Пандемия коронавируса меняет образовательные траектории

Директор Северо-Кавказского института РАНХиГС рассказал газете «Ингушетия» о возможностях изменения платы за обучение в вузах

Из-за пандемии коронавируса многие студенты, учащиеся на коммерческой основе, потеряли возможность оплачивать свое образование. Как сообщает газета «Известия», Всероссийский студенческий союз направил в правительство России и Минобрнауки обращение с просьбой оказать им финансовую поддержку и произвести перерасчет за «дистанционные месяцы».

В Министерстве науки и высшего образования рассказали, что рассматривают вопрос о снижении стоимости обучения в вузах из-за пандемии коронавируса. По словам главы ведомства Валерия Фалькова, корректировка стоимости возможна для студентов тех вузов, где не смогли обеспечить высокое качество дистанционного обучения. Однако он добавил, что нельзя забывать о юридической составляющей, ведь в договоре на оказание платных образовательных услуг ранее уже была установлена и утверждена стоимость обучения.

«Мы этот вопрос сейчас внимательно изучаем, у него есть два измерения, я пока предварительно хотел бы сказать. Сугубо юридическое — это то, что написано в договоре, в первую очередь, между студентом и университетом. В большинстве случаев организовано дистанционное образование, и в случае удовлетворенности не подразумевает снижение стоимости», — сказал Фальков в эфире телеканала «Россия 24».

Однако он также отметил, что необходимо учитывать и социальную справедливость.

«Есть и ситуация, когда нет нормального дистанционного формата, когда вуз не смог обеспечить качество образования. В каждом таком случае надо будет принимать решение индивидуально», — сообщил он.

Ранее с предложением снизить стоимость обучения в вузах в случае перевода студентов на длительное дистанционное обучение выступили в Госдуме. Первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Олег Смолин считает, что если онлайн-обучение продлится не более трех недель, то корректировка стоимости не имеет смысла. Однако если речь пойдет о более длительном периоде, говорить о снижении вполне справедливо.

Своим экспертным мнением по этой теме с газетой «Ингушетия» поделился член Общественной палаты РФ, директор Северо-Кавказского института РАНХиГС, кандидат экономических наук Азамат Тлисов.

— Сегодня в России более половины всех студентов обучаются на условиях полной компенсации затрат, попросту говоря, оплачивают свое обучение сами или при поддержке родных и близких. А это более 2 млн человек. В условиях экономического спада, вызванного пандемией, многие будут вынуждены пересматривать свои финансовые возможности и, как следствие, образовательные траектории. С учетом резкого сокращения доходов родителей и возможностей для дополнительной подработки самих студентов, их число будет расти.

В этой связи есть несколько сценариев решения вопроса. Наиболее реалистичным мне представляется расширение числа субсидируемых за счет государства кредитных продуктов, которые позволили бы рассмотреть для себя возможность обучения и переподготовки широкому кругу лиц. Институционально это возможно через приобретенный правительством Сбербанк. А в условиях меняющегося рынка труда, данная мера позволит снизить и без того высокий уровень напряжённости.

Другой мерой могла бы стать корректировка нормативного показателя стоимости обучения, на который обязаны ориентироваться вузы при установлении цены образовательных услуг. В изменившихся экономических условиях эта мера была бы оправдана, что в свою очередь позволило бы вузам снизить плату для студентов. Но при этом надо признать, что дистанционное образование не значит более дешёвое. По оценкам экспертов, дистанционный формат требует не меньше усилий и обеспечение должного качества с учетом имеющихся технологий, делает его ещё дороже, примерно на 10%.