Знак суровой правды жизни

Цикл, посвященный поэзии военных лет продолжает набирать обороты

0

К сожалению, сегодня поэтическое искусство не имеет былой ценности — той, которая существовала в эпохи Александра Пушкина или Анны Ахматовой. Однако есть еще надежда на возрождение прошлых традиций, ведь ежегодно 21 марта авторы и читатели отмечают Всемирный день поэзии, призванный напомнить жителям планеты о существовании мира прекрасного.

Из-за насыщенной программы празднование Всемирного дня поэзии в нашей стране растягивается как минимум месяц. И такое обстоятельство в лишний раз говорит о том, что к поэзии у россиян отношение трепетное и весьма возвышенное.

Уже стало традицией отмечать данный праздник при активной поддержке государственных органов страны. А несколько лет тому назад правительством России были разработаны программы для проведения торжественных мероприятий в честь дня поэзии по регионам и городам страны. Поэтические вечера, на которых авторы публично выступают со своими лучшими произведениями, интеллектуальные соревнования на стихотворные темы, выставки художников-портретистов — всё это имеет место быть среди нашего современного литературного сообщества. Проходят подобные мероприятия и в нашей республике.

К примеру, Ингушский государственный музей изобразительных искусств собрал на этот раз любителей поэзии для того, чтобы рассказать им, как развивалась поэзия в годы войны, и кто стоял у истоков военной тематики. Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня Великой Отечественной войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели.

Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941 —1945 гг.» свидетельствовал: Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов, Сурков и Исаковский читали во время войны, как и в мирное время, буквально каждый.

Эти имена, безусловно, стали символами для многих будущих поколений поэтов и певцов, и поэтому основное место в сценарии вечера в музее было уделено представлению творчества Константина Симонова, Алексея Суркова и Михаила Исаковского, который, впрочем, всегда сам писал музыку на свои стихи.

— Как свидетельствуют очевидцы того времени, произведения этих и многих других авторов учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить, — говорит заместитель директора по научной работе музея Асет Евлоева. — И поэтому главная цель, которую мы преследуем, организовывая подобные встречи с молодежью, это воспитание нашего подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Родине.

Как мы знаем, именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды были созданы почти все поэтические шедевры Константина Симонова: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Жди меня, и я вернусь», «Майор привез мальчишку на лафете» и другие. Человек, поставленный в исключительные обстоятельства, подвергающийся самым жестоким испытаниям, заново узнавал мир и от этого сам становился иным: сложнее, мужественнее, богаче, зорче и точнее в оценках.

«Война изменила людей. Они теперь иначе смотрят и на мир, и на себя. Я — другой я — не тот, не тот, каким был в Москве до войны», — так утверждал Симонов в своей книге под названием: «Встреча на чужбине» 1945 года.
Не менее интересным для читателей представляется и творчество Суркова и Исаковского, которые не понаслышке знали о тяготах войны, и шли с нею бок о бок все четыре года.

Организаторы встречи в государственном музее говорили и о том, что потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Булат Окуджава, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Ольга Берггольц и многие другие. Произведения этих авторов, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний.

Как отмечали многие литературные критики, в них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы — нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.

— Литературные критики до сих пор продолжают утверждать, что стихи военных лет производят впечатление особенной цельности и гармоничности, — говорит Асет Алаудиновна. — Перед читателями раскрывается единый характер, и это характер именно того человека, который выстоял в первых боях с фашизмом, а потом разгромил врага.

В своем выступлении Народный художник Республики Ингушетия Муса Мартазанов отметил, что в произведениях военных лет предсказывается большой срок и жестокость этой бойни, но в то же время угадывается и о том, что человек — сильнее войны. Если любит, если верит.

— Неудивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, рожденных войной, таких как «Синий платочек», «Темная ночь», «Бьётся в тесной печурке огонь», «В лесу прифронтовом», «Огонёк», были сугубо лирическими. Эти песни отогревали солдатское сердце, продрогшее на холодном ветру суровой военной жизни, и помогали им биться с врагом, защищая свою Отчизну, — отметил он, и, обращаясь к представителям молодежи, призвал их дорожить памятью тех, кто ради будущих поколений не пожалели собственные жизни.

Лирическая поэзия периода Великой Отечественной войны — явление яркое, многообразное, широкое по спектру выразившихся в ней человеческих чувств. Она отличалась страстностью гражданского языка и высотою помыслов, устремленных к борьбе за свободу своей Родины.

Поистине поэты, идя вместе с воюющим народом по дорогам войны, внимательно вглядывались в её неженское лицо, и слушали её речи, и в этой постоянной близости находили силу для своего стиха. Но главными песнями военных лет стали песни на стихи Лебедева-Кумача «Священная война» и Исаковского «Катюша».

Отсюда мы видим, что поэтическая публицистика была непременным участником каждого дня военной страды. В лучших своих произведениях авторы-бестселлеры сочетали острую отточенность публицистической формы и глубочайшую ненависть к врагу с горячим гуманизмом, пролетарским интернационализмом и верой в торжество справедливости. Этот великолепный и сложный сплав и придал поэтической публицистике периода Великой Отечественной войны колоссальную агитационную силу воздействия.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости