Год педагога и наставника

Хорошее образование — это залог процветания нации и страны

Фото:
личный архив Р. Олиговой
Рая Олигова

Важнейшая цель современного образования — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Эту задачу стремятся выполнить учителя школ.

Хорошим учителем может стать лишь тот, кто имеет высокий уровень образования, исследователь, обладающий гибким педагогическим мышлением, имеющий также высокий уровень профессионализма и владеющий профессиональными педагогическими умениями.

К такой категории учителей я бы отнесла учителя ГБОУ «СОШ № 2 г. Магас» учителя английского языка Раю Идрисовну Олигову. Это человек, который душой болеет за свою школу, будущее детей. Она принадлежит к числу педагогов, которые совмещают в себе огромный преподавательский опыт, громадный объём знаний и по-настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников. Про таких людей говорят, они работают «с огоньком», отдавая делу всего себя. Также её отличает требовательность к себе и окружающим, отличное знание своего предмета, большая эрудиция. Раю Идрисовну отличает мягкий, но настойчивый стиль работы.

У кого-то интерес к делу, которым он станет заниматься впоследствии, проявляется либо в детские годы или же, став старше. У героини моего рассказа тяга к иностранным языкам возникла в школьные годы, когда она училась ещё в младших классах, в селе Кантышево. В те годы предмет иностранного языка в изучении школьной программы только-только начал вводиться. И большинство школьников проявляли особый интерес к новому предмету. Рассказывая о той поре, Рая говорит: «Я училась где-то во втором классе, когда в школьную программу ввели иностранный язык, начиная с пятого класса. Помню, моя старшая сестра очень увлечённо занималась немецким языком: заучивала новые для себя слова, стараясь овладеть разговорной речью. Наблюдая за её стараниями, интерес познать иностранный язык потихоньку передался и мне. Вместе с ней я заучивала небольшие предложения, слова на немецком. Достигнув возраста, когда смогла поближе познакомиться с культурой другой страны, с новым языком, я активно начала овладевать знаниями в этом направлении, в этой области. Мою первую учительницу иностранного языка звали Белозерская Нина Анатольевна. Она была профессионалом своего дела, грамотным специалистом. Могла заинтересовать учащихся своим предметом. Вспоминается, как она показывала нам диафильмы, рассказывающие о стране изучаемого предмета, демонстрировала разные картинки о жизни в Германии. У неё был свой индивидуальный метод ведения занятий. За хорошую отметку Нина Анатольевна вручала нам звёздочки, вырезанные из красной бархатной бумаги. И каждый учащийся старался завоевать их всё больше и больше. Тем самым развивался дух соперничества. Я никогда не забываю свою первую учительницу. Она работала с желанием передать те знания, которыми сама владела, нам, своим подопечным».

Школьные годы (1 ряд слева третья)

В конце пятого класса Рая Олигова переезжает в город Грозный, где её определяют в новую школу — СШ № 56. Обладая от природы общительным характером, она быстро вливается в новый коллектив. Как и любому новичку, ей приходится показать хорошие знания по всем предметам. В сильной городской школе, где в каждом классе были свои отличники, занять достойное место было не так просто. Но Рая смогла не только самоутвердиться, но и перегнать в учёбе своих одноклассников, а также завоевать уважение и доверие учителей.

Школьная жизнь в городской школе была очень насыщенной. Рая принимала самое активное участие во всех мероприятиях, которые проходили в стенах учебного заведения, ставшего для неё уже родным. Она не раз защищала честь школы на различных олимпиадах, конкурсах между городскими школами. Обладая также от природы хорошими вокальными данными, любила петь в своём коллективе, среди друзей, в школе.

Родители моей героини, заметив её тягу к музыкальному творчеству, отдают её в музыкальную школу, где она учится игре на фортепиано. Вскоре она начинает солировать в хоре, который был при музыкальной школе. Рая, смеясь, делится со мной: «Руководитель хора Сумелиди Галина Федоровна прочила мне большое будущее в музыкальном мире, всегда говорила, что я своим голосом смогу затмить оперную диву Образцову. Она была исключительным человеком, добрая по натуре, ответственно подходящая к своему делу».

Рая Олигова солистка хора при музыкальной школе, г. Грозный (верхний ряд, 8-ая справа)

Прошло время... Школьные годы моей героини остались позади. Настал час, когда надо было определяться с выбором будущей профессии. Недолго думая, Рая решает связать свою дальнейшую жизнь с иностранными языками, она отдаёт документы в ЧИГУ им. Л. Н. Толстого в Грозном, на факультет романо-германской филологии. Аттестат с отличием помог ей без труда пройти конкурс. Успешно сдав все вступительные экзамены, она становится студенткой Чечено-Ингушского университета. Вспоминая эти годы, она говорит: «Это была яркая страница в моей жизни. Учёба мне давалась очень легко, студенческая жизнь была насыщенной, приносила много радости, незабываемые эмоции. Курс лекций по изучаемым предметам вели грамотные специалисты».

Вручение аттестата, г. Грозный

Когда Рая училась на 4-м курсе университета, ЧИГУ впервые получил возможность отправить своих студентов на стажировку в страну изучаемого языка. Это была образовательная программа в университетах Германии. Отбор студентов, которые должны были поехать, шёл на конкурсной основе. Рае же, как отличнице, предоставляют одно место вне конкурса. Таким образом, она становится обладательницей счастливого билета на поездку в Германию. Вместе с другими студентами, прошедшими отборочный тур, она отправляется в Германию на годичную стажировку, где ей предстояло учиться в одном из старейших вузов мира, основанном ещё в середине 16 века, в университет им. Ф. Шиллера (г. Йена).

Стажировка в Германии (Рая Олигова в центре)

«Германия нас встретила радушно, — рассказывает она. — Нам предстояло знакомиться с культурой, с традициями чужой для нас страны. В те годы не было еще мобильных телефонов, отсутствовала связь с родными. Письма приходилось писать старым методом, вручную».

Когда настигала тоска по дому, молодая студентка из Ингушетии там, в далёкой стране, писала длинные письма родным, подробно описывая всё происходящее с ней, о своих успехах, о новых знакомствах и т. д.

Годы стажировки в университете имени Ф. Шиллера незаметно подошли к своему завершению. И Рая Олигова возвращается в родные пенаты, где продолжает учёбу в университете. Вскоре она заканчивает ЧИГУ, получив красный диплом. Сразу по окончании университета ее принимают на работу в свой родной вуз, на должность ассистента кафедры немецкого языка. Именно в родных стенах и начинается ее трудовая деятельность. Она ведёт дисциплину «страноведение», рассказывая подробно студентам о стране, где ей самой посчастливилось учиться. Так продолжалось несколько лет, пока не ворвались в её жизнь события, изменившие привычный образ жизни... война в Чечне. Ей, как и многим жителям Чечни, вместе с семьёй пришлось покинуть место, где она провела счастливое время в своей жизни. Переехав в Ингушетию, Рая Олигова выходит на работу в только что открывшуюся гимназию в г. Назрани и одновременно получает должность ассистента кафедры иностранных языков Ингушского государственного университета.

Годы работы в гимназии г. Назрань (крайняя справа)

В 2001 году Р. И. Олигова поступает в заочную аспирантуру на кафедру немецкого языкознания МГУ им. М. В. Ломоносова, который оканчивает с отличием.

В 2004 году студенты немецкого отделения ИнгГУ впервые получают возможность пройти стажировку в стране изучаемого языка. Рая Идрисовна Олигова становится одним из руководителей группы, отобранной для поездки. «Такая поездка была предпринята впервые в истории Ингушского университета, — рассказывает она. — Мы провели в Берлине две недели. Студенты получили редкую возможность услышать живую немецкую речь и закрепить свою языковую практику. Данная поездка была важным событием для всей нашей республики. Она способствовала не только повышению уровня изучаемого языка, но и сближению народов».

Стажировка в Берлине (справа пятая)

Рае Идрисовне довелось работать также и в международных организациях. В 2001 году она получает должность переводчика в организации «Врачи без границ» (Голландия), а с 2005 года работает администратором международной организации УВКБ ООН.

В 2020 году она выходит на работу в качестве учителя английского языка в ГБОУ «СОШ № 2 г. Магас», чтобы быть рядом со своими детьми, которых у неё трое: Мохаммед-Эмин, Ахмед и дочка Жаннет. На мой вопрос, а переняли ли ваши дети наклонности, привязанность к изучению иностранных языков, Рая говорит: «Я бы не сказала, что они так сильно тяготеют к языкам, но при желании они быстро схватывают любой материал. Правда, Жаннет любит больше времени уделять иностранным языкам, она свободно уже может изъясняться на английском. Мы дома часто с ней разговариваем на иностранном».

Рая Олигова с сыном Мохаммед-Эмином

«Все мы знаем, что в современном мире знание иностранных языков становится очень популярным, — делится Р. И. Олигова. — «Знание одного языка позволяет войти в коридор жизни, знание двух языков — открывает вам все двери в этом коридоре», — сказал канадский психолингвист Франк Смит. Действительно, изучение языков расширяет спектр знаний человека. Чем больше человек знает языков, тем лучше его способность и к адаптации в окружающем мире. Знание иностранных языков расширяет кругозор, влияет на широту мышления. В наше время, когда международный бизнес и работа за границей стали обычным делом, населению необходимо владеть хотя бы одним иностранным языком».

Хорошее образование — это залог процветания нации и страны в целом. В нашей республике, как и во всей стране, каждый год открываются новые школы, и это радует. Хочу подчеркнуть, когда учитель увлечен своим предметом, этот предмет становится увлекательным и для обучающихся.

Героиня моего сегодняшнего рассказа всегда стремилась достичь максимальных результатов как в учебе, так и в работе. Как сказал Антон Павлович Чехов:"Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело". Рая Олигова является именно таким учителем. Ее уроки всегда наполнены не только напряжённым учебным трудом, но и радостью познания. Хочется пожелать ей терпения и огромных сил в этом нелегком благородном труде.