Важнейшая цель современного образования — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Эту задачу стремятся выполнить учителя школ.
Хорошим учителем может стать лишь тот, кто имеет высокий уровень образования, исследователь, обладающий гибким педагогическим мышлением, имеющий также высокий уровень профессионализма и владеющий профессиональными педагогическими умениями.
К такой категории учителей я бы отнесла учителя ГБОУ «СОШ № 2 г. Магас» учителя английского языка Раю Идрисовну Олигову. Это человек, который душой болеет за свою школу, будущее детей. Она принадлежит к числу педагогов, которые совмещают в себе огромный преподавательский опыт, громадный объём знаний и по-настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников. Про таких людей говорят, они работают «с огоньком», отдавая делу всего себя. Также её отличает требовательность к себе и окружающим, отличное знание своего предмета, большая эрудиция. Раю Идрисовну отличает мягкий, но настойчивый стиль работы.
У кого-то интерес к делу, которым он станет заниматься впоследствии, проявляется либо в детские годы или же, став старше. У героини моего рассказа тяга к иностранным языкам возникла в школьные годы, когда она училась ещё в младших классах, в селе Кантышево. В те годы предмет иностранного языка в изучении школьной программы только-только начал вводиться. И большинство школьников проявляли особый интерес к новому предмету. Рассказывая о той поре, Рая говорит: «Я училась где-то во втором классе, когда в школьную программу ввели иностранный язык, начиная с пятого класса. Помню, моя старшая сестра очень увлечённо занималась немецким языком: заучивала новые для себя слова, стараясь овладеть разговорной речью. Наблюдая за её стараниями, интерес познать иностранный язык потихоньку передался и мне. Вместе с ней я заучивала небольшие предложения, слова на немецком. Достигнув возраста, когда смогла поближе познакомиться с культурой другой страны, с новым языком, я активно начала овладевать знаниями в этом направлении, в этой области. Мою первую учительницу иностранного языка звали Белозерская Нина Анатольевна. Она была профессионалом своего дела, грамотным специалистом. Могла заинтересовать учащихся своим предметом. Вспоминается, как она показывала нам диафильмы, рассказывающие о стране изучаемого предмета, демонстрировала разные картинки о жизни в Германии. У неё был свой индивидуальный метод ведения занятий. За хорошую отметку Нина Анатольевна вручала нам звёздочки, вырезанные из красной бархатной бумаги. И каждый учащийся старался завоевать их всё больше и больше. Тем самым развивался дух соперничества. Я никогда не забываю свою первую учительницу. Она работала с желанием передать те знания, которыми сама владела, нам, своим подопечным».
В конце пятого класса Рая Олигова переезжает в город Грозный, где её определяют в новую школу — СШ № 56. Обладая от природы общительным характером, она быстро вливается в новый коллектив. Как и любому новичку, ей приходится показать хорошие знания по всем предметам. В сильной городской школе, где в каждом классе были свои отличники, занять достойное место было не так просто. Но Рая смогла не только самоутвердиться, но и перегнать в учёбе своих одноклассников, а также завоевать уважение и доверие учителей.
Школьная жизнь в городской школе была очень насыщенной. Рая принимала самое активное участие во всех мероприятиях, которые проходили в стенах учебного заведения, ставшего для неё уже родным. Она не раз защищала честь школы на различных олимпиадах, конкурсах между городскими школами. Обладая также от природы хорошими вокальными данными, любила петь в своём коллективе, среди друзей, в школе.
Родители моей героини, заметив её тягу к музыкальному творчеству, отдают её в музыкальную школу, где она учится игре на фортепиано. Вскоре она начинает солировать в хоре, который был при музыкальной школе. Рая, смеясь, делится со мной: «Руководитель хора Сумелиди Галина Федоровна прочила мне большое будущее в музыкальном мире, всегда говорила, что я своим голосом смогу затмить оперную диву Образцову. Она была исключительным человеком, добрая по натуре, ответственно подходящая к своему делу».
Прошло время... Школьные годы моей героини остались позади. Настал час, когда надо было определяться с выбором будущей профессии. Недолго думая, Рая решает связать свою дальнейшую жизнь с иностранными языками, она отдаёт документы в ЧИГУ им. Л. Н. Толстого в Грозном, на факультет романо-германской филологии. Аттестат с отличием помог ей без труда пройти конкурс. Успешно сдав все вступительные экзамены, она становится студенткой Чечено-Ингушского университета. Вспоминая эти годы, она говорит: «Это была яркая страница в моей жизни. Учёба мне давалась очень легко, студенческая жизнь была насыщенной, приносила много радости, незабываемые эмоции. Курс лекций по изучаемым предметам вели грамотные специалисты».
Когда Рая училась на 4-м курсе университета, ЧИГУ впервые получил возможность отправить своих студентов на стажировку в страну изучаемого языка. Это была образовательная программа в университетах Германии. Отбор студентов, которые должны были поехать, шёл на конкурсной основе. Рае же, как отличнице, предоставляют одно место вне конкурса. Таким образом, она становится обладательницей счастливого билета на поездку в Германию. Вместе с другими студентами, прошедшими отборочный тур, она отправляется в Германию на годичную стажировку, где ей предстояло учиться в одном из старейших вузов мира, основанном ещё в середине 16 века, в университет им. Ф. Шиллера (г. Йена).
«Германия нас встретила радушно, — рассказывает она. — Нам предстояло знакомиться с культурой, с традициями чужой для нас страны. В те годы не было еще мобильных телефонов, отсутствовала связь с родными. Письма приходилось писать старым методом, вручную».
Когда настигала тоска по дому, молодая студентка из Ингушетии там, в далёкой стране, писала длинные письма родным, подробно описывая всё происходящее с ней, о своих успехах, о новых знакомствах и т. д.
Годы стажировки в университете имени Ф. Шиллера незаметно подошли к своему завершению. И Рая Олигова возвращается в родные пенаты, где продолжает учёбу в университете. Вскоре она заканчивает ЧИГУ, получив красный диплом. Сразу по окончании университета ее принимают на работу в свой родной вуз, на должность ассистента кафедры немецкого языка. Именно в родных стенах и начинается ее трудовая деятельность. Она ведёт дисциплину «страноведение», рассказывая подробно студентам о стране, где ей самой посчастливилось учиться. Так продолжалось несколько лет, пока не ворвались в её жизнь события, изменившие привычный образ жизни... война в Чечне. Ей, как и многим жителям Чечни, вместе с семьёй пришлось покинуть место, где она провела счастливое время в своей жизни. Переехав в Ингушетию, Рая Олигова выходит на работу в только что открывшуюся гимназию в г. Назрани и одновременно получает должность ассистента кафедры иностранных языков Ингушского государственного университета.
В 2001 году Р. И. Олигова поступает в заочную аспирантуру на кафедру немецкого языкознания МГУ им. М. В. Ломоносова, который оканчивает с отличием.
В 2004 году студенты немецкого отделения ИнгГУ впервые получают возможность пройти стажировку в стране изучаемого языка. Рая Идрисовна Олигова становится одним из руководителей группы, отобранной для поездки. «Такая поездка была предпринята впервые в истории Ингушского университета, — рассказывает она. — Мы провели в Берлине две недели. Студенты получили редкую возможность услышать живую немецкую речь и закрепить свою языковую практику. Данная поездка была важным событием для всей нашей республики. Она способствовала не только повышению уровня изучаемого языка, но и сближению народов».
Рае Идрисовне довелось работать также и в международных организациях. В 2001 году она получает должность переводчика в организации «Врачи без границ» (Голландия), а с 2005 года работает администратором международной организации УВКБ ООН.
В 2020 году она выходит на работу в качестве учителя английского языка в ГБОУ «СОШ № 2 г. Магас», чтобы быть рядом со своими детьми, которых у неё трое: Мохаммед-Эмин, Ахмед и дочка Жаннет. На мой вопрос, а переняли ли ваши дети наклонности, привязанность к изучению иностранных языков, Рая говорит: «Я бы не сказала, что они так сильно тяготеют к языкам, но при желании они быстро схватывают любой материал. Правда, Жаннет любит больше времени уделять иностранным языкам, она свободно уже может изъясняться на английском. Мы дома часто с ней разговариваем на иностранном».
«Все мы знаем, что в современном мире знание иностранных языков становится очень популярным, — делится Р. И. Олигова. — «Знание одного языка позволяет войти в коридор жизни, знание двух языков — открывает вам все двери в этом коридоре», — сказал канадский психолингвист Франк Смит. Действительно, изучение языков расширяет спектр знаний человека. Чем больше человек знает языков, тем лучше его способность и к адаптации в окружающем мире. Знание иностранных языков расширяет кругозор, влияет на широту мышления. В наше время, когда международный бизнес и работа за границей стали обычным делом, населению необходимо владеть хотя бы одним иностранным языком».
Хорошее образование — это залог процветания нации и страны в целом. В нашей республике, как и во всей стране, каждый год открываются новые школы, и это радует. Хочу подчеркнуть, когда учитель увлечен своим предметом, этот предмет становится увлекательным и для обучающихся.
Героиня моего сегодняшнего рассказа всегда стремилась достичь максимальных результатов как в учебе, так и в работе. Как сказал Антон Павлович Чехов:"Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело". Рая Олигова является именно таким учителем. Ее уроки всегда наполнены не только напряжённым учебным трудом, но и радостью познания. Хочется пожелать ей терпения и огромных сил в этом нелегком благородном труде.