Памяти достойных

Абдул-Халим Аушев и его благородная миссия на якутской земле для получения довольства Всевышнего

Фото:
семейный архив Аушевых

Нет на земле ни одного человека, который бы хоть на миг не задумался, для чего он живет на этом свете и какова его миссия на Земле. Человеку верующему проще ответить на этот вопрос, он знает, что его предназначение — это поклонение Всевышнему и поддержание миропорядка на вверенном ему участке, чтобы менять мир к лучшему.

Думаю, что герой нашего материала Абдул-Халим Аушев и не предполагал, что его основная миссия как человека и мусульманина — это религиозная и социальная деятельность во благо живущих на суровой якутской земле. Да, именно здесь, а не на Кавказе, где он родился и где его корни, и не в Казахстане, где прошло его детство и отрочество, а здесь среди якутов, которые признали его как брата, как друга и человека, несущего свет и добро.

Без всякого сомнения, вера и поклонение помогли Абдул-Халиму оставаться до конца своих дней преданным идеалам добра и справедливости, и оставить после себя в сердцах людей не только чувство благодарности и добрую память, но и Соборную мечеть в Якутске. В ее строительство он вложил немало сил и средств вместе со своими соотечественниками и неравнодушными мусульманами, проживающими в Якутии.

Приехал Абдул-Халим Магомедович в этот сибирский заманчивый край в 1969 году с молодой супругой Рукет Бековой и прожил здесь в общей сложности почти полвека. Он занимался в строительной отрасли, построил в Якутии более десятка административных, социально-культурных и разного рода сельскохозяйственных зданий.

Аушев Абдул-Халим стал заслуженным строителем Якутской автономной советской социалистической республики, почетным работником сельского хозяйства, почетным гражданином Чурапчинского района и названным братом якутов.

Детство и годы становления

Родился Абдул-Халим Аушев 24 августа 1937 года в большой, дружной и многодетной семье в селении Мужичи Чечено-Ингушской АССР. Отсюда малолетнего ребёнка вместе со всем ингушским народом, предательски оклеветанным Сталиным и его политической кликой, сослали в Казахстан. Жили они в г. Павлодаре. Как и всем депортированным им пришлось пройти через многие испытания, выдержать голодное время, холодную стужу, непривычную для кавказцев, и самое тяжёлое — пронести через себя позорное клеймо «спецпереселенца» со всеми отсюда вытекающими обстоятельствами. Но люди выстояли, не сломились, потому как их подпитывала вера в справедливость, и грела мечта, что они вернутся на свои исконные земли. В Павлодаре прошло детство и отрочество Халима, так называли его родные и близкие. Здесь он познал мир и окружающую действительность, окончил школу, а потом три года, как это было положено в то время, исполнял свой гражданский долг на Украине, проходя службу в Вооруженных силах Советской армии. После мобилизации он вернулся домой, окончил строительные курсы в Павлодаре и начал свою трудовую деятельность — сначала разнорабочим, потом мастером, прорабом и т. д.

Фото:
семейный архив Аушевых

В 1967 году семья Аушевых вернулась на родину. К сожалению, работы как таковой не было, и многие, чтобы прокормить свои семьи, отправлялись в поисках работы в разные города и регионы, туда, где шло масштабное строительство промышленных, гражданских, социальных и сельскохозяйственных объектов, куда призывалась молодежь со всех уголков огромной страны. Так, волею судьбы Абдул-Халим Аушев с молодой супругой в 1969 году оказался на далёкой якутской земле.

Работал он в Верхневилюйске, Велюйске, Джебарики-хая, в Нюрбе, Таатте, Чурапче, в других районах Якутии. Работа была не из лёгких, приходилось трудиться в экстремальных условиях вечной мерзлоты, где температура зимой опускалась до минус 50 градусов, а то и ниже, а в короткое лето не давала покоя надоедливая туча комаров и мошкары. Но суровые условия не пугали нашего героя, он взялся за дело, а значит, довести его до конца, надо было с полной ответственностью. Это было делом его чести. Именно такая черта характера, выполнять с честью и достоинством взятые на себя обязательства, а также порядочность, честность и человеколюбие заслужили доверие и уважение к этому человеку, как у руководства района, так и у жителей края, крепких духом и традициями своей национальной культуры, среди которых он приобрёл друзей и названных братьев.

Ингушская община и строительство Соборной мечети в Якутске

Ни для кого не секрет, что представители тех или иных народов, живя вдали от исторической родины, всегда старались объединиться в землячество, держаться рядом, быть на связи и придерживаться своей религии и традиций. Так было и с ингушами, которые проживали на якутской земле в разные годы прошлого столетия. В 90-х годах, когда по всей стране шел заметный рост национального самосознания и люди всё чаще обращались к своим истокам, к вопросам своей религиозной принадлежности, приехал на якутскую землю работать шейх Исраил Муцольгов, который окончил богословскую школу и имел религиозные знания. К нему потянулись не только как к земляку, но и как ученому-богослову все мусульмане, проживающие в разных районах Якутии. Людей интересовали вопросы дозволенного и недозволенного в исламе, в том числе и в плане заработка, и вообще в житейских вопросах. С появлением шейха ингуши и представители других мусульманских общин стали собираться по пятницам на общую молитву, где богослов делился своими знаниями и отвечал на насущные вопросы своих единоверцев. На такой встрече возникла идея строительства Соборной мечети. Вопрос, конечно же был спорный, нашлись и противники этой идеи, считая нецелесообразным строить мечеть там, где мусульман проживает в меньшем количестве от общего числа жителей. Но сторонников было больше, и в скором времени все поняли, что строительство мечети было значимым событием с перспективой на будущее.

По инициативе Исраила Муцольгова собравшиеся, а это костяк активистов, в числе которых были Абдул-Халим Аушев, Султан Галаев, Руслан Саутиев, Назир Беков, Иса Дзауров, Султан Полонкоев, Руслан Аушев и другие, был выбран председателем мечети Абдул-Халим Аушев, начальником участка — Султан Полонкоев, начальником строительства Руслан Аушев. Все были переполнены чувством предстоящего важного богоугодного дела.

Фото:
семейный архив Аушевых

Исраил Муцольгов, богослов:

— Абдул-Халим Аушев был старшим из нас. Он давно проживал в этих краях, умел вести переговоры с руководством, был вхож во многие кабинеты, к тому же его другом был в то время первый заместитель председателя правительства республики Егор Афанасьевич Борисов, который позже стал главой региона. И вообще Халим был очень порядочным человеком, мягким в общении, коммуникабельным, хорошо знал традиции и обычаи якутов, местные уважали его и называли своим братом. И в вопросах организации людей ему не было равных.

В 1996 году, как только мы определились с участком и очистили эту территорию, мы построили на строительной площадке небольшое помещение, где начали совершать совместную пятничную молитву и приступили к стройке. С первых же дней к нам присоединились два брата азербайджанца, запамятовал их имена, которые подтянули свою диаспору; поддержала стройку со своими ребятами и председатель татаро-башкирской общины — Асият. Время было тяжелое, развалилось государство, кризис в экономике, но у нас было большое желание и сильная самоорганизация. По ходу строительства к нам подтягивались наши соотечественники и другие мусульмане. Позже присоединились Муса Сагов, которого в 98-ом году мы избрали имамом мечети (Исраил Муцольгов по личным причинам сделал самоотвод), Закри Ильясов, братья Боковы, Идрис Тангиев, Якуб Дзауров. В общем, в строительстве принимали участие все ингуши и мусульмане, проживающие в Якутии, оказывая помощь и поддержку в силу своих средств и возможностей с чистыми, искренними намерениями получить довольства Всевышнего Аллаха.

Мечеть официально открылась в 2000 году. Пришлось составить расписание молитв, в этом регионе его не было. И дело пошло. Люди потянулись к нам, поверили. Десятки, сотни представителей разных национальностей, в том числе и якуты, приняли ислам. Это не могло нас не радовать. На втором этаже мы открыли религиозную школу — хужари, где я преподавал основы ислама и обучал детей чтению Корана до 2010 года, пока не вернулся на родину.

Руслан Саутиев, предприниматель

— Халим Аушев был человеком необыкновенно порядочным, честным и добросовестным, — говорит Руслан Саутиев, которому посчастливилось забить первую сваю под строительство мечети. — Он был старейшим из нас, мудрым и степенным. Умел говорить с людьми, умел выслушивать. Мы дружили семьями. У него была очень гостеприимная и хлебосольная супруга, четверо детей — два сына и две дочери, которые выросли достойными памяти своего отца. Можно смело сказать, что Халим свою жизнь прожил не зря, тому свидетельство не только добрая память тех, кто был с ним лично знаком, но и мечеть, названная в его честь.

Должное надо отдать шейху Исраилу Муцольгову, который сплотил воедино всех мусульман, не допускал разногласий по вирдам. Он консультировал строителей в вопросе обеспечения направления Киблы и по другим особенностям устройства мечети. Это была без преувеличения великая стройка, в которой сплотились все мусульмане, но основной костяк составляли ингуши. Работали мы дружно и жили дружно, хотя было тяжело, не хватало техники, материалов, довлел и психологический аспект, поскольку мы в самом начале строительства не находили понимания со стороны власти и местного населения. Но потом всё изменилось, наши благие намерения были поняты, нас стали поддерживать, а многие якуты осознанно пришли в ислам.

Фото:
семейный архив Аушевых

Изначально мечеть была рассчитана на 1500 человек, но прихожан с каждым днём становилось всё больше и больше, потому было принято решение о расширении зала. Сегодня вместимость мечети составляет 4000 человек. В мечети действует медресе, библиотека и социально-культурный центр для исповедующих ислам. 

Из воспоминаний друга Абдул-Халима Егора Борисова, члена Совета Федерации от Республики Саха-Якутия:

— Впервые с Абдул-Халимом я познакомился в 1981 году. В то время я был молодым специалистом, руководил Чурапчинским районным объединением «Сельхозтехника». А Халим бы к тому времени уже состоявшимся строителем. Он работал в Таттинском (бывшем Алексеевском) районе. Я помню нашу первую встречу. В помещение вошел с шумом, здороваясь на ходу со всеми, открыто и громко смеясь кавказец с острым взглядом, в каракулевой шапке. Все ему были искренне рады. Разумеется, я тоже проникся к нему доверием. Нас познакомили. Я узнал, что он занимается строительством большого объекта. А у меня в районе как раз не было в то время ни одного добротного каменного объекта, кроме здания администрации. Вот мы и договорились, что он будет строить у нас. Через два месяца мы с ним встретились на подведении итогов работы предприятий, где я официально предложил строительство Детского сада в Чурапче. Сказано-сделано. Садик был построен качественный и в короткие сроки. Жители не могли нарадоваться такому подарку. В этот садик ходили и мои дети. Он и сегодня в хорошем состоянии, и продолжает радовать наших мам и детей«.

Возвращение на родину и изгнание по национальному признаку 

С Чурапчинским районом связаны долгие годы жизни и деятельности Абдул-Халима Магомедовича. Он стал почетным гражданином и почетным работником сельского хозяйства Чурапчинского района, а предприятие «Сельхозтехника» поистине стало ему родным местом. Работал здесь Абдул-Халим до выхода на пенсию — до 1992 года. Потом вернулся с семьёй на родину и поселился в селении Шолхи (село Октябрьское), где жили родственники Аушевы. Но пожить здесь, к сожалению, не получилось. Через пару недель, в ночь с 31 октября на 1 ноября 1992 года начались трагические события в Пригородном районе Северной Осетии, результатом которых стало изгнание жителей ингушской национальности из сёл Пригородного района и Владикавказа. Семья Аушевых оказалась в заложниках. Благо, избежали этой участи старшая дочь Захида, которая училась в Алма-Ате, и сын Тимур, который ночевал у родственников в Назрани. Благодаря милости Всевышнего, в этой семье все остались живы, но вот родственники из рода Аушевых, к сожалению, оказались в числе пропавших без вести и убиенных. Для семьи Аушевых, которые много лет проживали в Якутии в мире и согласии со всеми народами, это было настоящее потрясение, не говоря уже о том, что они потеряли всё своё имущество. Абдул-Халим Аушев принял решение вернуться в Якутию, где его встретили с распростёртыми объятиями. Старые друзья не оставили его в беде, посодействовал обустройству и Егор Борисов, который к тому времени занимал высокую должность в правительстве. В центре Якутска Аушевым выделили благоустроенную четырёхкомнатную квартиру. 

Фото:
семейный архив Аушевых
супруги Аушевых Абдул-Халим и Рукет

События в Пригородном районе оставили глубокую рану в сердце всех ингушей, в том числе и Абдул-Халима Аушева. Он глубже и чаще стал думать о духовной составляющей, о смысле жизни и своем предназначении. Благо, к радости всех верующих мусульман в начале 90-х годов волею судьбы в Якутии оказался ученый-богослов Исраил Муцольгов, который проповедовал им истину ислама и основы её учений. А там созрел вопрос и строительства мечети

Абдул-Халим Аушев: «Мечеть — наш дом» 

Сам Абдул-Халим совершил милостью Всевышнего пять раз хадж на святую землю Мекки и Медины, и каждый раз его сопровождали молодые ребята якуты, которые приняли религию ислама. Новообращенные мусульмане любили и уважали своего старшего товарища Абдул-Халима, который принимал участие в жизни каждого из них, среди которых были не только местные якуты, но и буряты, армяне, русские, корейцы и представители других национальностей. В этом тоже была заслуга Абдул-Халима Магомедовича. После его смерти благие дела отца продолжили его дети. 

«Мечеть — наш дом», — любил часто повторять Абдул-Халим, призывая посещать дом Аллаха почаще, — это самое лучшее место на Земле, где вспоминается имя Всевышнего, где люди острее осознают, что этот мир не вечен, это место, где люди очищаются духовно и просят прощение за содеянное«.

Новые и новые люди приходили в мечеть разными путями, кто утвердиться в вере, а кто и принять ислам. Часто их первым собеседником был Абдул-Халим Аушев. Один из таких пришёл в мечеть, находясь на грани жизни и смерти, услышав красивое чтение Корана. Это спасло его от суицидальных мыслей, и он нашел спасение в мусульманской вере. Другой прихожанин рассказывал, что пережил в 49 лет клиническую смерть, пришел в город из деревни пешком, чтобы принять ислам, и он был безумно рад, что в присутствии муфтия края Мусы Сагова и Абдул-Халима Аушева произнес свою шахаду. 

«Абдул-Халим уже болел, когда я сказал ему, что мы новую реконструированную мечеть назовем его именем по воле Всевышнего, — вспоминает Якуб Дзауров. — Помню, он очень обрадовался этой новости. И сегодня в этой мечети имени Абдул-Халима Аушева собираются представители разных национальностей, и все они объединены одной религией ислама. Это великое благо». 

Сегодня мечеть стала центром консолидации верующих мусульман Якутии, при мечети работает программа поддержки нуждающихся мусульман и малообеспеченных семей, а также мусульман, оказавшихся в местах лишения свободы. Для последних в колониях построены молельные дома, а в пригородной Табаге открыта мечеть на 100 человек. Мусульмане участвуют в общественной и культурно-просветительской жизни региона, способствуют укреплению взаимного доверия и сохранению межнационального и межконфессионального согласия.

Прихожане Соборной мечети об Абдул-Халиме Аушеве:

Абдул-Карим, якут по национальности, прихожанин мечети имени Абдул-Халима Аушева: «Мы познакомились с Абдул-Халимом Магомедовичем в мечети. Я был одним из первых якутов, принявших ислам, и первым якутом, совершившим хадж. Мы отправились в это путешествие вместе с Абдул-Халимом Магомедовичем из Ингушетии. Я успел немного погостить на его родине. Это был конец месяца Рамадан. Я гулял по городу Назрани, знакомился с людьми, общался с ними. Мне очень понравились жители этого региона своей простотой и открытостью, вниманием к приезжему, желанием угодить гостю на каждом шагу. Очень впечатлил обычай уважения и почитания старших. И в целом весь уклад жизни ингушей. С Абдул-Халимом Магомедовичем у нас были теплые и хорошие отношения, как у отца с сыном. Мы всегда были с ним на связи и по возвращению домой, в Якутию. Любые проблемы, с которыми сталкивалось молодое поколение якутов-мусульман, мы решали с его помощью. У Абдул-Халима был особенный подход к людям. Он с каждым находил диалог, был чутким и внимательным. Он много лет прожил среди нас, был знаком с руководством нашей республики, дружил с президентом, тесно связан был с местными рабочими коллективами. Его отношение к нам, новообращенным мусульманам, было трепетным и отеческим. Он не просто так-вот знакомился и потом забывал. Он сохранял отношения и дорожил ими, знал о наших проблемах, звонил, приглашал в гости, старался поддерживать в нас чувство братства». 

Иса, прихожанин мечети: «В первый раз я увидел Абдул-Халима в больнице, когда тот находился на лечении, перед произнесением своей шахады. Абдул-Халима мы застали за чтением Корана. Когда он узнал, что я собираюсь произнести шахаду, он положил мне, как отец сыну, ладонь на щеку и сказал: «Ты счастливый человек! Настоящий мужчина!». Я был очень тронут, и удивлен таким вниманием к себе». 

Дамир Константинов, прихожанин мечети имени Абдул-Халима Аушева: «Несомненно, у него была особая миссия, потому что, когда он приехал в наши края, он рассказывал, что некому было сказать «салам алейкум». А сегодня в центре Якутска воздвигнута Соборная мечеть, и она названа его именем. Она самая большая и самая красивая на всем Дальнем Востоке, и мы очень гордимся этим достоянием. Мы бесконечно рады и счастливы, что были знакомы с Абдул-Халимом-хаджи, что являемся его товарищами и последователями».

Салих, прихожанин мечети имени Абдул-Халима Аушева: «С Абдул-Халимом мы познакомились в 2011 году, когда я еще был студентом. Он часто встречался с нами, с новообращенными мусульманами, интересовался нашей жизнью, нашими делами. В беседе с ним мы узнали, что высокие красивые берёзы, которые украшают собою территорию пожарной части Якутска тоже сажал он. Проходя мимо них, я всегда мысленно вспоминаю Халима Магомедовича и прошу для него милости у Всевышнего». 

Это лишь часть воспоминаний о достойном человеке, чья жизнь является наглядной картиной стремления человека сохранить доброе и творить благое.

Семьянин и наставник

Среди родных Абдул-Халим Аушев был таким же заботливым и добрым семьянином, отцом и дедушкой любимых внуков. Он воспитал своих детей, потом и внуков быть богобоязненными, добросовестно исполнять все обязанности, предписанные мусульманину. Независимо от того, что проживали они далеко от исторической родины, он воспитал их в духе ингушских национальных традиций, прививал им любовь к родному языку и родному краю, воспитывал в уважении к другим культурам и традициям. Он был мягким и требовательным, сильным и заботливым, был скалой, за которой не только домочадцы, но и все его соотечественники, друзья и товарищи чувствовали себя защищёнными, чувствовали себя под особым покровительством.

Абдул-Халим Магомедович вернулся на родину в 2001 году, но несмотря на отдалённость в километрах, он оставался рядом, вместе с сыновьями продолжал принимать участие в благородной миссии, в строительстве молельных домов и мечетей в городах Нерюнгри, Мирный, Алдан, Усть-Нере, в Жатае и других районах, построенных в основном силами наших земляков. С ним всегда поддерживали отношения соотечественники и новообращённые мусульмане. Последний раз Абдул-Халим полетел в Якутию в восьмидесятилетнем возрасте, чтобы просто увидеть и обнять своих друзей, родных и близких ему людей. 

7 декабря 2020 года после непродолжительной болезни, Абдул-Халим закончил свой земной путь. Он был похоронен в родной Ингушетии, на земле своих предков, с которой он был неразрывно связан всю свою сознательную жизнь.

Фото:
семейный архив Аушевых

Послесловие

«Он безумно любил свою родину, всегда мне рассказывал о ней, приглашал в гости, — вспоминает Егор Борисов. — И нам с супругой однажды довелось стать его почетными гостями. Мы увидели ингушское гостеприимство, замечательные архитектурные памятники в горах, о которых он рассказывал с гордостью, посетили его родовые башни. Это была незабываемая поездка. Он был безумно рад нас видеть. Во второй раз я приехал в Ингушетию на похороны друга, названного нашего брата, которого мы приняли и полюбили всей душой, которому доверились и к которому тянулись. Многих наших ребят якутов он привел в ислам. Мне нравилось, как он по-отечески поучал меня, и многому научил. Радует, что его благородные дела продолжают дети, которые стали достойными приемниками своего отца». 

К сведению читателей, памяти Абдул-Халима Аушева 4 августа 2024 года в Магасе пройдёт Кубок Республики Ингушетия по стрельбе из лука, которую проводит региональная Федерация стрельбы из лука, арбалета, Центр культуры, спорта и туризма города Магаса, информационный ресурс The Magas Times при поддержке ООО «Альянс- 2005».