Сметы, «сметающие» всё на своем пути

Антимонопольщики Ингушетии выявили антиконкурентное соглашение на рынке разработки и реализации сметных нормативов

В июне прошлого года Госдума РФ приняла закон, направленный на реформирование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Документ устанавливает базовые, системообразующие правила создания и функционирования системы формирования достоверной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального и текущего ремонта объектов, финансируемых с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации.

С принятием закона в Градостроительном кодексе впервые появились понятия сметных норм, сметных нормативов, сметной стоимости, сметных цен строительных ресурсов для формирования единого подхода при разработке нормативно-правовых актов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.

Вообще, манипуляции со сметами — непочатый край для всевозможных злоупотреблений в строительной сфере. Недавно антимонопольщики Ингушетии выявили антиконкурентное соглашению на рынке разработки и реализации сметных нормативов и создания программ для ЭВМ, используемых при работе со сметными нормативами.

— Решением комиссии Ингушского УФАС России был установлен факт согласованных действий между уполномоченным органом — ГАУ «Республиканский центр ценообразования в строительстве» Республики Ингушетия, и хозяйствующими субъектами — НО «НАСИ» (Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга) и ООО «Госнорматив», — сообщил «Ингушетии» заместитель руководителя антимонопольной службы республики Рамзан Евлоев.

— Естественно, эти организации с нами не согласились и пытались обжаловать это решение в Арбитражном суде Ингушетии. Однако суд признал данное решение законным, а наши доводы — справедливыми. Вышеперечисленные организации своими действиями фактически принуждали разработчиков территориальных сметных нормативов и разработчиков сметных программ использовать вместо территориальных сметных нормативов базы данных, содержащие территориальные сметные нормативы, исключительные права на которые принадлежат НО «НАСИ».

Как следует из материалов дела, между НО «НАСИ», ГАУ и ООО «Госнорматив» были заключены лицензионные договора, в соответствие с которыми распространение территориальных сметных нормативов ООО «Госнорматив» осуществляется только в составе программных продуктов, в отношении которых действует право воспроизведения эталонной базы.

При этом, исходя из вышеуказанных договоров, эти нормативы, индексы, дополнения могут представить только НО «НАСИ», ГАУ и ООО «Госнорматив» либо лица, получившие лицензию (сублицензию) на право пользования базами данных, содержащими сметно-нормативные и информационно-справочные материалы по ценообразованию за определенное лицензионное вознаграждение.

Из этого следует, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность, связанную с разработкой проектной документации, должны нести дополнительные расходы по приобретению информации, обязательной для применения в сфере строительства. А хозяйствующие субъекты, разрабатывающие сметные программы, должны приобретать специальное право на воспроизведение эталонной базы для того, чтобы предоставить программу на соответствующем товарном рынке.

— Таким образом, действия участников антиконкурентного соглашения — НО «НАСИ», ООО «Госнорматив», ГАУ, привели к ограничению конкуренции на рынке разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, — заключил Евлоев.