Ислам и наука

10 ноября отмечается Всемирный день науки

Совсем недавно во многих государствах религию и науку противопоставляли друг другу, считая их совершенно несовместимыми.

В этом нет ничего удивительного: ведь мы жили в государстве, где господствовала идеология марксизма-ленинизма, основным лозунгом которой был «Религия — опиум для народа». Говоря другими словами, они утверждали, что религия — это враг и средство угнетения народа.

Хотелось бы отметить, что стереотипы той идеологии еще сохранились и довольно крепки в сознании многих людей и по сей день. Во все времена существовали различные мнения о взаимодействии науки и религии, о роли, значении и месте религии в жизни человека и общества в целом. Подавляющее большинство великих ученых, писателей, мыслителей, представителей самых разных народов, государств и континентов пришли к единому мнению, что религия — это основа жизни каждого народа, без прочного религиозного фундамента любой государственный строй, в конце концов, разваливается.

Ислам рассматривает науку, как средство изучения вселенной и всего, что в ней существует, раскрывая тем самым человечеству величие всего сотворенного нашим Господом. Именно поэтому ислам рассматривает науку как путь проникновения в детали сотворенного Всевышним мироздания, считая ее естественным проявлением человеческой деятельности. Ислам призывает мусульман стремиться к знаниям от рождения, до самой смерти, что вполне соответствует слову Всевышнего в Коране: «Господь мой, прибавь мне знания» (20:114), а в хадисе говорится: «Поистине, и ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие). Это говорит о том, что еще 1400 лет назад, когда на Западе на кострах инквизиции горели ученые, ислам призывал к поиску и увеличению знаний, где бы они ни находились. Важность приобретения знаний для каждого человека прослеживается во всем контексте коранического откровения: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил» (96:1), «Скажи: «Разве сравнятся те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9).

В Коране Всевышний определил путь поиска знаний: «Спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете!» (16:43). Одновременно это повеление тем, кто уже обучен, то есть ученым, передавать свои знания несведущим, вопрос поиска и приобретения знаний нашел свое отражение и в Сунне. Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина» (ибн Маджа). Сообщается, что к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), находившемуся в мечети, пришел человек и сказал: «О, посланник Аллаха, поистине, я пришел в поисках знания», в ответ он сказал ему: «Добро пожаловать стремящемуся к знанию! Поистине, ангелы окружают ищущего знания своими крыльями, а потом они становятся друг на друга, пока не достигнут нижнего неба, из любви к тому, к чему он стремится» (Ат-Табарани, Ибн Хаббан).

Можно привести множество других примеров из аятов Корана и хадисов, свидетельствующих о достоинстве знания и побуждающих людей к его поиску. Именно поэтому истинный мусульманин всегда является либо знающим, либо находящимся в процессе приобретения знания, а третьего не дано. Современная наука подтверждает сказанное в Коране и хадисах еще 1400 лет назад, и мусульмане, видя научное подтверждение Корана и Сунны, все больше укрепляются в вере, а представители других религий еще сильнее убеждаются в истинности религии ислам.

Чем глубже были познания великих ученых в научных исследованиях, тем сильнее они осознавали неразрывную связь между религией и наукой. Они прекрасно понимали, что все сложнейшие механизмы строения нашей Вселенной не могли возникнуть просто так, без Всевышнего Творца. Сила и степень веры каждого человека основываются на его познании величия Всевышнего, которое немыслимо без познания всего сотворенного нашим Господом.

Наука же и является тем самым звеном, которое дает человеку возможность познать сущность и величие всего сотворенного нашим Творцом, о чем свидетельствует высказывание посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Не размышляйте о Творце, а размышляйте о творениях» (Абу Хурайра). Какое бы научное открытие ни делалось сегодня, ученые богословы находят ему объяснение в Коране и хадисах. Проводимые исследования и научные открытия величайших ученых нашей эпохи являются неоспоримым подтверждением тому, что ислам и наука неразрывно связаны.

Какое высокое место отводится науке и ученым в исламе, говорится в хадисе: «Поистине, ученые являются наследниками пророков и не оставляют в наследство ни дирхемы, ни динары, а оставляют в наследство только знания» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ибн Хиббан, Хаким). Положение пророков перед Всевышним является наиболее высоким. Что может быть почетнее и благороднее, чем изучать науки, являясь наследниками пророков (мир им)?!