В сфере искусства

Теперь выставка ковров-истингов на постоянной основе

Фото:
Л. Харсиева

Коллекция войлочных ковров с орнаментами «Ангушт» теперь на постоянной основе разместилась в прекрасных рамочных оформлениях в новом свадебном центре «Маьтлоам», открытом в с. п. Майское Пригородного района. 

Хозяином этого яркого центра является известный меценат, предприниматель и большой ценитель культурного и духовного наследия ингушского народа Ахмед Мальсагов.

Свадебный центр «Маьтлоам» («Маьт-лоам» в переводе означает «Столовая гора») уже с подъезда радует глаз посетителя своим национальным колоритом, которым центр пронизан от порога до оформления залов, причём отдельно мужского и женского, как и подобает по традициям ингушского менталитета. На фасаде здания, ориентировочно на площади 30 кв. метров, барельефной лепкой изображена Столовая гора и ингушская башенная архитектура. «Маьт-лоам» (Столовая гора) для ингушей имеет историческое, и отчасти сакральное значение. В древности ингуши всегда связывали эту гору с представлениями о мироустройстве и миропорядке. Башенная архитектура являет собою выражение материальной и духовной культуры ингушского народа, как и ингушские ковры-истинги с орнаментами из коллекции «Ангушт», которые размещены в одном из залов свадебного центра. Ахмед Мальсагов, как обладатель личной коллекции ковров-истингов «Ангушт», исполнителем которых является доктор исторических наук, этнограф и мастер ковроделия Зейнеп Дзарахова, решил таким образом внести свой вклад в поддержку и популяризацию войлочного искусства как древнего промысла декоративно-прикладного искусства ингушского народа.

Ковры не просто выставлены в ярком рамочном оформлении, они ещё несут с собой определённую информацию. Рядом с каждым ковром-истингом имеется сообщение об истории происхождения ковра. Каждый человек, побывавший в свадебном центре «Маьтлоам», где несомненно будут представители разных родов и фамилий, найдёт здесь ковер, связанный с историей его рода или с историей рода его матери, родственников и т. д. 

Ахмед Мальсагов высоко ценит старания людей, которые занимаются возрождением древнего войлочного искусства, в котором содержится некий философский смысл, в частности в орнаментах, нанесённых на коврах. Он также считает, что войлочное ковроделие представляет собой большую художественную и научную ценность, потому как несет в себе богатую информацию о жизни и деятельности нашего народа, а возрождение этого ремесла, ставшего уже ингушским брендом, является важным и значимым событием для ингушской государственности, как и поддержка людей, посвятивших свою жизнь этому делу. «Оценивая высоко труд, который вкладывает этнограф Зейнеп Дзарахова со своими ученицами в возрождение традиционного искусства ковроделия, — сказал он, — вызывает уважение и желание популяризировать это направление».

Фото:
Л. Харсиева

В свою очередь Зейнеп Дзарахова отметила поддержку и внимание к ценностям ингушской культуры со стороны бизнесмена Ахмеда Мальсагова, и не только в войлочном искусстве, но и по разным направлениям ингушской культуры. «Подобного рода выставка ковров-истингов на постоянной основе — это хороший способ популяризации войлочного искусства, знакомства и приобщения широкого круга людей к ингушским коврам, созданным по технологии ингушского ковроделия».

Важно отметить, что каждый ковер, вошедший в коллекцию «Ангушт», сделан по эскизам из альбома «Г1алг1ай г1арчож. 1924» («Ингушские орнаменты. 1924»), имеет свой паспорт и информацию о происхождении. 

Первая выставка ковров-истингов из коллекции «Ангушт», состоялась в 2020 году в этнографическом музее в «Башне согласия» в Магасе и была приурочена к 250-летию единения России и Ингушетии, потому как именно близ селения Ангушт в 1870 году состоялось подписание договора о вхождении Ингушетии в состав России. В том же году коллекцию ковров «Ангушт» приобрёл Государственный музей изобразительных искусства РИ, учитывая его историзм, традиционность и высокое мастерство исполнения.

Напомним, что ковры-истинги, о которых мы не раз писали в газете «Ингушетия», изготавливаются по врезной технологии. Эта технология внесена в Антологию народной культуры России, в которой представлены 100 объектов нематериального этнокультурного достояния народов России. Врезная технология — это изготовление ковров мозаичным способом, методом втачивания деталей, вырезанных из войлока для создания орнаментальной композиции, строго придерживаясь чёткой контурной линии. 

Напомним также, что Зейнеп Дзарахова готовится к широкой выставке «100 ковров к столетию ингушской государственности», в которую войдёт коллекция «Ангушт», вместе с другими коллекциями, такими как «Наьсаре», «Лоаме», «По следам старинных фотографий» и т. д. 

А сегодня любой желающий может увидеть выставку коллекции ковров «Ангушт» в свадебном центре «Маьтлоам», это, несомненно, ещё один подарок ингушскому народу к 100-летию его государственности.