Учимся разрешать конфликты играючи

Фонд «Генезис» реализует новый проект профилактики экстремизма

В данном случае под словом «играючи» понимается не легкость, с которой преодолевается конфликт, а особая методика миротворческого процесса. Разрешать конфликты и преодолевать недопонимание, проигрывая сложные ситуации межличностных взаимоотношений, словно ты участник театрального действа, когда-то предложил известный бразильский драматург Аугусто Боаль.

Одним из пионеров по применению идей «Театра угнетенных», частью которого и является техника форум-театр, на Северном Кавказе является известный тренер-реабилитолог Инна Айрапетян. Именно ее и привлекли в Общественном фонде социального развития «Генезис» для знакомства своих волонтеров с этой уникальной методикой психопрофилактики и психокоррекции социальных проблем.

Реализуемый «Генезис» просветительский проект «Вместе!» ориентирован на профилактику экстремизма и радикализма в молодежной среде. Учредители фонда стремятся охватить своей работой как можно большее число представителей подрастающего поколения Ингушетии, Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии.

— К сожалению, проблема радикализации молодежи приобрела в последние годы особую актуальность в нашей стране, — говорит один из координаторов проекта «Вместе!» Марета Дзейтова. — Общество активно ищет пути противодействия этому явлению. Оно хочет оградить наших парней, а нередко и девушек, от пагубного влияния идеологов экстремизма. Как ответ на этот социальный запрос мы тоже ищем новые формы психологической и реабилитационной работы с молодежью. Форум-театр зарекомендовал себя как одна из наиболее эффективных техник преодоления конфликтных ситуаций, возникающих в различных сообществах. Посмотреть, что это, научить работать в формате форум-театра своих волонтеров мы и пригласили к себе Инну Айрапетян.

Закон жанра предполагает, что участники тренинга составляют некий сценарий, в основе которого лежит сюжет преодолеваемого конфликта, и который затем коллективом драматургов самими же и «проигрывается» на сцене. Подмостки в данном случае понятие условное, за них сойдет любая площадка. Среди героев повествования обязательно есть угнетатель и угнетаемый. В роли своеобразного режиссера-постановщика выступает персонаж под названием Джокер.

Он предлагает зрителям объяснить, что происходило на сцене, в чём заключается проблема, предоставляет зрителю возможность самому стать актёром и сыграть в спектакле, заменив кого-то из исполнителей. При этом на одну роль могут себя попробовать несколько зрителей. В роли актёра зритель глубже погружается в эмоциональные переживания персонажа, ощущает результат своего вмешательства. Попытка участия может привести к иному осмыслению проблемы, реакции на неё.

Соответственно, аудитория вовлекается в переживание, что сравнимо с методом социодрамы, где драма актёров становится драмой зрителей.

— На мой взгляд, — говорит Инна Айрапетян, — для нашего достаточно консервативного и закрытого общества форум-театр — это наиболее универсальная и эффективная методика разрешения конфликтов. Здесь не нужно делиться какими-то секретами, личными переживаниями, чересчур открываться перед незнакомой аудиторией. При этом, участвуя в постановке, примеряя на себя различные роли (то становясь угнетателем, то угнетаемым, либо просто зрителем), человек либо утверждается в своей позиции, либо пересматривает ее, а затем помогает выбраться из психологического тупика товарищу. И я считаю, что за этой методикой — будущее профилактической работы с социальными проблемами.