Как наше слово отзовется

Или чем опасна ненормативная лексика

Нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова, — всё, что раньше употребляли только в низших слоях общества, сейчас мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, телепередачах и даже из уст политических деятелей и артистов. И тут невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

Как мы знаем, жизнь людей немыслима без языка и речи. А само слово является самым главным средством общения между людьми, способом обмена информацией.

Нередко мы судим о людях по тому, как они умеют говорить, какими собеседниками являются. Словом можно поддержать в трудную минуту, порадовать другого человека, но также можно и обидеть ненароком сказанным невежественным словом.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) говорил так: «Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Берегитесь от такого слова, которое разъединяет людей».

Отнюдь не лишним будет вспомнить и слова легендарного мастера русской словесности Владимира Даля, который говорил: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека — это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Вслушайтесь в это высказывание, ощутите, насколько глубокий смысл вложил Даль в эту фразу — «союзное звено между телом и духом»! Недаром ведь и наши предки считали, что слово как лечит, так и калечит.

В современном мире всё чаще появляются новые слова и выражения. К сожалению, есть и такие слова-паразиты, которые засоряют нашу речь и делают её бескультурной. Бранные, жаргонные, вульгарные выражения и всякое специфическое общение в интернет-пространстве стало для нас, к сожалению, нормой. Всё это называется ненормативной лексикой, потому как всегда осуждалась общественной моралью, ведь она воспринимается как признак некультурности и как принадлежность к «низшим слоям общества».

Безусловно, употребление ненормативной лексики говорит о бедном словарном запасе и духовной нищете человека. И поэтому с этим злом борьба ведется очень давно. История нам говорит, что даже в старину сквернословие запрещалось царскими указами. Например, Иван Грозный повелел, чтобы православные христиане «матерно не лаялись, скверными речами друг друга не упрекали».

На борьбу со сквернословием были также направлены указы царя Алексея Михайловича, когда за сквернословие было положено телесное наказание: на рынках и площадях ходили переодетые чиновники, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, наказывали их розгами для примера прочим.

А Пётр I требовал от своих современников писать «как можно вразумительней», не злоупотребляя нерусскими словами и не произносить непристойные слова в обществе.

Сегодня, несмотря на то, что на пути сквернословия выставлены законодательные препоны, мат неизменно присутствует в нашей повседневной жизни. Мы смеемся и аплодируем, когда кто-то из публичных людей вставляет в свою речь крепкое словцо, мы цитируем неоднозначные крылатые фразы и напеваем песни, содержащие ненормативную лексику. Мат превращается в нашу национальную визитную карточку? Имеем ли мы право подобным образом модернизировать свой родной язык, заменяя простые и понятные слова теми, которые несут в своем корне безобидную, на первый взгляд, скверну? Должны ли мы бороться за чистоту родного языка и исключать из него выражения, несущие грубую эмоциональную нагрузку? Или все-таки не стоит обращать внимания на подобные мелочи, решив для себя, что мат, это тоже часть нашего национального колорита?

Задавшись такими непростыми вопросами, мы решили предложить нашим читателям присоединиться к размышлениям и дискуссии на эту тему, и вот что интересного нам удалось услышать и увидеть из различных средств связи.

Жительница Назрани Залина Манкиева, которую, как она призналась, очень сильно заинтересовала тема нашей дискуссии, сказала нам по телефону буквально следующее: «Мы — ингуши, по праву можем гордиться нашим языком, который является одним из самых древних, богатых и выразительных языков мира. Но присутствующий при этом слоган «мат», ставший неотъемлемой частью общения различных слоёв населения, — это скверна, которой нужно стыдиться, поэтому каждый воспитанный ингуш должен стремиться к тому, чтобы очистить от этого стыда как собственную речь, так и язык в целом».

Другой наш читатель, пожелавший остаться неназванным, почему-то был уверен в своей правоте и отметил, что никого из нас нельзя назвать эталоном правильного поведения и ставить в пример для подражания. «Большинство из нас, если не использует мат в своем повседневном лексиконе, то, как минимум, вставляет в свою речь крепкие словечки, когда есть необходимость придать своей речи резкий, эмоциональный окрас», — сказал он и, как бы размышляя вслух, заметил, что время от времени каждый из нас может поймать себя на том, что крепкое слово иногда так и рвется из груди, что удержать его уже бывает невозможно.

«Да, вопреки расхожему мнению, мат — это далеко не наша национальная особенность, и подобные термины присутствуют в большинстве языков мира». Таким категоричным был комментарий от нашего постоянного читателя Илеза Матиева, который является истинным знатоком родной речи. «Сказать точнее, мат вообще нам не присущ, — уверенно сказал наш собеседник, — так как ингушский язык настолько богат и ёмок, что обойтись без сквернословия можно без существенной потери в словарном запасе».

«Когда у человека бедный словарный запас и у него не хватает слов, чтобы оппонировать своему противнику, он прибегает к мату». Такое интересное мнение высказала нам в соцсетях женщина под ником «Ингушка», которая пишет, что её внучка как-то сказала мужчине, ругавшемуся матом о том, что «все знают плохие слова, дядя, но не все их произносят». С досадой отмечает «Ингушка» и то, что в «Фейсбуке» и на других сайтах Интернета иногда даже женщины позволяют себе писать матерные слова. «Обычно я таких невоспитанных отправляю в баню, — сказала она, — и очень жаль, что в реальной жизни этого сделать нельзя. Жизнь стала бы чище».

В одном из своих выступлений на встрече с молодежью известный ингушский писатель Иса Кодзоев сказал, что ингушский язык в умелых руках и опытных устах бесподобно красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. «Хоть и говорят, что матерная речь берет свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер, твёрдо могу сказать, что у нас, на Кавказе, скверное слово всегда считалось таким же тяжким грехом, как и плохое дело», — подчеркнул писатель и добавил, что словесная брань, чрезмерно громкая и крикливая речь также рассматривались нашими предками как проявление бесовского начала.

Ни для кого не секрет, что в последние годы широко распространилось печатное и экранное сквернословие. В том, что мат получил статус печатных слов, «постарались» и многие современные писатели, которые перенесли сквернословие на страницы своих произведений ради «правды жизни», а вернее, коммерческого успеха.

Вряд ли сегодняшние писатели превзойдут когда-нибудь ушедших классиков пера, которые тоже знали непристойные слова, но умели в своих произведениях обходиться без них.

Например, Фёдор Достоевский, описывая в «Дневнике писателя» сцену с пьяными мастеровыми, которые по очереди произносят одно и то же «нелексиконное», «запрещенное при дамах» существительное, само это слово не называет.

У Николая Гоголя в «Мертвых душах» матерное слово тоже остается в подтексте. Если бы Гоголь употребил на страницах «Мертвых душ» непристойное ругательство, ему вряд ли удалось достичь таких высот в размышлениях о русском народе и русском языке.

В 2015 году Владимир Путин, выступая на вечере, посвященном открытию Года литературы, сказал: «Говорят, для выразительности нужно еще использовать и неформальную лексику. Толстому не нужно было, Чехову тоже, Бунину... Но вам, литераторам, видней. Хотя я считаю, чтобы быть ближе к народу, надо писать на правильном языке».

Но, тем не менее, сегодня ненормативная лексика проникла не только в литературу, но и в кино, и даже в средства массовой информации. Да что там говорить, фраза «мы матом не ругаемся, мы им разговариваем» стала своеобразной шуткой, в которой, безусловно, есть большая доля правды. Как мы имеем возможность наблюдать, во многих кинофильмах и телевизионных передачах широко начали употреблять мат как в «забибиканном» виде, так и в прямом звучании. Ученые на этот счет говорят, что проникновение сквернословия в элитарную культуру ведет к оскудению ее духовности, подмене писательского и режиссерского мастерства эпатажем, откровенным цинизмом.

Слова, несущие скверну, противоречат исламу. Обратите внимание, насколько сильную эмоциональную нагрузку несут эти примитивные выражения и слова! Нет лучше способа вызвать у собеседника эмоции, чем использование в своем лексиконе ненормативной лексики. Каждое подобное выражение способно ранить любого, даже на вид самого спокойного человека.

Получается, что скверные слова — это оружие, которое направлено не только на уничтожение самого языка, но и на причинение боли и страданий другому человеку. Сквернословие ранит душу, режет слух, калечит мировоззрение, но, даже осознавая это, мы продолжаем использовать его в своей повседневной жизни.

Наверное, всё же многих матерящихся хоть иногда посещает мысль, что это не очень хорошо. А что обеспечивает нецензурной брани жизнестойкость? Подумав об этом, мы решили обратиться к психологам и выяснили следующее. Дело в том, что одной из главных причин, обеспечивающих сквернословию жизнестойкость, является то, что многие считают его хорошим средством эмоциональной разрядки, оказывающим помощь в снятии стресса. Поэтому бытует мнение, что нельзя обойтись без мата в армии, на стройке, производстве и т. п.

Но внутренняя диалектичность нецензурной брани в том и состоит, что, давая временное, сиюминутное освобождение от стресса, она в то же время создает нигилистическую модель дальнейшего поведения, ориентирует человека на циничное восприятие ряда важнейших этических ценностей. Все это влияет на моральное здоровье как самого сквернослова, так и окружающих его людей.

Одним словом, все ученые и специалисты признают, что нецензурная брань и прочее употребление мата формируют зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. А один известный биолог рассказал недавно по телевизору, что современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли добрые и ласковые слова, а также молитвы и классическую музыку, а на другие — матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения стали хуже расти, больше болели и перестали давать урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой.

Таким образом, учёные обнаружили, что мат опасен для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям.

По словам психологов, в подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Однако часть людей обращается к мату просто как к яркому и резкому языковому жесту, который выделяет и подчеркивает сказанное, а иногда и характеризует автора как типа смелого человека, чуждого условностей и ограничений.

По мнению экспертного сообщества, вряд ли сегодня возможно искоренить мат. Тем не менее, граждане должны знать, что сейчас сквернословие в России по юридическим законам рассматривается как нарушение общественного порядка, оскорбление личности. Оно может соответствовать статье о разжигании национальной, религиозной и этнической розни и повлечь за собой ряд соответствующих санкций. В российском законодательстве предусмотрены меры наказания за нецензурную брань в общественных местах. Статья 20.1 Кодекса об административных правонарушениях расценивает ее как мелкое хулиганство.

Кроме того, с 2012 года в Кодекс об административных правонарушениях РФ включена статья 5.61, предусматривающая ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Совершение указанного правонарушения влечет за собой наказание в виде административного штрафа.

Так что, дорогие читатели, призываем вас к бдительности и просим, прежде чем сказать что-то непристойное, подумайте, а стоит ли портить себе отношения, прибегая к неоправданному риску, и загрязнять наш великий и мудрый ингушский язык.