Быть примером для общества

Детский сад как экспериментальная площадка

0

Дети, как мы знаем, — это наше будущее, и поэтому мы, взрослые, должны делать всё возможное, чтобы они нашли свое достойное место в обществе.

В немалой степени эта задача касается и педагогов, и им не столь важно должно быть, какую дорогу выберет каждый ребенок, повзрослев, главное — не погасить его внутреннюю искорку в настоящем. В принципе, в этом и заключается настоящий профессионализм педагога, от деятельности которого во многом зависит и то, как будет развиваться общество завтра.

Образование в традициях всех времен у разных народов всегда было в центре внимания. Какой бы период времени мы ни рассматривали, вопросы, касающиеся образования детей, всегда были и остаются актуальными. А успешность образования, его качество и перспективы во многом зависят от того, кто этим образованием управляет. Особенно это касается специального дошкольного образования, в программе которого предусмотрена не только подготовка к обучению в школе, но и подготовка детей к большой взрослой жизни.

Кто не знает, что центром любого учреждения является его руководитель? В дошкольном учреждении это заведующая. Какой должна быть современная заведующая, какими профессиональными и личными качествами она должна обладать, чтобы процветал детский сад, комфортно работалось сотрудникам, а родители доверяли ей своих детей? В поисках ответов на эти вопросы мы побывали во многих садиках нашей республики, но по-настоящему нас, как говорится, «зацепило» в барсукинском дошкольном учреждении, построенном несколько лет тому назад, когда была принята федеральная программа «Доступная среда». Возглавляет этот дружный коллектив энергичная и заботливая заведующая — Фатима Котиева.

Говоря о своем наставнике, многие педагоги и воспитатели этого садика отметили, что Фатима Русланбековна — опытный руководитель, с незаурядными организаторскими способностями, который может показать высокий класс и стиль во всем, начиная от внешнего вида до организации работы в дошкольном учреждении. Значительный педагогический стаж, глубокие теоретические знания, солидный практический опыт в сочетании с природным талантом — вот что является мерилом творческого и исследовательского пути этой женщины, которое гарантирует успех в любых начинаниях. Она всегда может найти общий язык и с коллективом, и родителями, и со спонсорами, и детьми. Согласитесь, такая высокая оценка сослуживцев, где бы человек ни работал, дорогого стоит. И можно сказать, что Фатима Русланбековна на протяжении многих лет доказывает, что вполне заслуживает таких слов и всяческих похвал.

Ни для кого не секрет, что в современном мире ускоряющихся технологий и инноваций заведующему детским садом необходимо обладать стратегическим мышлением, хорошо знать образовательный процесс, уметь грамотно им управлять. Только сочетание этих качеств даст повышение качества образования, что является главной задачей современного дошкольного учреждения.

Всем известно, что заведующая таким ответственным учреждением, как детский сад, помимо осуществления общего руководства, должна с максимальной точностью уметь координировать деятельность каждого направления. Учитывая то, что любое государственное дошкольное учреждение является самостоятельной организацией и имеет свой баланс, человек, занимающий пост руководителя, должен выступать и в качестве грамотного финансиста, хозяйственника и хорошего организатора, потому как именно заведующая отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников. Одним словом, без деловой хватки, твердости и решительности здесь не обойтись.

Именно такими качествами, по словам старшего воспитателя ГБДОУ «Детский сад № 1 с. п. Барсуки» Марии Богатыревой, обладает их заведующая, более тридцати лет отдавшая системе образования. Из её рассказа следует, что руководитель этого сада обеспечивает работникам условия труда в соответствии с законодательством о труде, составляет штатное расписание, заключает от имени ДОУ договоры, в том числе договор между ДОУ и родителями (лицами, их заменяющими) каждого ребенка. В пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения по ДОУ и другие акты. Помимо всего этого организует делопроизводство, бухгалтерский учет и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических, противопожарных требований и других условий по охране жизни и здоровья детей. К тому же она осуществляет взаимосвязь с семьями воспитанников, общественными организациями, другими образовательными учреждениями по вопросам дошкольного образования.

— Заведующая — это, прежде всего человек, который тебя понимает, понимает твои проблемы и в любой момент может тебя поддержать, — говорит Мария Камбулатовна. — Если заведующая такими качествами обладает, тебе приятно идти на работу. Ведь ты знаешь, что тебя там всегда ждут, хорошо к тебе относятся. А Фатима наша — женщина с деловой хваткой, твердая, решительная, все, что нужно, выбьет, из-под земли достанет. Вот она какая!

Да, признаться, всегда бывает приятно слышать такой лестный отзыв о хорошем человеке, а когда речь идет о женщине — приятнее вдвойне. Ведь обязанности настоящей хранительницы домашнего очага не ограничиваются одной работой, до и после неё её всегда ждут домашние хлопоты и семейные дела, которые подчас труднее приходится решать, чем дела государственные. А для того, чтобы успешно справляться на обоих фронтах, нужно гореть работой. Страстный человек сам влюбляется в свое дело, сам творит и увлекает за собой коллектив. А как было видно из отзывов коллег Фатимы Русланбековны, для такой заведующей управлять детским садом — это не просто должность. Это образ жизни.

Продолжая рассуждать о профессиональных и личных свойствах человека, сама Фатима Русланбековна отметила, что руководителя должно отличать еще одно, кроме всех вышеперечисленных, качество — интуиция.

— Он должен научиться оценивать ситуацию не только головой, не только при помощи рассудка, а «шестым» чувством, — заметила она. — Время — хороший доктор. И надо научиться управлять этим временем. Пусть человек покажет, что он любит свою профессию и умеет работать с детьми. И, главное, обладает умением общаться с людьми и может быть умеренным, взвешенным и сдержанным. Такие важные качества должны быть присущи любому работнику детского сада, какую бы должность он ни занимал. А еще для меня очень много значит смелость. Я очень люблю смелых людей, решительных.

Как утверждают многие исследователи, руководитель ДОУ не только профессия, это высокая миссия, предназначение которой — сотворение личности. Жизнь в педагогической профессии — это неустанный труд души. Причем люди с большим стажем работы говорят, что нельзя работать руководителем, не став, прежде всего, педагогом, наставником, хозяйственником. Ведь жизнь руководителя состоит из будней, полных тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков.

— Я стала заведующей в 2012 году, — рассказывает Ф. Котиева. — До этого много лет я проработала в различных образовательных учреждениях республики и была куратором в институте повышения квалификации работников образования. Поэтому я могу смело сказать, что мой трудовой путь был последовательным и осознанным.

Многое из того, что было в начале её заведования ДОУ, вспомнила моя собеседница во время нашего разговора. К примеру, когда в садике, которым она успешно руководит вот уже семь лет, была начата инновационная политика, ей на себе пришлось ощутить сопротивление некой системы, когда некоторые сотрудники игнорировали перемены. Другие занимали оборонительную позицию, отказывались от внедрения новаций, объясняя это разными причинами: «Детям это неинтересно», «Нас этому не учили» и так далее.

И тогда Фатима Котиева, посоветовавшись со своими заместителями, поставила перед собой цель: развитие профессионально-личностной готовности педагогов к реализации индивидуально-дифференцированного подхода в вопросах обучения, воспитания и оздоровления воспитанников и повышение профессиональной компетентности по данной проблеме.

Для осуществления этой цели она проанализировала трудности и проблемы взаимодействия педагогов с воспитанниками в соответствии с требованиями индивидуально-дифференцированного подхода и выявила причины трудностей, определив их характер. Далее, обеспечила целенаправленную и планомерную учебу педагогических кадров, направленную на повышение профессионального и педагогического мастерства, качественного творческого роста. Стимулировала обобщение и распространение опыта работы через участие педагогов в научно-практических конференциях, мастер-классах, публикациях в СМИ и т. д.

Но, выработав такую стратегию, заведующая не стала наблюдать за всем процессом со стороны, а совместно с педагогами стала принимать самое непосредственное участие в преобразовании предметно-развивающей среды с учетом потребностей детей разных возрастов. В итоге ей удалось регулировать и оценивать результативность их труда, а также оказывать всю необходимую помощь в реализации любой идеи сотрудников, будь то проведение внепланового досуга, выставки либо написание научного труда.

Ещё одним немаловажным достижением в образовательной деятельности государственного детского сада № 1 с. п. Барсуки стало представление ими заявки на присвоение статуса «Инновационная площадка федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».

Говоря о теме инновационной деятельности, которая затрагивает модернизацию образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение», Фатима Русланбековна отметила, что без выполнения данных требований сегодня в детских садах работать просто неинтересно.

— Здесь реально видна актуальность проблемы, которая обусловлена переосмыслением социокультурной ситуации развития дошкольников, и новизна деятельности, — подчеркнула она. — И это требует от руководителей дошкольных организаций взвешенного и обоснованного выбора образовательной программы, на основе которой планируется её дальнейшая разработка и реализация.

Что касается основных целей и предпосылок проводимой работы, заведующая садиком сказала, что её коллектив хочет добиться нового уровня качества дошкольного образования, соответствующего требованиям ФГОС ДО, отвечающего вызовам современной жизни.

— Более того, данная программа позволит создать требуемые новые психолого-педагогические условия образовательной деятельности, в том числе формирование развивающей предметно-пространственной и мотивирующей среды, как в групповом помещении, так и на открытой территории, которые позволят дать ребенку статус полноправного участника образовательных отношений, поддерживать любознательность и инициативу ребенка, его игровую деятельность во всех видах и формах, а также организовать «учебное сообщество», основанное на диалогическом принципе содействия, — подчеркнула она.

Как соискатель, заслуженный учитель Республики Ингушетия, почетный работник общего образования РФ, Фатима Русланбековна Котиева, по праву соответствуя занимаемому статусу лидера российского образования, одним из самых приоритетных направлений в деле воспитания подрастающего поколения считает познавательно-речевое развитие детей, чему она уделяет в своем саду огромное внимание.

А высокая техническая и методическая оснащенность, со вкусом подобранный архитектурный и дизайнерский стиль на всех этажах здания дают основания полагать, что в детском саду «Родничок» созданы все условия для успешного развития и оздоровления детей.

По словам заместителя заведующей по воспитательной части Марии Богатыревой, здесь неукоснительно соблюдаются условия безопасности жизни детей и ведется систематическая работа по укреплению и оздоровлению воспитанников. Медицинский блок садика оснащен необходимым оборудованием и инвентарем, а в каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи.

Необходимо отметить, что со дня своего открытия детский сад № 1 в Барсуках зарекомендовал себя, как элитное образовательное учреждение. Ни для кого не секрет, что сюда стремятся отдать своих детей не только жители сельского поселения, но и родители из близлежащих населенных пунктов. Этим и объясняется статус учреждения в любой сфере деятельности, а в образовательной среде — тем более. Здесь неустанно работают над тем, чтобы создать все условия для всестороннего развития детского творчества. Заботливые и внимательные воспитатели и педагоги, учитывая то, что ребенок всё познает через игры, во всех группах применяют методы, позволяющие детям оказаться на одном уровне со взрослыми, а также учат их делать работы из пластилина, бумаги, картона и другого природного материала. Также много времени и внимания уделяют здесь развитию певческого и танцевального таланта у воспитанников, потому как любовь к искусству расширяет детский кругозор и делает детей добрее и бескорыстнее.

И ещё здесь считают, что чрезвычайно важна забота о положительном психологическом климате в коллективе. Для этого руководство изучает потенциальные возможности педагогов и степень психологической готовности к инновациям.

Как нам удалось узнать, на базе ГБДОУ «Детский сад № 1 с. п. Барсуки» периодически проходят мероприятия во взаимодействии с институтом повышения квалификации, который проводит свои семинары. Если в стенах института студентам показывают теоретическую часть, то для получения практики выпускников обычно направляют сюда, где им есть что показать и чему поучиться. Поэтому это дошкольное учреждение называют экспериментальной площадкой, где применяются все современные технологии образовательного и воспитательного процесса по ФГОС.

— Должна сказать вам, что такая популярность пришла к нам непросто, — говорит Фатима Русланбековна, — и для того чтобы быть лучшими в республике, мы трудимся не покладая рук, без праздников и выходных. Не без гордости хочу сказать, что в прошлом году мы вошли в топ-100 лучших садиков России, и в сентябре 2018 года Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров лично посетил наше учреждение и поблагодарил коллектив за такую плодотворную работу. Также в 2017-2018 гг. дети из нашего сада стали лауреатами всероссийского фестиваля «Лучшая дошкольная образовательная организация», а на Всероссийской олимпиаде дошкольников мы заняли почти все призовые места. В прошлом году состоялась Первая межпредметная олимпиада дошкольников, на которой наши воспитанники также показали очень хорошие результаты.

И действительно, рабочий план общей деятельности этого садика, который всё время обновляется, насыщен культурно-массовыми мероприятиями, проводимыми методистами во всех группах. Это и традиционные новогодние утренники и сказки, осенние балы и шоу мыльных пузырей, а также различные мероприятия по профилактике предупреждения детского дорожного травматизма и праздники по случаю знаменательных дат и событий. Кроме этого, сами члены коллектива систематически принимают участие во всероссийских конференциях, онлайн-консультациях и различных конкурсах и акциях, которые позволяют им повысить имидж детского сада.

За шесть полных лет работы из стен детского сада № 1 с. п. Барсуки вышло около пятисот дошколят, и надо сказать, что учатся они сегодня в самых лучших школах и лицеях республики. По словам преподавателя начальных классов Барсукинской средней школы Заримы Оздоевой, дети, посещавшие детский садик, значительно отличаются от тех, кто не ходил в сад, и с такими просвещенными намного легче бывает строить учебный процесс. Этим и определяется важность профессиональной деятельности работников дошкольных образовательных учреждений, которые выполняют самую высокую миссию.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости