К 75-летию Победы

Интеллигенция Ингушетии в годы Великой Отечественной войны

Победа в Великой Отечественной войне стала результатом борьбы всех слоёв населения страны. Война потребовала коренной перестройки жизни людей для организации отпора агрессору.

Значительную лепту вложила в неё и интеллигенция, которая являлась проводником идей и постановлений, направленных на организацию борьбы против общего врага. И в то же время интеллигенция не забывала о своих профессиональных функциях: учила, лечила, проектировала, исследовала. Роль и участие интеллигенции в Великой Отечественной войне, бесспорно, велика.

С первых дней войны представители интеллигенции выражали готовность и желание уйти добровольцами на фронт. Однако по всей стране с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. стала ощущаться большая потребность в агитационной работе. Её проведение было сопряжено со многими сложностями. Перед агитаторами стояла главная задача — донести до сознания каждого советского человека, что победа не придет сама, для ее достижения необходимо напряжение всех сил народа.

Агитация и пропаганда среди населения Ингушетии была организованной и отлаженной. Центрами политико-массовой работы были агитпункты, созданные на базе парткабинетов. Агитационная работа была перенесена на заводы и фабрики, в полевые бригады и призывные пункты. В программах агитбригад, неустанно ездивших по предприятиям и по фронтам, артисты, музыканты и литераторы вдохновляли солдат. Массовая агитационная работа давала свои результаты. В идеологической работе широко использовалась периодическая печать. В годы Великой Отечественной войны на Северном Кавказе выходило более 250 периодических изданий.

Деятели науки, образования и культуры вместе с другими уходили и на фронт. Уроженец Ингушетии, учёный-востоковед Нуреддин Габертович Ахриев, преподаватель московских вузов, в «годы Второй мировой войны находился на Закавказском, Крымском и 4-ом Украинском фронтах, являлся начальником 7-го отдела политуправления Закавказского военного округа и Закавказского фронта, командиром дивизиона курсантов, старшим преподавателем Тбилисского артиллерийского училища. В 1941 и 1942 годах он неоднократно выезжал в «военные командировки» в Иран, а в 1943 году, как можно предположить из отрывочных сведений, находился в составе советской рабочей группы, подготавливавшей Тегеранскую конференцию глав государств антигитлеровской коалиции».

В первые дни войны добровольцем ушёл на фронт директор Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Осман Долаков, окончивший рабфак во Владикавказе (1926 год), советскую партийную школу, Коммунистический университет (КТУВ) имени Сталина в Москве (1933 год), Институт красной профессуры в Москве. Осман Долаков знал несколько иностранных языков, был большим патриотом народа и страны.

Ушёл на войну добровольцем в первые же дни учёный-лингвист, заведующий сектором Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Ибрагим Оздоев. Вместе с ним ушли и его братья Абукар и Джабраил. Воевали они в составе 225-го кавалерийского полка.

В партизанских отрядах воевали историк Мурад Муртузович Базоркин, историк и общественный деятель Мурад Маматович Куркиев. В 1942-1943 гг. воевал в партизанском отряде Абдул-Гамид Гойгов. Выпускник Ингушского педагогического техникума (г. Владикавказ) Магомет Темирсултанович Долгиев был командиром ачхой-мартановского партизанского отряда. Воевал на фронте собиратель устного народного творчества ингушей, сотрудник газеты «Сердало» Сулейман Дахиевич Паров и многие другие.

Многих представителей творческой интеллигенции обязывали работать в тылу, приравнивая их «слово» к боевому оружию. Их главной задачей руководство страны видело в мобилизации народа и формировании нетерпимости к фашистам.

Ведущим лозунгом литературы периода Великой Отечественной войны был «Все для фронта!». В первые дни начала войны председатель Чечено-Ингушского союза писателей Джемалдин Яндиев провел экстренное заседание, на котором призвал всех отдать все силы во имя победы над врагом. В обязанность писателям вменялось — быть фронтовыми корреспондентами, выступать активно с агитацией, писать героические и патриотические произведения. Часто публиковал военные очерки Идрис Базоркин. Читал их по радио, в госпиталях, писал пьесы по военной тематике. В 1943 г. за активную антифашистскую пропаганду И. Базоркин и Дж. Яндиев были отмечены высокой наградой тех лет — почетными грамотами Верховного Совета ЧИАССР.

В печати регулярно появлялись военные стихи и прозаические произведения М. Льянова «Берегите Родину», «К ингушскому поэту»; Х.-Б. Муталиева «Встаньте, тверже железа», «Родине», «Портрет воина»; произведения А. Хамхоева, Х. Осмиева и др. В первые же дни войны уходили добровольцами на фронт студенты и преподаватели учебных заведений, уходили творческие коллективы театров и кино.

Студенты меняли мирное направление своей деятельности на военную специализацию и поступали на краткосрочные курсы для получения различных военных профессий. К началу Великой Отечественной войны учитель и писатель Багаудин Хусенович Зязиков работал инструктором отдела печати Чечено-Ингушского обкома КПСС, вёл большую общественную и пропагандистскую работу. В июле 1941 года он ушёл добровольцем на фронт. Вместе с татарским поэтом Мусой Джалилем он закончил 6-месячные курсы политруков в Татарской АССР, и с января 1942 года стал работать корреспондентом газеты «Сын Родины». Он умел своими очерками поднимать дух воинов. За годы войны дослужился он до звания майора. Не раз ходил он в разведку с боевыми друзьями и одновременно вёл фронтовой дневник, писал патриотические статьи и очерки.

Учителя и писатели, учёные и художники воевали и жили одной жизнью с солдатами, шли в наступление, мерзли в окопах, совершали подвиги. С оружием в руках прошел дорогами войны писатель Ахмед Ведзижев. Многие учителя школ Ингушетии уходили на фронт, в том числе руководители: директор школы с. Средние Ачалуки А. Д. Алиев, директор школы № 21 г. Орджоникидзе Х. Т. Ахильгов, учителя из с. Галгай-Юрта — М. А. Дзарахов и М. М. Барахоев, из с. Ахки-Юрта — У. А. Оздоев и Х. М. Хамхоев, из селения Базоркино — С. Б. Арсамаков, И. Э. Газдиев, И. К. Ужахов, из с. Яндаре — Х. Э. Султыгов, из станицы Орджоникидзевской — Х. А. Ахильгов, из с. Джейраха — М-Г. Э. Ахильгов, из станицы Нестеровской — М. И. Михайлова (Павленко), из с. Долково — С. К. Долгиев и мн. др. Этот список можно продолжать.

Учителя и выпускники педагогических учебных заведений сражались практически на всех фронтах и во всех родах войск, были удостоены высоких боевых наград. На смену им шли молодые, не имеющие педагогического опыта учителя. Положение усугублялось тем, что работать им приходилось в тяжелых материально-бытовых условиях, вызванных войной. А между тем суровые условия военной поры заставили общеобразовательную систему усилить идейно-политическое, патриотическое воспитание учащихся, укрепить учебную дисциплину, улучшить военно-физическую подготовку, развернуть среди школьников оборонно-массовую работу, привлечь их к движению по оказанию помощи фронту, промышленному производству, аграрному сектору, семьям фронтовиков. В системе образования — в гороно и роно трудились Салман Озиев, Мурад Куркиев, Дж. Горбаков и многие другие.

Свой посильный вклад в общую победу внесли студенты, сотрудники и преподаватели Чечено-Ингушского пединститута. Летом 1941 года из этого института ушло на фронт 50 защитников Родины, а через полгода еще 24.

Ушли на фронт деятели культуры и искусства: Абдула Дудиевич Цароев, студент Московского театрального института (ГИТИС), позже направленный на учебу в Калинковичское военное училище Краснопресненским РВК г. Москвы; Дунда Маматиевич Куркиев, участник Олимпиады искусств народов Северного Кавказа; Ляля Батырбековна Ужахова, студентка театрального института, ставшая в ряды защитников Отечества; вместе с актерами Чечено-Ингушского государственного драматического театра ЧИАССР ушёл на фронт Осман Маисович Горчханов, выпускник Тбилисского государственного театрального института, заслуженный артист ЧИАССР, и мн. др.

На протяжении военного времени идеологическая работа по формированию патриотического сознания у населения не прекращалась. Ярким выражением патриотизма советского народа была крепкая связь фронта и тыла, которой также руководили управленческие кадры интеллигенции. Наряду с самоотверженным трудом, в тылу шла работа по формированию и обеспечению призыва в армию. Председателем Пригородного отдела райсовета, (позже ДОСААФ) с возложенными обязанностями по формированию и обеспечению призыва в армию служил Ахмет Берснакоевич Долгиев, окончивший рабфак и физико-математический факультет Ингушского педагогического института в г. Орджоникидзе. Директором артели «Кавказ» в г. Орджоникидзе был Мухтар Берснакоевич Долгиев (1904-1966), где производилась различная продукция для командного состава Красной армии — кожанки, папахи, а также седла и сбруи для кавалерии.

Инженеры и агрономы, преподаватели вузов и специальных средних учебных заведений, врачи и учителя работали в колхозах, совхозах, медицинских учреждениях. Вместе со всеми представители интеллигенции рыли окопы, сооружали оборонительные рубежи, работали на предприятиях, руководили прокладкой железнодорожных путей, участвовали в строительстве и ремонте бронепоездов, вели общественную работу. Настойчиво и упорно преодолевали они трудности военного времени. Сложной и ответственной была работа по подготовке новых кадров для промышленных предприятий. Ведущую роль играли инженерно-технические кадры.

Было понимание важности многих задач, стоящих перед регионом в целом, ибо Северный Кавказ являлся не только крупным экономическим, но и важным стратегическим районом страны. По территории региона, в том числе Ингушетии, проходили железнодорожные и шоссейные магистрали, связывающие кавказские нефтяные районы с центром, в связи с чем были остро востребованы узкие специалисты, специалисты с техническим образованием, как на войне, так и в тылу.

В их числе был С. Ш. Измайлов, выпускник механического факультета Ростовского института путей сообщения, служивший в первые годы войны помощником начальника по технической части под Сталинградом, позже начальником военной приемки и старшим военпредом Управления снабжения горючим Красной армии на Северо-Кавказском фронте.

Руслан Берсанович Кодзоев, выпускник Московского химико-технологического института, инженер-технолог, был начальником химической службы 3-го Гвардейского стрелкового полка 4-ой Гвардейской стрелковой Апостоловой Краснознамённой дивизии, воевал на 3-м Украинском фронте.

Выпускник рабфака при Нефтяном институте г. Грозного Абдурахман Аббасович Бориев служил в инженерных войсках. Ахмет Османович Султыгов, выпускник Военно-инженерной академии, воевал в должности командира 22-ой сапёрной роты 439-го отдельного саперного батальона, 373-й миргородской стрелковой дивизии, 52-ой армии.

Зелимхан Магометович Тангиев, 1909 г. р., выпускник Ленинградского строительно-архитектурного института, воевал в составе 255-го отдельного Чечено-Ингушского полка. Выпускник физико-математического факультета Чечено-Ингушского педагогического института, политрук Иналук Козлоевич Ужахов воевал на Северо-Западе СССР. Студент Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта Мухтар Мурцалович Цокиев встал в ряды артиллеристов на войне. Список этот можно продолжить.

А между тем в тылу трудные и ответственные задачи ложились на плечи рабочих, специалистов сельского хозяйства. Все свои силы они направляли на то, чтобы бесперебойно снабжать всем необходимым для жизни Красную армию и население. И всегда в авангарде была интеллигенция. Преодолевая неимоверные трудности, интеллигенция Ингушетии вместе с рабочими и крестьянами старалась сделать максимум возможного для того, чтобы экономика, культура, общественно-политическая и духовная жизнь республики функционировали динамично и соответствовали высоким требованиям, предъявленным суровым военным временем.

Огромные изменения происходили в годы войны в сфере медицины. Значительная часть медперсонала больниц находилась на фронте, в эвакогоспиталях, санитарно-медицинских частях. При значительном уменьшении общей численности медиков в тылу, учреждениям здравоохранения удавалось оказывать бесперебойную медицинскую помощь мирному населению, лечить тысячи раненых, находившихся на территории республики.

Сотням тысяч воинов Красной армии в числе других сохранили жизнь ингушские врачи, служившие в госпиталях и медицинских санитарных батальонах на разных фронтах и на территории республики: Фатима Льянова, Асият Тутаева, Нина Тутаева, Абдул-Бек Маматиев, Сулейман Долтмурзиев, Курейш Угурчиев, Тамара Албогачиева и др.

Учёные, инженеры, строители, медики, учителя, писатели, актёры были не раз награждены за мужество и героизм, проявленные в боях. Представители интеллигенции Ингушетии принимали участие в сражениях Великой Отечественной войны, работали в тылу с населением, оказывая огромное влияние на умы и настроения общества. Руководство страны видело в интеллигенции ту силу, которая объединяла народы, направляя их против общего врага — фашистской Германии.

Победа ковалась нелегко. Ценой огромных жертв и неимоверных усилий. И в эту победу значительную долю вложили ученые, студенты, педагоги, медики, работники искусства. Память о них будет вечной в наших сердцах!

Зейнеп Дзарахова