уехать на два или полтора месяца, потому что там была полная свобода. Бабушка не заставляла нас убирать, чистить и т. д. Она сама говорила: «Из ц1аг1а дергда цар, шой ц1аг1а, а укхаза сала1а бехкаба ераж». И все мое детство, можно сказать, проходило в Слепцовске, в ст. Орджоникидзевская, в 60-х годах (я хорошо помню себя в 6, 7, 8 лет). Я помню эти красивые, ухоженные палисадники, помню казаков, друзей моего деда Хамхоева Алаудина Сонталиевича. Все были очень дружные, все молились, обстановка была очень дружелюбная и интересная. 

Чётко врезались в память многие вещи, назидания, которые мне давала в детстве бабушка, она нас учила этикету, прививала хорошие правильные нормы поведения в обществе, говорила, что в присутствии гостей громко смеяться некрасиво, громко кричать, стучать посудой нельзя. И ещё она приводила очень много примеров, как вели себя ингушские девушки и юноши во время высылки. О высылке тоже мы узнавали из их уст, внимали их рассказам о том времени из жизни ингушского народа. И в доме было очень много фактического материала, связанного с высылкой. Частенько бабушка доставала что-то из посуды, говоря, что купила тогда-то, когда они жили или переехали, например, в Алма-Ату... и каждая вещь у нее обязательно сопровождалась какой-то жизненной историей. Это было очень трепетное бережное отношение к вещам. Я очень часто замечаю, как наше молодое поколение игнорирует многие вещи, бережно хранимые нашими старцами, бабушками и дедушками, считая их не модными, не актуальными в современном мире. Это очень неправильно. А я всё это сохраняю, так как это память о наших предках. И это помогает мне держать с ними незримую связь«.

Школьная пора Л. С. Богатырёвой 

Школа в жизни каждого человека это место, где он взрослеет, набирается жизненного опыта, знаний, формируется как личность. Становление моей героини происходило в СШ№ 56 города Грозного, которая считалась одной из лучших. С теплотой вспоминает Лида Богатырёва многие моменты из школьной жизни. 

«Как сегодня помню свой первый класс, помню своего директора Пал Палыча Балюка, так мы его называли. Павел Павлович Балюк был участником Великой Отечественной войны. Помню мою знаменитую (она и по сегодняшний день знаменитая) школу № 56. Она находилась в 1-ом микрорайоне. У Пал Палыча было огромное уважение ко всем детям, невзирая на религию, национальность. Самым главным для него было — предотвращение национальной розни. И он очень не любил, когда не уважали человека. Самый страшный грех в его понимании — обозвать кого-то фашистом. Он сам прошел войну, сегодня эта школа по праву носит его имя. 

Со школьных лет очень любила читать. Я не знаю, откуда была такая любовь к чтению... Я вообще считаю, что все в Советский период любили читать. Любовь к чтению мне привил в первую очередь, конечно же отец, а потом уже моя первая учительница, Галина Андреевна Золотарева. Еще были у нас очень интересные уроки по истории. Их вела Маргарита Ивановна Пронина, которую мы ласково между собой звали Марго. Уроки у нас по этому предмету были очень насыщенными, она умела должным образом преподнести свой материал, заинтересовать всех. Все наши преподаватели были очень жизнерадостными, а порой и очень жесткими. Но, как сегодня я помню, если ребенок проявлял хоть какую-то активность, всегда его поддерживали».

Фото:
Л. Богатырёва

После окончания школы Лида Богатырёва поступает в ЧИГУ в городе Грозном на исторический факультет. По её признанию, учёба ей легко давалась, так как школьная база была сильной. 

«По меркам того времени я очень рано вышла замуж, когда мне было всего лишь 19 лет, — говорит она, — но делая этот ответственный шаг в своей жизни, я твердо знала, что должна закончить университет, получить диплом об образовании, что мне удалось сделать. Помню, со мной вместе училась Марем Борисовна Шадыжева, она сейчас директор нашего лицея, где я работаю в настоящее время. Училась со мной и Хадижат Бачалова, она занята в данное время тоже преподавательской деятельностью в нашем колледже сервиса и быта. Сокурсницей была и Зура Хасбулатова, племянница Руслана Имрановича Хасбулатова. Вообще, курс у нас был очень даже интересный, дружный».

Трудовая деятельность Л. С. Богатырёвой

Закончив ВУЗ в 1986 году, и получив документ об образовании, Лида Солсаевна работала в разных школах Грозного, набираясь опыта, получая практику. Основное же место труда — это СШ № 17, с которой у нашей героини связаны самые тёплые воспоминания. 

«СШ № 17 находилась на старых промыслах города Грозного. Там был очень дружный коллектив, все уважали друг друга. И отношение к детям было особое. Я многому научилась, работая в данном учебном заведении», — делится педагог. — С 1991 года я перешла работать в Грозненский Политехнический техникум, где у нас был интернациональный молодой коллектив. За годы работы в техникуме, в 1995 году, успела выпустить выпускную группу. Скажу, что это был для нас очень тяжёлый выпуск после первой войны... была это группа юристов, очень хорошие студенты: живые, эмоциональные. Очень хорошие воспоминания остались у меня о том коллективе, о своих студентах«. 

Фото:
Л. Богатырёва

После военных событий в Грозном, как и у многих жителей республики, кардинально меняется всё и в жизни моей героини. Они переезжают в 1997 году в Ингушетию, и Лида Богатырёва трудоустраивается в станице Орджоникидзевской, ныне в г. Сунже, в СШ № 4. Рассказывая о том периоде своей трудовой деятельности, она не перестаёт восторгаться этой школой, где они вместе с учащимися проводили не только уроки, но и целые представления. «Там была целая творческая мастерская», — говорит она. Работая в этой школе, в 2001 году, Богатырева победила в конкурсе «Учитель года РИ». 

Размышления о школе, месте подопечных в сегодняшнем мире и том, как правильно надо вести уроки в учебных заведениях

«Сегодня жизнь — она намного сложнее. Информационное поле очень развито и имеет тенденцию набирать обороты ускоренными темпами. А бедный же мозг детей, который не успевает эту всю информацию переработать, теряется, — продолжает педагог. — Нам сегодня важно ему помочь разобраться в этой жизни, подсказать правильное решение. У ребенка обязательно должны быть хоть какие-то ориентиры. И прежде чем это ему объяснят на стороне, и прежде чем его вовлекут в какие-то непонятные группировки, дома родители должны больше беседовать со своими детьми, объяснять им какие-то вещи. И это должно делаться с первой секунды появления ребенка на свет. Я своим ученикам всегда говорю — я могу вам поставить любую оценку — без проблем. Но главное, чтобы вы знали, за что эта оценка. Понимаете, оценка — это же не показатель его ума. Ни в коем случае. Я категорически против такого. Оценка — это показатель его работы в данный момент, в данное время. 

Очень важно, и я всегда требую от своих детей, чтобы они были более милосердными, порядочными людьми. Г1алг1ай эздел, яхь, сий, г1улакх — из эггара хьалхаг1а хила деза, из керттера хила деза. Знание своих обычаев, традиций, знания наших адатов — это очень важно. Когда я разговариваю со своими учениками, поверьте, я говорю «мои дети», «наши дети». Я очень их люблю. И очень для меня важно, чтобы каждая девочка стала настоящей ингушской девушкой, женщиной, чтобы каждый мальчик стал настоящим парнем, мужчиной. Поэтому мои уроки — это тонкое сочетание нашей школьной программы и обязательно наших ингушских законов, обычаев, традиций. Если мы потеряем свою идентичность, то растворимся в огромном мире, даже среди мусульман. Среди миллиардов людей Аллах нас создал ингушами. Для чего? Это же с какой-то целью. Поэтому нам ни в коем случае нельзя терять нашу идентичность. Есть понятие род, племя, народ, нация. Понимаете, нация — это высшая степень развития народа. Нам нельзя потерять именно то, что нам принадлежит испокон веков с момента, с секунды рождения, то, что нам дал Всевышний. 

Конечно, в нашей жизни нельзя жить, отгородившись от многих наций, народностей, религиозных направлений и так далее. Я всегда говорю своим ученикам: «Никогда, вы слышите, не пишите в социальных сетях ни одно плохое слово, ни про какие народы. Взрослые сами разберутся в своих отношениях, народы они всегда найдут точку соприкосновения обязательно, а у нас на Кавказе тем более. Мы не имеем права ни морального, ни нравственного, ссориться с кем-либо». Поэтому добрососедство, порядочность — это обязательное условие.

Самое интересное на жизненном пути каждого человека, кто бы он ни был, строитель, учитель, журналист, космонавт, политик — самое главное, чтобы он поступал в своей работе, на своем жизненном пути по-человечески. Мы очень много и часто говорим о гуманизме, но не всегда так поступаем. В каждой профессии это необходимый принцип. В каждой профессии, а у нас тем более, потому что мы формируем жизненную позицию, мировоззрение, жизненные устои подрастающего поколения. Как говорится, учитель — это инженер человеческих душ. У нас очень часто можно услышать, что молодежь у нас не такая, как всегда, не та уже. То же самое я слышала, когда была молодой. Наверное, то же самое слышали и наши родители. Но это отнюдь не так. У нас очень много хорошей молодежи. Я, когда веду урок, очень часто наблюдаю за своими детьми. Вы знаете, какие они интересные, какие они красивые. Порой наивные, доверчивые. Многие хотят казаться взрослыми, хитрыми, но не у всех это получается. Да, есть такие дети, как перевертыши, такие тоже есть, с ними надо работать и больше им уделять времени, надо вкладывать в детские сердца очень правильные вещи и делать это необходимо на каждом уроке, ежечасно. Если я буду вести все свои уроки так, как этого требует наша сухая школьная сегодняшняя программа, очень многие нужные вещи у нас останутся на втором плане. Поэтому я с учащимися всегда включаю и воспитательный метод. Вы в своей жизни должны каждый день совершать правильные поступки. Говорю им, например, идёте по улице, мешает камень или что-то другое, уберите его в сторону, чтобы он не навредил прохожим. Идёте через пешеходный переход, помогите взрослому человеку и так далее. И если вы это показываете сами на своем примере, они это возьмут. Еще раз повторюсь, у нас очень много хорошей талантливой молодежи и мне с ними очень интересно. Я от них очень много беру. То есть у нас идет взаимный процесс социализации. Субъект и объект познания действительно совпадают. Если учитель будет вести урок по принципу «я сказал, ты выполнил», или как сегодня у нас принято, вертикаль власти, то это ни к чему хорошему не приведет. Да, эта вертикаль власти нужна, она необходима, но не всегда, только в самых исключительных случаях, на мой взгляд. Нам необходимо вводить горизонтальные связи, то есть мы равные с нашими подопечными. Мы должны их выслушивать, понимать, мы должны дать им обязательно высказать свою точку зрения, не надо их давить, пусть они говорят неправильно. Главное, чтобы они объяснялись, чтобы умели защищать свою точку зрения. Ребенку надо дать право высказать свою точку зрения до конца. И вы знаете, как они интересно рассуждают, очень интересно рассуждают на уроках, когда мы проходим очень многие темы, которые касаются правовых отношений. Я много проводила с ними, так как веду и обществознание, открытые уроки и по семейному праву, по гражданскому праву, процессуальным отраслям. И, знаете, именно дети, они очень много мне давали позитивной информации, очень много. Мы рассматривали очень многие точки зрения семейного права, например, с точки зрения светского государства, с точки зрения мусульманского права. Это необходимо делать, потому что мы должны подготовить наших детей к реалиям жизни. Очень часто они не знают многие истины, которые нам известны в силу нашего возраста, в силу нашего опыта«.

Фото:
Л. Богатырёва

С 2002 года и по сей день Лида Богатырёва преподаёт в лицее города Назрани.

«У нас хороший профессиональный коллектив со своим опытом, наработками и идеями, — делится она. — Наш директор Марем Борисовна Шадыжева умеет находить общий язык и со своими коллегами, и с учащимися. Я всегда старалась приносить максимальную пользу своим подопечным своими объяснениями, своему учебному заведению, где тружусь. Раньше, когда была еще моложе, мы очень часто с детьми выезжали на различные конкурсы: в Самару, Саратов, Москву, Питер. Ну, очень много было таких поездок. Вспоминаю, как наши дети хорошо выступали, грамотно излагая свои мысли. Очень много было конкурсов, посвященных Великой Отечественной войне, и Конституции, и другим многим темам. Мы всегда вывозили очень много детей на мероприятия. Я вначале немного побаивалась, все-таки чужие дети, несешь за них ответственность. Мы же всегда выезжали на поезде. И какие они были интересные, я с ними, можно сказать, сама становилась младше. Наши дети умеют говорить очень грамотно. У нас много грамотной молодежи. Только им нужна поддержка. Любому человеку в этой жизни нужна поддержка. Когда ребенок чувствует, что мы его поддерживаем, он не просто идет, он летит, как орел. 

Я благодарна Всевышнему за всё, что мне дано. У меня у самой трое детей, две дочери и один сын. Они уже давно стали взрослыми, каждый из них нашёл свой путь в жизни. Я им всегда говорю, что семья — это тыл. Есть у меня и мои учащиеся, которые очень хорошо ко мне относятся, не забывают обо мне. 

Идти в ногу со временем, не переставать учиться, чтобы не убить в себе учителя — вот позиция, которой должен придерживаться, на мой взгляд, каждый педагог. По возможности, я стараюсь идти именно по этому пути, ведь из нашего умения и творческого профессионализма складывается общая тенденция в образовании. И я думаю, что педагогика — это моя судьба». 

За заслуги в области образования Лида Богатырёва имеет много наград. Она является ветераном труда, имеет звания «Заслуженный учитель РИ», «Почётный работник общего образования РФ», и обладает огромным количеством грамот за высокий профессионализм.