Он воспевает свой народ

К 60-летию со дня рождения Тимура Дзейтова

Фото:
личный архив Т. Дзейтова

«Постоянный труд — есть закон, как искусства, так и жизни». Эти слова, принадлежащие великому французскому писателю Оноре де Бальзак, как нельзя лучше отражают жизненную философию нашего современника — известного ингушского композитора, автора-исполнителя, народного артиста Республики Ингушетия и всеобщего любимца Тимура Дзейтова, который недавно отметил свой 60-летний юбилей. Наша встреча с ним состоялась немного позже, так как в свой день рождения он находился на выезде.

В том, что Тимур является не только интересным собеседником, но и человеком с тонким чувством юмора, мы знали давно, так как газета «Ингушетия» неоднократно писала о нём. На этот раз свой монолог Темерлан Магомед-Гиреевич начал с цитирования одного из известных остряков, который считал, что «только ненормальный человек может отмечать приближение старости». 

«Ничего утешительного нет в том, что я старею», — как всегда отшучивался он. Но, как бы то ни было, жизнь идет своим чередом, и сегодня, несмотря на возраст и достигнутые успехи, все мысли Тимура, как и много лет назад, заняты творческим процессом, обучением молодежи и работой над новыми произведениями.

Как все начиналось

Так вышло, что свою первую профессиональную музыкальную школу Тимур окончил в армии во время прохождения срочной службы, так как с детства родители и близкие не приветствовали его увлечение музыкой и считали это «несерьёзным делом». Но тогда ни он сам, ни его родные, скорее всего, не предполагали, что за детским увлечением Тимура кроется большой талант и огромная любовь к музыке. 

Рос наш герой и воспитывался у бабушки по матери в Грозном, хотя родился в селении Экажево в многодетной и уважаемой семье Магомед-Гирея Дзейтова.

«У меня, как наверняка и у всех, были самые лучшие родители, — рассказывает Тимур. — Но нас было девять детей и, видимо, родителям было сложно с нами, поэтому трое из семьи, включая меня, моего старшего брата и сестру воспитывались у бабушки. По прошествии многих лет, я очень благодарен судьбе и своим родителям, ныне покойным (Дала гешт долда царех) за то, что у меня была такая возможность жить и развиваться в этом прекрасном городе. Там в школе № 49, где я учился, функционировал вокально-инструментальный ансамбль «Эдельвейс», в котором, в принципе, и началась моя творческая деятельность, несмотря на то, что никто из домашних меня не понимал и не поддерживал. Потом была служба в армии, которая в основном прошла в ансамбле песни и танца Краснознамённого Туркестанского военного округа, где я оттачивал на профессиональном уровне свой талант. Хочу сказать, что ансамбль, в котором прошли годы моей службы, был самой, что ни на есть, мощной школой, где мне когда-либо довелось учиться». 

После демобилизации Тимур, не раздумывая, поступил в Чечено-Ингушское культурно-просветительское училище. Это образовательное учреждение в те годы считалось одним из самых элитных на всём Северном Кавказе. 

В 1987 году дипломированный музыкант был приглашен в качестве солиста и гитариста в профессиональную рок-группу «Зама» при Чечено-Ингушской государственной филармонии. Но не прошло и двух лет, как Тимур Дзейтов создал свой коллектив «Барт», названный по первым буквам имен его участников: Борис, Алик, Роман, Тимур. Это был интернациональный коллектив, который быстро нашел своего зрителя. Сегодня, вспоминая это время, Тимур говорит, что тот ансамбль был создан не только для того, чтобы зарабатывать на жизнь, но и одновременно получать удовольствие от любимого дела.

Вскоре Тимура Дзейтова пригласил к себе на работу руководитель и режиссёр Ингушского драмтеатра Мустафа Беков, который предложил ему и другим молодым артистам создать при театре группу «Середина пути», в состав которой входили ингушские музыканты, а репертуар состоял из ингушских произведений.

Но когда наступили лихие 90-ые, и на Северном Кавказе, также как и по всей стране, начался политический ажиотаж, приведший вскоре к государственному перевороту, Тимур Дзейтов уехал в Москву. Здесь, в столице нашей Родины по инициативе соотечественников и при личном участии Тимура Дзейтова, при постоянном представительстве Республики Ингушетия создается культурный центр «Лоам», где с начала 1993-го по 2004 год он является композитором и солистом. Также в эти годы Тимур успешно заканчивает отделение эстрадно-джазового факультета Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ). 

Фото:
личный архив Т. Дзейтова

Именно в стенах этого университета, где обучали самому прекрасному, он ежедневно и с жадностью поглощал всю информацию и почувствовал тот уровень, который окрылил его и дал огромный творческий посыл на будущее. 

«Годы учебы в Москве дали мне возможность окунуться в небывалую атмосферу, где прелестные звуки гармонично сливались с мыслями, — рассказывает Тимур. — Это был своего рода потолок того, что человек, будучи студентом этого заведения, мог достичь: работа с различными инструментальными группами, симфоническими и джазовыми оркестрами и вокалистами, которые дали мне огромный опыт». 

Стоит отметить, что свою широкую популярность Тимур Дзейтов получил в годы работы в Москве, когда он вместе с вокально-инструментальным ансамблем «Лоам» часто гастролировал по стране и несколько раз выезжал за рубеж. Это было время творческого подъёма известной «тройки» ингушской эстрады — талантливых людей: Тимура Дзейтова, Ибрагима Бекова и ныне покойного Руслана Наурбиева. Именно они открыли широкому зрителю красоту и величие ингушских мелодий: их голоса завораживали своим необыкновенным тембром и глубиной проникновенного исполнения национальных песен. 

Его предпочтения в национальной музыке

Как известно, Тимур Дзейтов в своей творческой направленности всегда отдавал предпочтение национальной музыкальной культуре, чтобы вывести ингушскую музыку на современный уровень и преподнести ее в новом качестве, сохранив при этом весь ее колорит и мелодичность. «Я хочу, чтобы наша музыка была понятна всем», — говорит он. 

В 2005 году, когда Тимур Дзейтов предпочел вернуться на родину, он, как один из ведущих деятелей культуры Ингушетии, создал и возглавил ГБУ Культурно-технический центр (КТЦ) в Магасе. Будучи руководителем такого престижного учреждения культуры, он ежедневно добивается определенных результатов, благо, центр был оснащен всем необходимым. Здесь была и своя вокальная студия, и небольшой, но очень симпатичный зал со сценой, где ежедневно оттачивали свое мастерство более ста учащихся. На базе столичного КТЦ Тимуром Дзейтовым создаётся популярная в республике вокально-инструментальная группа с символичным названием «Город Солнца», а также детская музыкальная школа, хореографический класс, класс обучения вокалу и игре на гитаре и народных инструментах. В эти годы Тимур помог состояться многим молодым исполнителям, которые сегодня хорошо узнаваемы и любимы публикой.

Вспоминая этот период, Тимур признается, что это было очень интересное, но в то же время непростое бремя ответственности. С другой стороны, должность, которую Тимур занимал, считалась солидной и презентабельной, а группа «Город солнца» была известна своим репертуаром, хотя редко выступала перед зрителями. 

Фото:
личный архив Т. Дзейтова

«Понимаете, трудолюбие — это мое кредо, — говорит Тимур. — И я давно уже понял, что нет несерьезных профессий, есть несерьезное отношение к ним. Поэтому, мне всегда не нравились люди, которые считают, что они «знают, умеют и могут всё», а так не бывает! Помню, в свое время мы смотрели буквально в рот своему руководителю, старались выполнять все его установки, и поэтому у нас все получалось. И в период работы в группе я как раз-таки сталкивался с такими чересчур самоуверенными в себе деятелями, которые не выдерживали требования времени. Тем более становилось невозможно работать, когда кто-то рядом халтурил и считал, что его учить и исправлять не надо. Но в искусстве нужно выбирать: или халтурите и выдаете нечто посредственное ради регулярности, или терпеливо и хорошо делаете свою работу на века. Поверьте мне, я даже сейчас каждый день упорно тренирую свои пальцы, голос и работаю над тем, чтобы не потерять приобретенные способности искусно владеть этими инструментами. А некоторые считают, что если ты однажды дошел до определенного уровня, можно и расслабиться. Нет! Надо понимать, что творчество — это не что-то монотонное и чётко запланированное, точно так же, как и муза, которая неожиданно прилетает и тут же может улететь куда-то. Тем более, что в жизни у творческого человека бывают такие супер продуктивные дни, когда идеи так и льются на бумагу, как из рога изобилия, а бывают дни застоя, когда вообще ничего в голову не приходит. Также любой творческий процесс не любит спешки и не приемлет быстрых результатов. Нужно время и титанический труд, чтобы достичь чего-то в искусстве. Вот примерно такие мысли одолевали меня тогда, да и сейчас они мне не дают покоя. В общем, где бы я ни работал, я требую в первую очередь от себя преданного отношения к делу, которым занимаюсь, и точно такие же требования предъявляю к окружающим. А это не всем нравится». 

К новым свершениям

Сегодня известный артист Тимур Дзейтов идет размеренными шагами по избранному пути. Он продолжает сочинять музыку, исполняет свои песни и выявляет новые таланты среди детей и молодежи. Основным местом его работы является районный дом культуры с. п. Нестеровское, директором которого является замечательный человек Айшат Матиева, где он трудится в качестве художественного руководителя. 

«На сегодняшний день основная сфера моей деятельности заключается в том, чтобы обучить как можно больше детей и подростков музыке, — рассказывает Дзейтов. — Для этого я занимаюсь с ними, преподаю вокал и обучаю игре на гитаре и дахчан-пандаре. В Нестеровском доме культуры среди желающих посвятить себя музыке есть дети разных возрастных категорий. И это очень отрадно. Для того, чтобы более серьезно относиться к этому процессу, мы создали при доме культуры художественный совет, который участвует не только в организации культурно-массовых мероприятий, но и вносит определенный вклад в процесс обучения детей основным азам музыки. Но, пользуясь случаем, раз мы заговорили о теме молодежи, я хотел бы откровенно признаться, что мне непонятны некоторые предпочтения сегодняшней молодежи, которые сутками могут зависать в интернете и обсуждать какие-то сплетни и слухи, отдавая этому бессмысленному делу массу времени и сил. А в пору моей молодости было совсем по-другому. Тогда очень ценилось время, и все старались не упускать его, а успеть сделать что-то важное и нужное, которое приносило бы пользу. И ещё я должен сказать, что все мои положительные качества, такие как ответственность, серьезное отношение к делу, и другие морально-этические нормы поведения мне, несомненно, привили люди старшего поколения: родители, бабушки, дедушки, к которым люди моего поколения беспрекословно прислушивались. Конечно, сейчас другие времена и другие потребности, но, тем не менее, я всегда говорю, что молодежь у нас талантливая. Просто наша задача состоит в том, чтобы донести до них, что занятия творчеством обязательно обогатят их внутренний мир, мировоззрение и взгляды на жизнь. Для начала надо привлекать молодёжь к чему-то возвышенному, разбудить в них желание играть и петь, привлекать их к творчеству, музыкальным передачам, конкурсам. Да, это долгий процесс, но оно того стоит». 

Как стало известно из разговора с Тимуром, параллельно он работает и на нашем национальном телевидении НТРК «Магас», где в основном его работа заключается в постановке речи и поднятия уровня звукорежиссуры. 

«Здесь особенно важна теоретическая часть процесса, при помощи которой удается правильно поставить голос, который просто необходим в работе ведущим телевидения, корреспондентам, репортерам, — говорит он. — А само сотрудничество с телевидением у меня началось с того, что я к новым видеороликам начал записывать музыку. Это и реклама, и различные передачи, и новостные сюжеты. В общем, всё, что касается музыкального сопровождения, в том числе используемого и в заставках, и в перебивках, является моей прерогативой. А ведь сравнительно недавно, когда я был молод и после окончания хородирижерского отделения Грозненского культпросветучилища не имел опыта работы, я часто задавался вопросом: откуда же эти композиторы берут эту музыку и как они умудряются ее так красиво и мелодично сочинять? Но со временем я медленно, но уверенно стал вливаться в этот ритм и понял, что и в моей жизни пришел такой период, когда я реально могу испытать на себе непередаваемые ощущения от собственной музыки. Теперь я могу не только писать музыку, но и знаю, как использовать ее по прямому назначению. И это я считаю благом». 

О чём его мысли и чаяния

Поделился с газетой «Ингушетия» наш собеседник и относительно того, над чем он в данное время работает. 

«У меня есть, конечно, много новых идей и задумок в плане музыкальных композиций, но я хочу создать что-то необыкновенное, немного в другом формате, — говорит он. — Просто в настоящее время я пока не готов что-либо озвучить, потому как последние идеи находятся в разработке и ждут своего часа. Открою всего лишь один небольшой секрет, что для меня всегда имело очень важное значение, — ингушское народное творчество, и таким же принципиальным этот вопрос остается до сих пор. Поэтому у меня есть огромное желание сделать серьезные вещи, ориентируясь на национальный колорит. А для того, чтобы посредством музыки воплотить мысль в жизнь, надо сначала пропустить ее через душу, прочувствовать все это внутри, а затем через звукоизвлечение вытащить наружу. Согласитесь, это непросто и очень эмоционально. 

Вы, наверное, знаете, что есть много ингушских постановок, для которых я написал музыку. Это говорит о том, что мне особенно интересно писать музыку к спектаклям. Но этим не заканчивается содержимое копилки моих будущих планов. 

Дело в том, что я на протяжении многих лет держу в голове одну мысль, которая не дает мне покоя. Ни для кого не секрет, что у нас в республике есть огромное количество талантливых детей, которые имеют дар в различных направлениях. Причем большая их часть проживает в сельской местности, так сказать в малоприметных глубинках региона. 

Фото:
личный архив Т. Дзейтова

К примеру, в лицее № 1 г. Сунжи, насколько я знаю, учатся много талантливых детей, да и в дом культуры, где я работаю, их приходит достаточно много. Такая же ситуация складывается по всей республике, но у таких одаренных детей нет сегодня возможности собираться в одном месте и развивать свой талант. Во-первых, у нас в республике нет такого уровня студии, а во-вторых, у родителей таких детей нет финансовых возможностей устроить их по своему назначению. 

Так вот, в связи с этим, при поддержке директора нашего телевидения, Шамсудина Бокова у меня созрел такой план создать продюсерский центр на базе НТРК «Магас», где, в том числе будет и профессиональная, звукозаписывающая студия, и таким образом стать причиной объединения юных дарований Ингушетии. Конечно, для занятий в этом центре будут отобраны лучшие из лучших, чтобы они покоряли не только российского зрителя, но и вышли на международный уровень. Это будет делаться посредством всевозможных конкурсов, фестивалей и других культурно-массовых мероприятий. 

Поверьте, я знаю, о чем говорю. Ведь я этому учился, углубленно изучал искусство, и поэтому могу сказать, что владею богатой теорией и огромной практикой. И совсем неудивительно то, что мне очень хочется объединять одаренных детей, потому как в их руках будущее нашего общества. Поэтому я реально переживаю за каждого талантливого ребенка, который может во взрослой жизни стать звездой. Только для этого необходимо приложить немало времени, средств и внимания. Надеюсь, что я смогу найти возможности, чтобы запустить этот механизм, независимо от министерства культуры или еще кого-то. 

И ещё я хотел бы отметить, что всегда необходимо учитывать то, что музыкальное искусство — это не та сфера деятельности, где можно ожидать высокие дивиденды, ведь культура сама по себе деньгами не измеряется. Здесь речь идёт об искусстве, о высоком искусстве, где нужно терпение и время, чтобы раскрыть и отшлифовать талант. Но, к счастью, сегодня есть такие родители, которые с удовольствием отдают своих детей в музыкальные школы для того, чтобы они развивались, а все мои знакомые ждут не дождутся, когда я запущу этот продюсерский центр. Естественно, это очень большая ответственность, но самое главное — дать первый толчок этому очень важному и нужному процессу. В данное время студия на ТВ потихонечку оборудуется: здесь очень уютно и удобно особенно тем, что никому не мешая, мы можем заниматься вокалом и другими творческими направлениями«. 

Вот таким полезным делом параллельно своей основной работе занимается наш герой, который признается, что ему это очень нравится: погружаться в свой уникальный мир искусства, где ему комфортно и спокойно. 

«Я знаю, что когда человек занимается любимым делом, он забывает обо всех проблемах, невзгодах, от которых ни один человек не застрахован, — делится с нами Тимур. — А мир музыки — это очень глубокий источник вдохновения, можно сказать, самая настоящая «зараза» в хорошем смысле этого слова, вылечиться от которой невозможно. Это такое состояние, когда с каждым разом все больше и больше перед тобой открываются маленькие окошечки, через которые проливается свет в большой мир».

Награды по заслугам 

Если говорить о заметных творческих успехах, которые достиг Тимур Дзейтов в разные годы, то в первую очередь надо отметить два солидных музыкальных аудиоальбома «С высоких гор спускается туман» и «Даймохк», которые вышли в свет при его непосредственном участии. А в 2001 году за музыку к стихам поэта Виктора Пеленягрэ Тимур Дзейтов был объявлен лауреатом телевизионного конкурса «Песня года «Из ХХ в ХХI век». Также он стал Лауреатом Всероссийского фестиваля «Салют Победы», посвященного 65-летию Победы в ВОВ (2009).

Т. М-Г. Дзейтов является автором более ста пятидесяти произведений различного жанра, включая оркестровые произведения, инструментальную музыку, песни, музыку для театров, кино и телевидения. Он также является участником и, нередко, организатором праздничных мероприятий и концертов, которые проходят в Республике Ингушетия, начиная с 2005 года.

Творчество и трудовая деятельность Т. Дзейтова не раз отмечалась руководством Республики Ингушетия. В 1998 году за заслуги в области музыкального и театрального искусства ему было присвоено высокое звание «Заслуженный артист Республики Ингушетия». А в 2002 году Т. Дзейтов получил почетное звание «Народный артист Республики Ингушетия». Он неоднократно награждался грамотами Главы Республики Ингушетия, Председателя Народного Собрания РИ, а также полномочных представителей Республики Ингушетия в различных областях Российской Федерации. В 2008 году Т. Дзейтов был награжден грамотой Ассамблеи народов России за организацию и проведение южного окружного фестиваля-конкурса молодых исполнителей национальной песни «Мелодии единства». 

Не только певец и композитор

Творческая натура Тимура Дзейтова нашла свое отражение не только в музыке и песнях, но и в кинематографе. В его фильмографии значится работа в трех российских проектах: «Русские амазонки-2», «Оперативный псевдоним», «Дом дураков» и «Марш Турецкого». Где-то это были эпизодические роли, однако сыграны они были Т. Дзейтовым так талантливо, что не могли не запомниться зрителям. 

12 сентября 2019 года Т. Дзейтов был утверждён на пост Министра культуры и архивного дела Республики Ингушетия. Большой опыт работы в культуре, глубокое понимание проблем отрасли по всем направлениям позволили ему за два с половиной года оставить особый след в деле достижения новых рубежей в культурной деятельности этого ведомства. Даже в ранге министра он оставался таким же простым и доступным, не испорченным славой и народной любовью, талантливым и неимоверно трудолюбивым. Как человек неравнодушный к судьбе ингушского народа, Т. Дзейтов, будучи высоким чиновником, сумел проявить свои лучшие качества и внёс огромный вклад в сохранение, развитие и популяризацию национальной культуры. Сегодня это признают многие его коллеги, вся творческая интеллигенция республики.

«Где бы и кем я ни работал, я всегда стремился достичь желаемого результата, понять, где мое творчество больше всего будет востребовано, — говорит он. — Для этого каждодневным трудом я доказывал себе и людям, что могу демонстрировать другим народам издревле присущие ингушам богатую культуру, внутреннюю красоту и достоинство наших обычаев и традиций. Того самого я желаю и нашей сегодняшней молодежи: учиться и трудиться. Потому как только через труд мы обретем себя и будущее для наших потомков».